Школа софистов

Классический период древнегреческой философии.

Атомистическое учение Демокрита.

Кризис, вызванный апориями Зенона, был очень глубок; чтобы его хотя бы отчасти преодолеть, требовались какие-то особые, непривыч­ные идеи. Крупным шагом по пути развития онтологического подхода в решении философских проблем является атомизм Демокрита (460— 370 гг. до н. э.) Демокрит стремился к созданию стройного, ясного и логически обоснованного учения. Исходная мысль этого учения: «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, все существующее раз­решается в бесконечное множество первоначальных неделимых веч­ных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном про­странстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом». Философское учение Демокрита — это сформировавшийся, развитый в основных своих положениях античный материализм.

Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницае­мое — атом. Атомов бесчисленное множество. Демокрит характеризу­ет атомы так же, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны, нераз­дельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они облада­ют абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по своему объему, весу, форме и расположению. Атомы бескачественны, то есть, лишены каких бы ни было чувственных свойств — цвета, запаха, звука и т. д. Все тела состоят из атомов, реальные подлинные свойства вещей суть те, которые присущи атомам. Все остальные чувст­венно воспринимаемые свойства: вкус, температура и т. д. существуют не в вещах, а только в чувственном восприятии человека и возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств.

Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом — бытие, то пустота — это небытие. С одной стороны, если бы не было пустоты, то не было бы и реального множества и движения. С другой стороны, если бы все было делимо до бесконечности, то пустота была бы во всем, то есть в мире ничего бы не было, не было бы и самого мира, и отсюда следует вывод, если бесконечная делимость уничтожала бы всякую величину, разрешив ее в ничто, то должны существовать твер­дые тела, иначе не было бы ничего плотного.

Этот период связан с поворотом философии от мира природы (Космоса) к теме человека (микрокосмоса) и общества. Это переориентация могла произойти лишь в условиях полисной демократии, где свободные граждане осознавали себя в качестве суверенной личности. Такой человек воспринимал себя как меру всех вещей, способным самостоятельно принимать законы и установления, создавать порядок в окружающем мире. Переход от натурфилософии к антропологии (антропологический поворот) и социальной философии стал возможным благодаря глубоким социально-экономическим и духовным предпосылкам в греческом обществе.

Этот переход обычно связывается со школой софистов - первых древнегреческих просветителей и учителей мудрости: Протогор, Горгий, Антифонт, Гиппий, Продик. Первоначально слово «софист» означало мудрец и искусник, а само слово "софизм" хитрость, уловка, измышление, хотя сами софисты говорили: «Мы не мудрецы обладатели мудрости, не философы - искатели мудрости, а специалисты по мудрости». Они появились в Афинах при Перикле, но особое распространение получили во второй половине 5 века до нашей эры. С этого времени появляется особый тип философа-профессионала, платного учителя философии и красноречия. Появление софистов в Греции стало зарождением новой профессии, ставящей задачей - научить мыслить, говорить и делать. Многие из них являются еще и просветителями, педагогами- энциклопедистами.

Особенно так называемые старшие софисты: Протагор, Горгий. Для софистов человек становится центром исследования. Философские интересы перемещаются из сферы натурфилософии в область антропологии. Человек свободен, исходя из этого, Протагор сформулировал свой известный тезис: «Человек есть мера всех вещей». С его помощью философ проводил мысль о субъективности восприятия человеком мира, о наличии у него всегда своего «я». В основу оценки человеческого поведения в качестве единственного правила софисты выдвигают принцип пользы. Просветительская тенденция софистов
особенно четко выступает в их отказе от религии, в отрешении от веры в богов и в попытке объяснения природы с помощью разума. В своем сочинении о богах Протагор, например, утверждал: «О богах я не могу знать. Не того, что они существуют, ни того, что их нет, ни даже того, каковы они по виду, ибо многому препятствует знать это: и не ясность вопроса и краткость человеческой жизни». За такие рассуждения он был обвинен в безбожии и бежал из Афин.

Софист Критий объявил религию выдумкой. Софисты предприняли попытку систематизировать логику мышления. Протагор предложил проводить словесные турниры, где широко обсуждались знаменитые софизмы. Благодаря им образовалась наука об ораторском искусстве – риторике.

Софисты занимались логикой и математикой, астрономией, музыкой и поэзией. Они способствовали развитию тогдашнего языкознания и также пробудили интерес к рациональному знанию. Однако они подвергались критике со стороны Сократа, Аристотеля и других античных философов за релятивизм (относительность), словесные ухищрения и за подмену истины пользой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: