double arrow

Никколо Макиавелли

Крупнейшим представителем философской мысли Возрождения являлся Никколо Макиавеллигосударственный деятель, историк, писатель и поэт. Он исследовал проблемы управления реально существующего государства, методы влияния на людей и причины политической борьбы. Основной в его произведениях была тема государственного и общественного устройства. Государство рассматривалось как центр власти и силы в обществе, происходящие в нем явления естественны, а не божественны. Он был сторонником сильного централизованного государства с наделением его правителя большими полномочиями. Он считал, что любое действие государя оправдано, если продиктовано заботой о благе и безопасности своей страны. В этих целях государь вправе применять силу вплоть до жестокости. Гибкость правителя состоит в его умении сочетать свойства хитрости и изворотливости лисицы с качествами прямолинейности льва. Со временем тезис об оправдании применения силы в политике получил название Макиавеллизм. В этом явлении отрыв политики от морали, т.е. аморализм, так же проявил себя ранний капитализм Возрождения с его духом прагматизма, грубой силы и вероломства в политике. Именно Макиавелли применяет знаменитую фразу: «Цель оправдывает средства».

Макиавелли осуждает христианство за то, что оно учит смирению и концентрирует интересы человека на небе, отвлекая его от земных дел. Как и все гуманисты, он оценивает человека по его личным делам и заслугам, и потому резко обрушивается на бесполезное дворянство, живущее чужим трудом. Социально-политическое учение Макиавелли можно назвать политическим реализмом. Он считает, что управление людьми должно основываться на знании реальной человеческой природы. Философия Макиавелли основывалась на реалистическом отношении к окружающей действительности, стало руководством к действию для многих политиков, как эпохи Возрождения, так и последующих эпох.

Тему сильного централизованного государства раскрал в своем творчестве известный французский мыслител ь Жан Боден. В эпоху религиозных войн он отстаивал идею веротерпимости и выступал с требованием сильной королевской власти. Государство он рассматривал как некоторое содружество, которое основывалось на частной собственности и выполнении ряда социальных функций. Государство - воплощение высшей правовой власти в обществе. Он был автором теории государственного суверенитета и полагал, что власть государства должна быть неделимой, постоянной и независимой от церкви. Он развивал теорию абсолютизма, т.е. неограниченной монархии. По его представлению монарх имеет право на все, и выше него находится только Бог. Однако, государь сам должен подчиняться законам и не имеет право вторгаться в семью и присваивать частную собственность. Это священные и незыблемые устои общества, над которыми государство не властно. Интересна идея Бодена о том, что для разных народов подходят разные способы правления: северными народами необходимо управлять посредством силы, южными – посредством религии, народами умеренных стран – посредством разума.

Контрольные вопросы

1. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской философии?

2. Теоцентризм и антропоцентризм. В чем, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской пробле­матики средневековья и Возрождения?

3. Основные проблемы и своеобразие средневековой философии.

4. Тема бога и человека в философии А. Августина.

5. Обоснование идеи бога у А. Августина и доказательства существования бога у Ф. Аквинского.

6. Схоластический спор об универсалиях: реализм и номинализм.

7. Каковы разновидности и смысл теодицеи?

8. Специфика средневековой онтологии и гносеологии.

9. Смысл человеческой жизни и смысл истории в средневековом мировоззрении.

10. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?

11. Платонизм в философии Возрождения.

12. Что такое пантеизм? У каких мыслителей Возрождения он встречается?

13. Вселенная глазами мыслителей Возрождения. Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно.

14. Возрождение античной диалектики: совпадение противопо­ложностей /Зенон - Н. Кузанский/.

15. Социально-философские взгляды Н. Макиавелли.

16. Утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.

17. В чём суть философских достижений эпохи Ренессанса, ока­завших влияние на философию Нового времени.

18. Какие проблемы выделяются в качестве наиболее спорных для философии христианского средневековья?

19. В чем состоит различие в понимании человека в философии средневековья, Возрождения и Просвещения?

20. Какое влияние оказал труд Н. Коперника «Об вращении не­бесных сфер» на развитие философии и науки?

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. Что относится к важнейшим принципам средневековой христианской философии?

2. Полемика о свободе воли в средневековой философии. Эсхатологический смысл истории.

3. Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья.

4. Проблема универсалий: спор реалистов и номиналистов.

5. Философия неоплатоников и христианство. Истоки западного монашества. Св. Франциск Ассизский и францисканство.

6. Мальтийский орден. Рыцари мальтийского ордена в России.

7. Пантеизм Дж. Бруно.

8. Т. Мор и Т. Кампанелла как представители утопического социализма.

9. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

10. Этика М. Монтеля и Э Роттердамского.

11. Ценность духовности в христианской философии средних ве­ков.

12. Дух, душа и тело в понимании философов средневековья.

13. Особенности понимания природы и человека как творений бо­га. Дух новой эпохи в искусстве Возрождения.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого Нового Завета. – М., 1992.

2. Августин А. Исповедь. — М., 1991.

3. Фома Аквинский. «Сумма теологии». Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха просвещения / Ред. колл. И.Т. Фролов и др. - М., 1991.

4. ГриненкоГ.В. История философии. – М., Юрайт, 2003.

5. История философии. Учебник для ВУЗов. – Ростов н/Д., 2001.

6. История средних веков. В 2-х т.Т1. – М., 1990.

7. Каутский К. Происхождение христианства.- М., 1990.

8. Майоров Т.Т. Формирование средневековой философии. - М., 2006.

9. Печникова Р.Ю. Мальтийский орден в прошлом и настоящем. — М., 1990.

10. Соколов В.В. Средневековая философия. — М., 1979.

11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991

12. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч.Ч 1. – М., 1991.

13. Пико делла Мирандолла Дж. Речь о достоинствах человека. Эстетика Ренессанса. Т. 1. — М., 1989.

14. Фичино М. Комментарии на «Пир» Платона — Эстетика Ренессанса. Т. 1. — М., 1989.

15. Хрестоматия по философии. – Ростов н/Д., 1997.

16. Баткин Л.М. Философия Возрождения в поисках индивидуальности. — М., 1989.

17. Горфункелъ А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М.,1980.

18. Гуттенберг В.И. Титаны Возрождения. – М., 1988.

19. Исторические типы философствования. — М.: Изд-во МАИ, 1994. С. 33-37.

20. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978.

21. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – СПб., 1999.

22. Фирсов А.В. История философии. – Ростов н/Д., 2004.

Лекция 2.3 Философия Нового времени и эпохи Просвещения.

Дидактические единицы:

2.2.3 Философия Нового времени и эпохи Просвещения

1. Картина мира в философии Нового Времени. Взаимосвязь философии и естественно научного знания.

2. Эмпиризм. Проблема познания в философии Ф. Бекона.

3. Рационалистическая концепция Р. Декарта. Рационализм как тип философствования.

4. Философские учения об общественной жизни. Просветительская трактовка человека

5. Сущность просветительства.

6. Ш. Монтескье - идеи «географического» детерминизма и закономерного развития.

7. Вольтер – идеи свободомыслия и атеизма в философии.

8. Ж. Ж. Руссо о природе человека и его воспитании.

9. Д. Дидро и П. Гольбах о природе. Просветительская деятельность Дидро.

10. Общественно – правовой идеал Просвещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: