Лекция 3.2 Проблема сознания в философии и науке

Контрольные вопросы

1. Выпишите из словарей и энциклопедий определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?

2. Как соотносятся по своему содержанию понятия «реальность» и «материя»?

3. Вспомните, как шло формирование научного философского понятия материи?

4. Ленинское определение материи и его связь с диалектическим принципом развития и неисчерпаемости мира.

5. Поясните фундаментальную значимость категории материи в системе философии материализма.

6. Назовите основные формы движения материи; их качествен­ная специфика и взаимосвязь.

7. Изложите современные представления о единстве пространст­ва и времени /в философии, физике, космологии/.

8. Проблема размерности и бесконечности пространства - времени.

9. Почему нельзя отрывать материю от движения? Действительно ли движение материи несотворимо и неуничтожимо? А ка­кова Ваша точка зрения на этот тезис? Сможете ли Вы убедить своих оппонентов в истинности собственной точки зрения, насколько она философски доказательна?

10. Правильно ли считать, что покой и движение абсолютно ис­ключают друг друга? Покажите, что движение материи невоз­можно без относительного покоя и временных состояний рав­новесия?

11. Движение и развитие - одно и то же?

Вопросы для самостоятельного изучения (СРС)

1. Философское осмысление концепции расширяющейся Все­ленной.

2. Эволюция понятия материи в истории философии и естествознания.

3. Движение и развитие, их единство и различие.

4. Проблема пространства и времени в современной физике и космологии.

5. Специфика пространственно-временных отношений в живой природе.

6. Материальное единство мира: современная наука о матери­альном единстве и многообразии мира.

7. О самоорганизации материальных систем в эволюции приро­ды.

8. Биосфера, техносфера и ноосфера, их взаимосвязь и взаимо­обусловленность.

Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1992.

2. Ахундов М.Д. Пространство и время в физическом понимании. — М., 1982.

3. Барашенков B.C. Существуют ли границы науки? — М., 1982.

4. Бердяев Н.А. Царство Духа и Царство Кесаря. – М., 1995.

5. Гут Алан Г., Стейнхард П. Дж. Раздувающаяся Вселенная // В мире науки. 1984. № 7.

6. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М., 1986.

7. Иванов А.В. Сознание и мышление. — М., 1994.

8. Казютинский В.В., Степин B.C. Междисциплинарный синтез и развитие современной научной картины мира // Вопросы философии. 1988. № 4.

9. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. — М., 1983.

10. Налимов В.В. Спонтанность сознания. — М., 1989.

11. Пригожин И. Философия нестабильности//Вопросы философии.1991.№1.

12. Турсунов А. Человек и мировоззрение: взгляд науки и религии. — М., 1986.

13. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. – М.,1995.

Дидактические единицы:

3.3.2 Бытие и сознание

1. Отражение, его сущность и формы проявления.

2. Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира. Мышление, логика и язык. Проблемы искусственного интеллекта.

3. Сознание и материя. Понятие идеального в философии. Самосознание личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: