Макиавелли и Моден

Известный итальянский государственный и общественный деятель эпохи Возрождения Никола Макиавелли (1469-1527) вошел в историю политической мысли как выдающийся историк и теоретик политики, государственной власти, впервые выделивший политику в качестве особой, самостоятельной области знания и человеческой деятельности, свободных от богословия и христианской морали. В эпоху господства телеологических подходов к общественной жизни он не только провозгласил, что «Христианская религия обессилила мир, предала его в жертву мерзавцам», но и, решительно освободившись от теологии и схоластики, заложил начала серьезной рационалистической разработки проблем теории политики и политической практики. Основным вопросом политики он считал нахождение путей и способов политического действия с учетом общих и специфических условий принятия решений. Политическая наука, по Макиавелли, призвана заниматься не далекими от реальности умозрительными схемами и выдуманными ситуациями, а реальными фактaми и проблемами на основе обобщения и анализа политического опыта. Именно из этого опыта Макиавелли стремился Вывести определенные нормы и Правила политического поведения, Принятия правильных политических решений.

Макиавелли впервые использовал понятие «государство» не в смысле древнего полиса, страны, общества, а в смысле специфически политической организации.

Точно также ему принадлежит приоритет в Использовании понятия «республика» не в платоновском смысле синонима государства, а в смысле одной из важнейших форм государства, охватывавшей в традиционной тогда классификации и демократию, и аристократию, в противоположность монархии. Все это и многое другое позволяет считать Н.Макиавелли, вслед за Аристотелем, основателем политической науки на новом этапе ее развития. Именно он придал многим важным понятиям политической теории современный смысл.

Н.Макиавелли не абсолютизировал какую-либо одну форму государства и, высказывая в принципе предпочтение республике, вместе с тем считал, что при определенных Условиях (особенно в периоды общественных преобразований) более целесообразна монархия. Наиболее подходящей для него была смешанная форма правления по типу Римской республики, сочетавшей черты демократии, аристократии и монархии. Все формы правления Н.Макиавелли разделял на две группы - республики и принципаты, где власть Принадлежит одному, т.е. монархии. Используя традиционную для античности классификацию этих форм (три Правильные и три неправильные), он, однако, рассматривает демократию как правильную форму правления большинства. Велика заслуга Н.Макиавелли и в установлении и анализе тесной связи форм государства и политики в целом с социальной структурой общества и социальными противоречиями.

В разработке теории политики Н.Макиавелли, несомненно, стоял на прагматических и утилитарных позициях, следуя в общем и целом принципу «цель оправдывает средства» и четко отграничивая политику и мораль. Он решительно отстаивал смелость и решительность, уверенность и гибкость в проведении политики, ратовал за соединение в политике черт «льва и лисицы», отмечая - что «необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков». К сожалению, эти и аналогичные высказывания были односторонне истолкованы как якобы проявления крайнего аморализма, лицемерил, вероломства, жестокости и даже преступности политики, в связи, с чем понятие «макиавеллизм» нередко используется лишь в негативном плане. Это серьезно искажает действительную позицию Н.Макиавелли, который хотя и был. Сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей, подчинения морали высоким политическим целям, но отнюдь не стоял на позиции безоговорочного признания, что любая цель всегда и везде оправдывает любые средства ее достижения. В главном своем труда «Государь» (1532) он, действительно, допускает возможность нарушения религиозных и нравственных норм, но не в Принципе и не в любой ситуации, а единственно ради создания и сохранения государства, в частности, ради объединения его раздробленной тогда родины - Италии.

Другой видный представитель политической мысли: XVI столетия французский мыслитель, Идеолог абсолютизма Жан Боден (1529 или 1530-1596) знаменателен, прежде всего своими разработками проблем суверенитета. Он считается основателем той светской концепции суверенитета, которая, будучи всесторонне развита и обогащена, дошла до нашего времени. Именно Бодену принадлежит первенство в выделении двух основных признаков суверенитета - независимость и верховенство власти. Под суверенитетом он понимал принадлежащее государству независимое и абсолютное право творить и проводить В жизнь законы в масштабах его территории.

Суверенитет как «абсолютная и постоянная власть государства», по Бодену, - главный признак государства, выступающего в качестве «правового правления множеством семей и тем, что у них общее, под суверенной властью». Государственный суверенитет един,неделим, постоянен, абсолютен, безусловен. Именно по основанию принадлежности суверенитета Боден классифицировал и формы государства: монархия - суверенитет у одного лица; аристократия - суверенитету меньшинства; демократия - верховная власть у всех или большинства. Он привержен «законной или королевской монархии», которая лучше всего соответствует природе суверенной власти, ее единству и неделимости и способна обеспечить мир, порядок, сплочение и гармонию в обществе. Вместе с тем он видел, что в различных исторических и природных условиях оптимальными могут оказаться и другие государственные формы.

Видя опасность превращения абсолютизма в произвол и тиранию, Боден выступал за известное ограничение действий короля не только «божественными, «естественными» и«человеческими» законами, общими всем народам, но и прерогативами сословного представительства (Генеральных штатов Франции), правовыми принципами. Боден различал право и закон. В связи с этим он считал, что суверен не ограничен существующим в стране законодательством, но должен подчиняться праву как выражению разума, его принципам и нормам, определяющим благо и справедливость в государстве. По его мнению, абсолютная власть правителей «не распространяется на законы Бога и природы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: