Структура философского знания

Философское знание имеет определенную структуру. Это означа­ет, что внутри философии выделяются отдельные разделы, или час­ти, различающиеся, прежде всего, своей тематикой. По мере разви­тия философии сложилась относительно общепризнанная структура философского знания, которую принято считать традиционной, или классической. Она рассматривается в качестве более или менее обяза­тельного образца для всякой целостной философской концепции.

В реальном существовании философии структура философских учений не является неизменной. Она меняется в зависимости от мно­гих факторов: от характера исторической эпохи, от особенностей куль­туры того или иного общества, от понимания актуальных целей и задач философии и т.д. Немалую роль играют и личные пристрастия философа, который вправе уделять особое внимание одним разделам философии и придавать гораздо меньшее значение другим.

Целесообразно рассмотреть структуру философского знания прежде всего с точки зрения традиционных, или классических, представле­ний. Такие представления задают определенный стандарт того, как в

1 Ясперс К. Указ. соч. С. 442.



принципе должна быть структурирована философия. С этой точки зре­ния основными частями, или разделами, философского знания явля­ются следующие:

— философская онтология, или учение о бытии;

— гносеология, или философское учение о познании;

— философская антропология, или философское учение о чело­
веке;

— социальная философия;

— философия истории;

— этика, или философское учение о морали и нравственности, о
добре и зле;

- эстетика, или философское учение о красоте, о прекрасном и безобразном, о смысле и предназначении искусства;

— история философии.

Прежде чем приступить к краткой характеристике указанных раз­делов, обратим внимание на важное обстоятельство.

Для развития философии характерны процессы дифференциации и интеграции. Дифференциация означает разделение философии на все большее число относительно самостоятельных разделов и отраслей. Но­вые отрасли философии, как правило, вычленяются из старых, разрас­таются, приобретают самостоятельное значение. В то же время многим современным сферам философского познания свойственны интегратив-ные тенденции: они не только «отпочковываются» от одной или нескольких известных отраслей, но и вбирают в себя достижения многих других разделов философии, а также науки и культуры в целом. Так, упомяну­тая выше (см. п. 6 настоящей части) философия и методология науки в значительной мере выросла из классической теории познания. Одно­временно она вобрала в себя целый ряд достижений социальной фило­софии, философии культуры, истории философии, а также истории науки. Философия искусства первоначально возникла как раздел эстети­ки. Однако она сумела впитать в себя достижения философии истории, антропологии, искусствознания и т.д. Философия глобальных проблем предполагает обобщение широкого круга знаний из области социаль­ной философии, политики, экономики, геологии, биохимии и т.д.

Процессы дифференциации и интеграции в развитии философии стали особенно заметны с конца XIX в. Современная философия — это подвижная и изменчивая система самых разнообразных философ­ских дисциплин. Постоянно возникают новые направления. В то время как одни темы уходят в тень, другие выдвигаются на первый план. В одних странах и культурных регионах актуальными оказываются одни темы и проблемы, в других — предпочтение отдается иным. Поэтому структура философского знания, принятая в качестве образца, или стандарта (о ней мы поведем речь), это только определенная схема. Она призвана лишь в самом первом приближении упорядочить и сис­тематизировать многообразие философских знаний.


Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает воп­росы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является кажимостью, иллюзией! Онто­логия стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.

Уже в древности философы заметили, что не все, что дано нам в непосредственном восприятии, т.е. что открывается нам посредством органов чувств, обладает подлинной реальностью. Видимый и ощуща­емый нами мир непостоянен, подвижен, текуч, изменчив. Он непре­рывно дробится и рассыпается на бесконечное множество отдельных частей, предметов, элементов. Что же в нем является устойчивым, надежным, абсолютным? Древние мыслители пришли к выводу, что подлинно существующей является особая, сверхчувственная реаль­ность. Она доступна уму, но не органам чувств. Так возникла метафи­зика — учение о сверхчувственной реальности, обладающей гораздо большей степенью устойчивости, чем вечно текущие и рассыпающи­еся вещи, непосредственно воспринимаемые нами.

Первоначально метафизика выступала в фантастической форме. Философы мыслили метафизические сущности по аналогии с реаль­ными предметами чувственного мира. Платон, в частности, выдвинул гипотезу о существовании особого мира — мира идей, «параллельно­го» видимому миру. «Идеи» Платона — аналоги чувственно восприни­маемых вещей. По мере преодоления наивных и фантастических пред­ставлений метафизика становилась все более сложной и утонченной. Со временем стало ясно, что открытие метафизики явилось выдаю­щимся достижением философской мысли. Это открытие направило человеческую мысль на постижение скрытой сущности вещей, на отыс­кание их единства и внутренней связи, недоступных непосредствен­ному наблюдению. Метафизический подход лег в основу философс­кой онтологии.

Онтология создает философскую картину мира. При ее создании используются данные науки и иных форм освоения действительности. Однако философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Философия ищет предельных оснований бытия. Поэтому она стре­мится заглянуть в подоснову той картины мира, которую дает наука. Если, например, физика утверждает, что в мире действует сила всемирного тяготения, то философия может поставить вопросы относи­тельно происхождения и сущности этой силы. В самом деле, почему предметы притягиваются друг к другу (согласно закону тяготения)? Философия вправе сделать предположение, например, такого рода: а не является ли физическая сила всемирного тяготения лишь одним из проявлений силы еще более универсальной — силы всеобщего притя­жения или взаимной любви? Тогда действием этой силы можно объяс­нить и притяжение положительного и отрицательного полюсов маг-


нита, и взаимную симпатию, устанавливающуюся между людьми, и половую любовь, и другие подобные явления. Приблизительно такие идеи относительно универсальности силы любви высказывали, в ча­стности, немецкий философ А. Шопенгауэр (1788—1860) и русский философ Вл. Соловьев (1853-1900). Космическая сила любви в их учениях выступает сущностью метафизического характера.

В западной культуре понятие метафизики широко распростране­но. Общеупотребительным оно было и в отечественной дореволюци­онной литературе. В отличие от этого, в философской литературе со­ветского периода понятие метафизики оценивалось сугубо отрица­тельно. В него вкладывался смысл, далекий от исторически сложившегося. Лишь в последние годы происходит постепенная реа­билитация этого понятия.

В мировой литературе термин «метафизика» нередко является си­нонимом слова «философия». Это не случайно, поскольку метафизи­ческий подход весьма характерен для философии. Так, говорят о ме­тафизике права, метафизике политики, метафизике любви или даже о метафизике бизнеса — во всех случаях имеются в виду размышле­ния об устойчивых, глубинных характеристиках соответствующих предметов.

Стремясь проникнуть в глубинную суть вещей и обнаружить всеоб­щую взаимосвязь, философская онтология ищет категории обобщаю­щего характера. К их числу относятся такие, как форма и содержание, возможность и действительность, часть и целое, единичное, общее, особенное и др. Перечень их незавершен и исторически изменяется.

Гносеология, или учение о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на воп­росы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или сту­пени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? И др.

Философия давно обнаружила, что познание есть сложный про­цесс. Истина не открывается человеку без усилий с его стороны. На пути познания приходится преодолевать множество трудностей и пре­пятствий. Возникают сомнения также принципиального характера: а способен ли человек вообще познать мир, при этом ничего в нем не искажая и не прибавляя от себя? Философы по-разному отвечали на этот вопрос. Одни разделяли настроения гносеологического оптимиз­ма, другие — гносеологического скепсиса и пессимизма. Одни выра­жали веру в способность человеческого разума познать сущность ве­щей, другие сомневались в этой способности.

Истина в познании чаще всего понимается как соответствие на­ших знаний о вещах самим вещам. Такое определение истины ведет свое начало от Аристотеля. Оно подчеркивает стремление человека адекватно отразить окружающий мир. В этом определении ярко выра­жена установка на исключение из знания субъективно-произволь-36


ных примесей и искажений. Без аристотелевского определения ис­тины познание невозможно. Вместе с тем в этом определении не получили отражения такие важные задачи познания, как объясне­ние и понимание, обнаружение причин изучаемых явлений, уяс­нение взаимных зависимостей и др. С учетом многообразия и слож­ности познавательных задач аристотелевское определение истины должно быть расширено: истина в познании есть бесконечный про­цесс проникновения человека в суть вещей, в их взаимные связи и зависимости. Истина связана с расширением горизонта сознания человека, с пониманием, с умением применять полученные зна­ния на практике.

Гносеологическое (познавательное) понятие истины отличается от негносеологического, или жизненного. Последнее также имеет пра­во на существование. Оно широко представлено в истории философ­ской мысли. При негносеологическом понимании истина есть путь жизни — истинный путь. С этой точки зрения истина есть не что иное, как нравственные ориентиры жизни человека и то, как человек следует им на практике. До того как начать познание, человек уже живет. «Не жизнь есть функция познания, а наоборот — познание есть функция жизни», — отмечал русский философ Н, Бердяев (1874— 1948). Невозможно ждать, пока нам откроется истина познания. В ис­тине надо пребывать, надо жить по истине. «Жизнь по истине» есть условие успешности познания во всех сферах познавательной дея­тельности.

Теория познания как особая отрасль философского знания осо­бенно интенсивно развивалась в европейской философии XVII-XIX вв. В этот период философы, в частности, активно обсуждают вопрос об основных ступенях и формах познания.

Принято различать чувственную и рациональную ступени позна­ния. Чувственная ступень познания — это познание при помощи ор­ганов чувств: зрения, осязания, обоняния, вкуса, слуха. Чувственное познание подразделяется на три формы: ощущение, восприятие, пред­ставление. Ощущение — первичный элемент чувственного познания. Оно сообщает нам данные об отдельных свойствах предмета — о его тяжести, теплоте, цвете и т.д. Восприятие — это целостный нагляд­ный образ предмета. Наиболее типичным примером восприятия яв­ляется зрительное восприятие. Представление — это наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти.

Рациональное познание подразделяется также на три формы: по­нятие, суждение, умозаключение. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие выра­жается в слове, но не тождественно ему. Суждение — это форма мыш­ления, в которой утверждается или отрицается связь между предме­том и его признаком, отношения между предметами или факт суще­ствования предмета. Суждение может быть или истинным, или ложным.


Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из од­ного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Более подробно ощущения, восприятия, представления изуча­ются в психологии, а понятия, суждения, умозаключения — в логике. Философию более интересует взаимодействие между двумя ступеня­ми познания.

Многие философы наряду с чувственным и рациональным позна­нием признают еще один вид — интуицию. Интуиция — непосредствен­ное усмотрение истинности какого-либо утверждения. Интуиция — это озарение. Различают интеллектуальную и мистическую интуиции. Интеллектуальная интуиция связана с умственной деятельностью. Уму человека некоторые идеи представляются как самоочевидные, посколь­ку в противном случае он впадает в противоречия. С интеллектуальной интуицией связаны в основном истины математики. Мистическая ин­туиция предполагает связь с жизненными переживаниями, с эмоци­ональной стороной человека. Переживания подготовляют моменты прозрений.

С развитием науки при анализе процесса познания философия все более стала ориентироваться на то, как происходит познание в реаль­ной научной практике. В этой связи возникло новое разделение ступе­ней познания. Были выделены эмпирическая и теоретическая ступени познания.

Эмпирическая (от «эмпирио» — опыт) ступень — это опытно-экспериментальное познание. Оно связано о наблюдением, экспери­ментом и обобщением полученных данных. Эмпирическое познание способно выявить определенные регулярности, повторяющиеся в рамках того или иного процесса. В отличие от этого, теоретическое познание стремится проникнуть в причины регулярностей. Оно строит обоб­щенные модели изучаемых явлений и процессов.

Особенности современного научного познания поставили перед гносеологией целый ряд новых проблем. Возникла, в частности, не­обходимость более глубокого осмысления роли ценностных предпо­сылок и ориентации в познании. Современная наука в ряде случаев во всей остроте обнаруживает пределы мысленного отвлечения по принципу «как если...». Выясняется, что нравственные, эстетичес­кие, культурные и иные установки не могут быть во всей полноте устранены из процесса познания. Но если познание стало таким, что не дает возможности человеку отвлечься от ценностных предпочте­ний и пристрастий, то особенно остро встает вопрос о том, каковы эти предпочтения и пристрастия. Какие ценности исповедует уче­ный? С какой целью он осуществляет познание? Послужат ли науч­ные достижения во благо людям, природе, обществу или, напротив, будут обращены во вред человеку, станут орудиями разрушения? Характер современного познания обнаруживает, что наука во мно­гих случаях не нейтральна в нравственно-этическом отношении не 38


только на стадии практического применения достижений, но на всех этапах научного поиска1.

Философская антропология — раздел философского знания, спе­циально занятый осмыслением человека. Антропологию как философ­скую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, преж­де всего культурологической, науки. В мировой литературе под куль­турной антропологией чаще всего понимают изучение быта, традиций, обычаев, способов мышления, особенностей культуры различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, наро­да, культуры, а человек вообще.

В центре внимания философии стоят универсальные характеристи­ки человека. Философия рассматривает человека как особый род суще­го, отличный от всех других существ. В философской антропологии ос­мысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, аначизируются категории человеческого существования2. Философская антропология основывается на следующей главной предпосылке: поми­мо социальных характеристик, порождаемых особенностями социаль­ной среды и эпохи, а также биологических и иных природных качеств, в человеке заключено то, что можно назвать собственно человеческим. Соб­ственно человеческое связано и с социальным, и с биологическим, но не сводится к ним. Это означает, что человек и жизнь человека обладают характеристиками универсального характера, приложимыми к любой эпохе, к человеческому бытию в различных социальных и природных условиях, независимо от их конкретных особенностей.

Принято считать, что философская антропология как самостоя­тельная отрасль философского знания возникает в трудах европейских мыслителей XVIII в. Однако элементы философско-антропологичес-ких знаний легко обнаруживаются уже у древних философов. Особое развитие философская антропология получила в XX в.

Социальная философия — раздел философского знания, изучаю­щий наиболее общие характеристики общественной жизни. Предпо­сылкой социальной философии является признание того факта, что общество есть особое образование, отличное от природы. Следова­тельно, общественная жизнь подчиняется собственным закономер­ностям, отличающимся от закономерностей природы. Общество — это совместное бытие людей. В чем состоят основы этого бытия? При ка-

1 Более подробно см., например: Лекторский В.А., Садовский В.Н. Проблемы методологии и философии науки//Вопр. философии. 1980. № 3; Микешина Л.А. Цен­ностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990; Стёпин B.C. Осно­вания науки и их социокультурная детерминация/УФилософия и социология на-уки: Ежегодник. М.. 1987; Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: Проблемы и дис­куссии. М., 1986.

1 См. также часть третья, глава «Философская антропология».


ких условиях общество сохраняет свою целостность и жизнеспособ­ность? Каковы фундаментальные характеристики общественной жиз­ни? Как соотносится общество и личность? — таковы основные воп­росы социальной философии.

Социальную философию следует отличать от конкретных наук об обществе. Особенно близка к социальной философии социология. Од­нако при всей близости эти дисциплины не совпадают между собой. Социология исследует общество как объективную структуру, из кото­рой мысленно исключаются отдельные личности, воля и мотивы по­ступков отдельных людей. Предметом социологии являются по пре­имуществу большие массы людей, классы, социальные институты и иные общности людей. В отличие от социологии социальная филосо­фия не исключает личность. Напротив, соотношение общества и лич­ности является одной из ее важнейших тем.

Длительное время в нашей стране функции социальной филосо­фии и социологии, а также философии истории выполнял так назы­ваемый «исторический материализм». Это была идеологическая дис­циплина, целиком подчиненная политическим задачам правящей партии. Она рассматривала социально-философские проблемы одно­сторонне и тенденциозно.

Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Куда идет история и почему она вообще осуществима? — таков главный вопрос философии истории. Философия истории тесно связана с социальной философией, но переносит основной акцент на моменты изменения и развития общества. Иногда вместо термина «философия истории» упот­ребляют термин «историософия». В первом приближении их можно считать синонимами.

Этика — учение о нравственности. Главная тема размышлений эти­ческой теории — добро и зло. Она осмысливает вопросы о природе зла, о свободе воли человека, о добродетелях (качества человека, оце­ниваемые положительно) и пороках, о счастье, справедливости, об общественном благе. В ее задачи входит также уяснение природы мо­рали и нравственности, их происхождения и функций. Этика тесно связана с философской антропологией, социальной философией, философией истории, эстетикой.

Эстетика — учение о красоте (прекрасном). Главный предмет раз­мышлений эстетики прекрасное и безобразное. В число эстетических категорий входят также возвышенное и низменное, комическое, тра­гическое, драматическое и др. Эстетика осмысливает проявления эс­тетического в жизни и в искусстве. Она тесно связана с философией искусства и искусствознанием.

История философии рассматривает историческое развитие фило­софии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии,


анализирует связь философских концепций с культурой и особеннос­тями общества. В задачу истории философии входит также сопоставле­ние различных учений, выявление в них того, что может представлять ценность для современности и будущего.

История философии является фундаментальной основой для разви­тия всех отраслей философского знания.

Мы ограничились предельно краткой характеристикой основных разделов философии. Такая краткость оправдана только для Введения в философию. Необходимо помнить, что в действительности каждый из названных разделов представляет собой исключительно сложный и многообразный комплекс проблем и предполагает наличие множе­ства различных подходов к их решению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: