Никколо Макиавелли

Писаное или позитивное право, т.е. нормы поведения, которые создаются человеком и записываются в официальных источниках. Официальное право должно опираться на естественное право и не противоречить ему. Идея естественного права сыграла большую прогрессивную роль в идеологической подготовке первых буржуазных революций. Немаловажное значение имели и социально-философские учения, которые подчеркивали необходимость преобразования общества в интересах более разумного и гармоничного существования человека. В их рамках было сформировано немало идей оказавших большое влияние на последующую философию. В 17в. идея естественных прав была органично дополнена концепцией общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк).

Социально – политическая философия эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения произошли принципиальные изменения в области социально-политических воззрений, в особенности на сущность государства и государственной власти. В средневековье господствовали теократические взгляды, обоснованные в учении Августина,Фомы Аквинского и других теологов. Согласно им считалось, что власть папы Римского как наместника Бога на земле, выше власти любого другого светского государя. Любой государь – есть избранник Божий, но власть он получает только из рук церкви, чтобы стать королем необходимо пройти процедуру «помазывания», совершаемую священником. В 14-15 веках папство потерпело ряд серьезных поражений в своей борьбе за верховную светскую власть. Уже в 14 веке Марселей Падуанский провозгласили идею главенства светской власти над церковной, а и даже необходимость отделения церкви от государства. Но радикальный переворот в социально-политических воззрениях произошел только в 16-17 веках, во многом он был связан с развитием протестантизма и религиозными войнами в Европе.

Основная проблематика социально- политической философии:

- проблемы государства;

- устройство общества;

- взаимоотношение церкви, государственных институтов и верующих.

Основные направления:

- политическая философия,

- философия социалистов-утопистов,

- философия Реформации

Гуманизм Возрождения нашел свое проявление прежде всего в возникновении учения об естественных правах человека. Эта идея зародилась еще в Античное время, а развитую форму стала обретать в эпоху становления раннего капитализма. Авторы идеи о естественных правах человека исходили из того, что всякий человек от рождения, а не от Бога, наделен рядом фундаментальных благ, которые делают возможным его самостоятельное и свободное существование в обществе. Гуго Гроций считал, что все существующие права можно разделить на естественные и позитивные.

Естественное право – право заложенное самой человеческой природой, к числу таких прав мыслители относили право на жизнь и обладание имуществом, право на достоинство и свободу убеждений, на личную безопасность и свободу передвижения. Все они естественные в том смысле, что даны от рождения, поэтому никто не вправе изъять их, в том числе и государство. Эти права должны неукоснительно соблюдаться, независимо от того, записаны они в законе или нет.

В эпоху ПросвещенияЖ.-Ж. Руссо. В ней подчеркивалось, что государство создано добровольно людьми ради свободного и цивилизованного, безопасного совместного существования.

Великие географические открытия позволили европейцам обнаружить, что значительная часть населения земли живет вне государства, в условиях первобытного строя. Этот факт поставил перед учеными проблему происхождения государства. Движение Реформации значительно подорвало веру в божественное происхождение королевской власти, это и послужило предпосылкой теории общественного договора, которая получит широкое распространение уже в эпоху Нового времени и Просвещения. Создание этого учения стало значительным шагом вперед по пути исследования общественной жизни и ее институтов. Оно углубило философское представление о природе человека и настаивало на привидении общественных отношений в соответствии с этой природой, подчеркивало особую роль государства и права в обществе.

Крупнейшим представителем философской мысли Возрождения являлся Никколо Макиавеллигосударственный деятель, историк, писатель и поэт. Он исследовал проблемы управления реально существующего государства, методы влияния на людей и причины политической борьбы. Основной в его произведениях была тема государственного и общественного устройства. Государство рассматривалось как центр власти и силы в обществе, происходящие в нем явления естественны, а не божественны. Он был сторонником сильного централизованного государства с наделением его правителя большими полномочиями. Он считал, что любое действие государя оправдано, если продиктовано заботой о благе и безопасности своей страны. В этих целях государь вправе применять силу вплоть до жестокости. Гибкость правителя состоит в его умении сочетать свойства хитрости и изворотливости лисицы с качествами прямолинейности льва. Со временем тезис об оправдании применения силы в политике получил название Макиавеллизм. В этом явлении отрыв политики от морали, т.е. аморализм, так же проявил себя ранний капитализм Возрождения с его духом прагматизма, грубой силы и вероломства в политике. Именно Макиавелли применяет знаменитую фразу: «Цель оправдывает средства».

Макиавелли осуждает христианство за то, что оно учит смирению и концентрирует интересы человека на небе, отвлекая его от земных дел. Как и все гуманисты, он оценивает человека по его личным делам и заслугам, и потому резко обрушивается на бесполезное дворянство, живущее чужим трудом. Социально-политическое учение Макиавелли можно назвать политическим реализмом. Он считает, что управление людьми должно основываться на знании реальной человеческой природы. Философия Макиавелли основывалась на реалистическом отношении к окружающей действительности, стало руководством к действию для многих политиков, как эпохи Возрождения, так и последующих эпох.

Тему сильного централизованного государства раскрал в своем творчестве известный французский мыслител ь Жан Боден. В эпоху религиозных войн он отстаивал идею веротерпимости и выступал с требованием сильной королевской власти. Государство он рассматривал как некоторое содружество, которое основывалось на частной собственности и выполнении ряда социальных функций. Государство - воплощение высшей правовой власти в обществе. Он был автором теории государственного суверенитета и полагал, что власть государства должна быть неделимой, постоянной и независимой от церкви. Он развивал теорию абсолютизма, т.е. неограниченной монархии. По его представлению монарх имеет право на все, и выше него находится только Бог. Однако, государь сам должен подчиняться законам и не имеет право вторгаться в семью и присваивать частную собственность. Это священные и незыблемые устои общества, над которыми государство не властно. Интересна идея Бодена о том, что для разных народов подходят разные способы правления: северными народами необходимо управлять посредством силы, южными – посредством религии, народами умеренных стран – посредством разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: