double arrow

Жизненный цикл общественного мнения

Содержание общественного мнения и его структура.

Управление общественным мнением в PR-деятельности может быть эффективным при условии, что данный процесс будет организован на основе знаний об объекте управления.

Основу содержания общественного мнения составляют события, процессы, явления и факты, которые отвечают некоторым требованиям. Именно они и являются объектом общественного мнения. А социальные группы, отражающие эти события, процессы, явления и факты – субъектами общественного мнения.

Важно отметить, что объектом общественного мнения в PR будут являться только те события, процессы, явления и факты, которые непосредственно связаны с деятельностью базисных субъектов PR.

Рассмотрим критерии включенности различных явлений в объекты общественного мнения:

а) интересы субъекта. То есть объектом общественного мнения могут стать лишь те явления, которые затрагивают интересы личности или той или иной социальной группы как разновидности групп общественности.

б) многозначность явлений. Объектом становятся те явления, которые имеют неоднозначное толкование.

в) компетентность субъекта. Объектом становятся те явления, которые доступны знанию и осмыслению людей, являющихся субъектами общественного мнения.

Функции общественного мнения: базовой функцией является аксиологическая, или оценочная. Выделяют также регулятивно-воспитательную, нормативную, аналитическую, консультативную, экспрессивную, директивную и другие.

Основной формой общественного мнения является оценочное суждение, которое складывается на основе трех компонентов: рационального, эмоционального и волевого.

Основу рационального компонента общественного мнения составляют знания об объекте. При этом особое значение имеют полнота, достоверность и точность знаний об объекте общественного мнения. Например, если в качестве базисного субъекта выступает организация, то существенное значение для формирования общественного мнения будет иметь информация о самой организации, ее руководстве, деятельности, продукции, внешних организационных связях и т.д.

Основу эмоционального компонента составляет эмоциональное восприятие объекта и эмоциональные переживания, которые проявляются в коллективных чувствах и настроениях.

Основу волевого компонента составляют общественная воля и воля личностей, относящихся к субъектам общественного мнения. Воля как элемент психики человека представляет собой способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Рациональная и эмоциональная составляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, формирует определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. В свою очередь волевой компонент выступает неким символом для более глубокой его рационализации. Волевой компонент реализуется в различных формах массового поведения субъектов общественного мнения, например, участие в массовых акциях в поддержку или в осуждение тех или иных событий, явлений и фактов.

Общественное мнение как сложный социальный процесс имеет свою динамику, которая характеризуется стадиями, этапами и механизмами формирования.

Жизненный цикл общественного мнения проходит три стадии:

1) возникновение и формирование:

а) зарождение индивидуальных мнений;

б) обмен мнениями;

в) кристаллизация общей точки зрения;

г) объективация сложившегося мнения.

На этапе зарождения проявляется широкий интерес множества индивидов к потенциальному объекту общественного мнения, происходит формирование индивидуальных заинтересованных суждений, возникает потребность выразить свою оценку, обменяться мнением с другими индивидами.

На этапе обмена мнениями идет активное обсуждение проблемы, происходит столкновение мнений в форме дискуссий и споров. В ходе дискуссий идет процесс зарождения групповых мнений, среди которых выделяются свои лидеры.

На этапе кристаллизации общей точки зрения в ходе продолжающихся дискуссий и борьбы групповых мнений происходит интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки зрения, которая сформировалась в процессе обсуждения на основе совпадающих оценочных мнений.

Основными механизмами формирования общественного мнения являются внушение, убеждение, заражение, подражание и другие.

В процессе управления общественным мнением на стадии его формирования важно учитывать некоторые закономерности. В частности, сообщение, адресованное аудитории, вначале достигает наиболее авторитетного члена группы, ее лидера. А затем лидер начинает активно влиять на формирование мнения других членов группы. В данном случае срабатывает психологическая закономерность, которая заключается в том, что при усвоении содержания получаемой информации люди склонны прислушиваться, прежде всего, к мнению тех личностей, которые для их окружения являются наиболее авторитетными и компетентными. Чаще всего это неформальные лидеры.

2) функционирование общественного мнения:

а) объективация;

б) этап активности.

На этапе объективации наступает готовность, которая характеризуется ориентацией людей на реализацию социальной оценки в актах поведения.

На этапе активности наблюдаются активные массовые действия субъектов общественного мнения, их участие в массовых акциях в поддержку или против явлений, ставших объектом общественного мнения.

3) убывание:

а) спад;

б) отмирание.

На этапе спада происходит снижение интереса к объекту общественного мнения у большинства людей. Это может быть вызвано различными факторами, например, разрешением проблемы или, наоборот, осознанием невозможности удовлетворения тех или иных потребностей. На этом этапе резко начинает снижаться интенсивность общественного мнения, размывается монолитность большинства.

На этапе отмирания мнение теряет свое качество общественного явления. Объект общественного мнения перестает представлять массовый интерес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: