Основные черты натурфилософии.
В рамках эпохи Возрождения стала очевидной глубокая ломка, сложившаяся в средние века теологической картины мира (теоцентризм). Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфилософия и естествознание Возрождения. (Н.Коперник, Дж. Бруно, Н. Кузанский, Г.Галилей, И. Кеплер). Как и в целом, общественная мысль того времени, она выразила ситуацию противоборства религиозной средневековой догматики и формирующегося научного мышления. Явный поворот к теме природы означал переход от догм теоцентризма к новой картине мира, более рациональной и аргументированной.
Мировоззренческое значение.
Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и
Цель науки Возрождения состояла в том, чтобы от мертвых абстракций и комментирования сочинений других авторов(библейских пророков и отцов церкви) перейти к живому наблюдению вещей. В науке это сразу дало громадное увеличение нового материала и новых сведений. Новые условия побуждали обращаться к точному знанию и эксперименту. Соответственно наибольший спрос обращается на такие отрасли знания как математика и геометрия, механика и астрономия, однако позиции науки тогда еще не окрепли, а религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм (всебожие), утверждающей идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах. «Бог внутри природы, а не вне ее». Этот тезис стал доминирующим в эпоху Возрождения. Пантеизм занимал промежуточное положение между идеализмом и материализмом. Различаются пантеизм материалистического и идеалистического толка. В материалистическом Бог растворяется в природе (Дж.Бруно), а в идеалистическом природа растворяется в Боге (Н.Кузанский).
|
|
1. Обоснование материалистического взгляда на мир.
2. Стремление отделить философию от теологии.
3. Формирование научного мировоззрения свободного от религии.
4. Выдвижение новой картины мира в котором Бог, природа и космос – едины, а Земля – не является центром Вселенной.
5. Утверждение, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувствам, познанию и разуму, а не божественному откровению.
Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.
Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.
|
|
Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».
В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит: «.... Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».
Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождению от религиозного толкования.
Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника.
Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира.
Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией». Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.