Взаимосвязь представлений о Вселенной с философской и научной картиной мира

Единство материи, движения, пространства и времени

Осознание и обоснование указанного единства в истории науки и философии произошло не сразу. Большой вклад в ре­шение этой проблемы внес Н. И. Лобачевский, который в ос­нову своей неэвклидовой геометрии положил идею о тесной зависимости геометрических отношений от природы матери­альных тел. Он пришел к выводу о том, что свойства простран­ства не являются всегда и везде одинаковыми и неизменными, а они изменяются в зависимости от наиболее общих свойств материи.

Глубокое обоснование единства материи, движения, про­странства и времени дал А. Эйнштейн, создавший специаль­ную (1905) и общую (1916) теорию относительности. В соответ­ствии со специальной теорией относительности пространствен­но-временные свойства тел зависят от скорости их движения. Пространственные размеры сокращаются в направлении дви­жения при приближении скорости тела к скорости света в ваку­уме (300 000 км/с), а временные процессы в быстро движущих­ся системах замедляются («эффект близнецов»). Пространство и время в специальной теории относительности представляют­ся как взаимосвязанные свойства физических систем и процес­сов, единство которых реализуется в понятии «пространство-время», и описываются с помощью четырехмерной геометрии.

В основе общей теории относительности лежит положение о том, что четырехмерное пространство-время, где действуют силы тяготения, подчиняется соотношениям неэвклидовой геометрии («искривление» пространства). Эта теория говорит о влиянии на ход времени гравитационных масс. Вблизи мас­сивных тел время замедляется, как и в центре планет (чем на их поверхности). Этот эффект тем заметнее, чем больше масса небесных тел.

Таким образом, теория относительности А. Эйнштейна показала неразрывную связь между пространством и временем (четырехмерный пространственно-временной континуум), а также между движением материи и ее пространственно-вре­менными формами существования.

Научная картина мира — целостная система представле­ний об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаменталь­ных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, ко­торая включает представления о всей действительности, и есте­ственнонаучную картину мира.

Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономичес­кой, химической, биологической и т.п.

В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая зани­мает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития прак­тики и познания одни научные картины мира сменяются дру­гими. Так, естественнонаучная (и, прежде всего физическая) кар­тина мира строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.) — квантовой механики и теории относительности, а сегодня — на основе синергетики.

Основной элемент любой религиозной картины мира — образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный товарный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой — настоящей; истинной реальности — Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, соб­ственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте ее бытия.

Таким образом, специфической чертой религиозной карти­ны мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависи­мой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкрет­ных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, хрис­тианской и др.

Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отно­шение может пониматься материалистически или идеалисти­чески, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в фило­софии рассматривается во всем многообразии его аспектовонтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно по­этому философские картины мира так множественны и не по­хожи одна на другую.

В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, одна­ко, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В фило­софском мышлении сами эти обобщения частных наук стано­вятся предметом анализа. Философия сводит воедино резуль­таты исследований во всех областях знания (а не только в науч­ных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания.

Философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития дей­ствительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: