Вфилософии феномен человека характеризуется не только как существо социальное, но и как существо духовное, одухотворенное. Русский религиозный философ И.А.Ильин подчеркивал, что исследование внутреннего мира человека, духа и духовности является важнейшим предназначением философии. В противном случае, она окажется, по его словам, "мертвым и ненужным" грузом в культуре общества. Н.А.Бердяев тоже считал, что философия есть не что иное, как наука о духе и духовности как важнейших аспектах природы человека и его бытия в мире.
Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты его бытия в мире, и поэтому оно является одним из самых древних и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способность человека отражать в своей голове, как окружающий мир, так и самого себя в нем. Сознание — это исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имеющих место в деятельности человека. В силу своей сложности и многогранности, оно является объектом изучения для комплекса наук – физиологии, психологии и педагогики, социологии и других. Сознание представляет собой специфический (невидимый, неосязаемый, невесомый) и сверхсложный объект научного и философского исследования.
|
|
В истории философской мысли явление сознания трактовалось по-разному, в зависимости от мировоззренческой позиции мыслителя. Так, с точки зрения философского идеализма (" линия Платона "), сознание ("дух") — это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всего сущего. Дух первичен – так утверждает философский идеализм. Напротив, философский материализм (" линия Демокрита ") и естественные науки исходят из тезиса о том, что сознание не есть дар Бога или каких-нибудь иных сверхъестественных сил. Оно явилось вполне закономерным следствием эволюции, постоянного усложнения материального мира и совершенствования живой природы. В этом смысле сознание вторично — так утверждают сторонники "линии Демокрита" и науки.
Впрочем, в истории философии существовали и несколько иные точки зрения. Так, ряд мыслителей высказывал мысль о том, что якобы вся материя обладает способностью ощущать и мыслить, т.е. одушевлена. Такие учения называют гилозоизмом (первые греческие материалисты, Д.Бруно, Ф.И. Тютчев и др.). Некоторые мыслители полагали, что способность человека мыслить якобы заложена в нем изначально, от рождения. Такую точку зрения развивал, в частности, Р.Декарт в своем учении о "врожденных идеях" разума.
Обобщая данные естественных наук своего времени, в 1908 г. В.И.Ленин высказал мысль о том, что "...в фундаменте самого здания материи можно предполагать существование способности, сходной с ощущением", и поэтому "логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения". Так где же та объективная предпосылка, на основе которой возникло и развилось сознание, это уникальное и сложнейшее явление мира?
|
|
Для решения вопроса о сущности сознания (" Что это такое?"), естественнонаучная философия и ввела в оборот понятие отражения. Оно помогает объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная (бездуховная) стала со временем материей ощущающей и одушевленной (одухотворенной). Понятие отражения, таким образом, есть ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержания, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение — это универсальное (всеобщее) свойство материи, и состоит оно в следующем.
Отражение представляет собой свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии). Отражение — это воспроизведение в себе других предметов. Оно проявляется только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия, влияния друг на друга) материальных предметов. По мере эволюции материального мира сформировался целый спектр форм отражения, которые различаются по своему носителю, степени сложности и специфическим особенностям, выполняемым функциям.
Отражение существует в неживой природе. Здесь оно носит пассивный характер и проявляется в виде изменений механических, физических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обрело активный, а со временем — избирательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять среду своего обитания. Расположим формы отражения в порядке их усложнения и дадим им краткую характеристику.
Элементарное (механическое, физическое и химическое) отражение существует в неорганическом мире. Это, например, следы животных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, изменение цвета листьев в связи с наступлением осени и т.п.
Раздражимость, как форма отражения, возникла вместе с появлением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточных животных. Известно, например, что головке подсолнуха свойственно ориентироваться на солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. Некоторые морские водоросли реагируют на внешние воздействия защитными реакциями в виде электрического разряда. В названных случаях уже имеет место простейшая активность, внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражитель. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствительность как способность ощущать окружающий мир. Вот почему можно сказать, что раздражимость — это подход и переход к психике как качественно иной форме отражения материального мира.
Психическое отражение (психика) сформировалось вместе с появлением центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно важные для существования животных—форму, цвет, запах и другие. Ощущения возникают с помощью специальных органов чувств, — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения — восприятие и представление. С их помощью психика уже способна сформировать целостный образ предмета и долгое время сохранять этот образ в памяти.
|
|
В рамках психического отражения возникает и так называемое опережающее отражение — способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события — наступление холода, приближение землетрясения. У человека это проявляется в форме гаданий и прогнозов, фантазий, "вещих" (пророческих) снов. Опережающее отражение дает возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы своей деятельности и видеть то, что еще как бы закрыто временем, но уже нарождается.
Психика животных есть их, говоря словами И.П.Павлова, " первая сигнальная система ". Она является основой так называемого " элементарного мышления " высших животных. Разумеется, слово "элементарный" в данном случае отнюдь не означает нечто простое, примитивное. Напротив, у некоторых высших животных (например, у дельфинов) имеется большой и совершенный мозг, свой язык и весьма "продуманные" реакции на конкретные ситуации. (Ф. Энгельс еще в прошлом веке отмечал, что животным, как и людям, присущи такие формы рассудочной деятельности, как индукция и дедукция). Это мышление (" низший разум ") и есть генетическая (слово "генезис" означает происхождение чего-то) предпосылка возникновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира, и тем самым окружающая действительность как бы раздваивается на мир вещей и мир "духа". Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как " мыслящей вещи " (Р.Декарт), который ведет активный образ жизни и относится к миру предметно - практически, т.е. преобразует его.
Что касается значения отражения, то оно состоит прежде всего в том, что данное явление и процесс представляет собой способ, механизм для получения, сохранения и передачи информации, а также энергии, от одних предметов к другим. Тем самым, отражение на уровне живого мира является важным условием приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и информации. Без информации невозможен выход из-под угнетающей власти окружающего мира и обретение свободы действий в нем.
|
|