double arrow

Вопрос 2. Предмет и объекты анализа финансовой отчетности 2 страница

· правильность расчета финансовых результатов от реализации продукции (каждого вида), или оказанных услуг, выполненных работ;

· аудитор должен установить соответствие данных аналитического учета по реализации продукции с данными синтетического учета, с взаимной сверкой записей по реализации, в разных регистрах можно установить точность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям. Так сверяются данные в Главной книге с данными журнала-ордера № 11, а также сводные показатели журнала-ордера № 11 должны соответствовать аналогичным показателям ведомости №№ 16, 17.

После сверки отчетных показателей с данными учетных регистров, аудитор должен провести документальную проверку отгрузки и реализации продукции. Основанием для оформления отгрузки продукции являются следующие первичные документы:

расходные накладные склада готовой продукции;

товарно-транспортные накладные при перевозке продукции автотранспортом;

транспортные квитанции при перевозке продукции другими видами транспорта;

доверенности;

пропуск на вывоз (вынос) продукции с территории организации при наличии в организации пропускного режима.

Проверяя перечисленные выше документы, аудитор должен сопоставить даты оформления соответствующих отгрузочных документов с датой отражения операций по отгрузке в соответствующем учетном регистре и датой оплаты отгруженной продукции по выпискам банка. При обнаружении расхождений предложить работникам бухгалтерии внести изменения и исправления в учетные и отчетные показатели.

Аудит формирования финансовых результатов

При проверке достоверности конечного финансового результата аудитор должен установить соответствие данных отчета о финансовых результатах с записями Главной книги, журналов-ордеров №№ 11, 16, баланса. Процесс аудита финансовых результатов можно разделить на 3 объекта:

· аудит прибыли (убытка) отчетного периода;

· аудит налогооблагаемой прибыли;

· аудит чистой прибыли.

Проверка обобщающего показателя прибыли (убытка) отчетного периода проводится с целью установления фактов включения в издержки производства не связанных с ним затрат, а также неправильного исчисления прибыли, являющейся объектом налогообложения.

Можно выделить 4 основные группы таких искажений и причин их возникновения:

искажение прибыли, принимаемое для определения размера платежей в бюджет вследствие необоснованного завышения (занижения) величины материальных затрат, включаемых в себестоимость товаров, продуктов, работ, услуг, неправильной оценке по составлению на конец проверяемого периода остатков НЗП и отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, недостач ТМЦ, РБП и расходов с дебиторами по претензиям;

включение в издержки производства расходов, покрываемых в соответствии с действующим законодательством за счет специальных источников, отражаемых в пассиве баланса;

искажение финансового результата, принимаемого для определения платежей в бюджет за счет включения в издержки производства или отнесение на прибыль расходов, подлежащих возмещению за счет чистой прибыли, а также необоснованного завышения операционных и внереализационных доходов путем включения в их состав финансовых результатов от реализации товаров и продукции, прочих операций;

сокрытие доходов посредством зачисления выручки от реализации товаров, продукции на другие балансовые счета.

Для проведения аудита необходимо использовать следующую информационную базу:

· приказ предприятия об учетной политике на отчетный год,

· формы бухгалтерской отчетности №№ 2, 4;

· Главная книга;

· журналы – ордера №№1, 2, 11, 15, а также данные аналитического и синтетического учета, первичные документы.

Аудиторская проверка формирования финансовых результатов начинается с анализа документов о применении учетной политики на отчетный год.

Второй этап проверки – проверка показателя себестоимости реализуемой продукции (форма № 2). Необходимо сплошным порядком проверить соблюдение требований положения о составе затрат по производству и реализации продукции и о порядке формирования финансовых результатов с учетом последних изменений и дополнений, установить обоснованность включения расходов в себестоимость, а также их списание за счет балансовой прибыли и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

В процессе аудирования контролируют все основные части каждого финансового результата:

от реализации продукции;

от продажи ОС и иного имущества;

от внереализационной деятельности.

Модель методики аудирования прибыли представлена в таблице № 4.

Аудит себестоимости и реализации продукции были рассмотрены ранее.

В ходе проверки реализации продукции особое внимание необходимо уделить проверке показателей отгрузки по накладным с аналогичными показателями по пропускам на вывоз, т.к. при таких проверках выявляются случаи, когда по пропускам вывозится меньшее (а иногда и большее) количество продукции, чем указано в отгрузочных накладных и платежных документах, однако в бухгалтерском учете отражается по реализации продукции та, что обозначена в отгрузочных накладных, а при внезапной проверке на складе выявляется ее излишек. Наоборот, когда по пропускам обнаруживается количество вывезенной продукции больше, чем в отгрузочной накладной, при внезапных проверках на складе – недостача продукции (а иногда эту недостачу т.о. выявить невозможно и это говорит о том, что была вывезена неучтенная продукция, что свидетельствует о прямом хищении продукции с предприятия). Такой вывод можно сделать только после тщательного исследования причин расхождений в отгрузочных документах и пропусках. При обнаружении такого рода нарушений аудитор должен потребовать представления объяснить соответствующими должностными лицами и предложить внести изменения в учет и отчетные показатели по реализации продукции и финансовым показателям. Аудитор должен тщательно проверить реализацию продукции, в состав которой входят комплектующие изделия и детали и при установлении нарушений предлагать внесение изменений в показатели по реализации и прибыли.

Следующее, на что надо обращать внимание – на проверку формирования финансовых результатов от внереализационных операций.

При проведении аудиторской проверки необходимо обратить внимание на правильное документальное оформление и законность списания дебиторской задолженности, потерь от стихийных бедствий, некомпенсируемых потерь в результате пожаров, аварий и др. чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; убытков от хищений, виновники которых по решению суда не установлены, штрафов за нарушение, не относящихся к выполнению условий по хозяйственным договорам, сумма сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями. Практика проведения аудиторских проверок таких описаний свидетельствует, что надлежащего качества документы не составляются и нередки случаи, когда решения на списание принимаются главным бухгалтером и руководителем предприятия, при этом расследование причин образования таких задолженностей не проводится, задолженность предприятий актами сверки не подтверждается, а углубленная проверка таких списаний иногда выявляет случаи злоупотреблений, а порой и хищений МЦ, как отдельными должностными лицами, так и группами лиц. Нередко уплаченные штрафы, не относящиеся к хозяйственным договорам или положенные на конкретных должностных лиц, относятся на финансовые результаты организации, а не на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия или виновных лиц. При списании потерь от стихийных бедствий или др. экстремальных случаях не проводится инвентаризация испорченного имущества, а убытки списываются по установленным актам, причем, как правило, при таких списаниях в качестве обоснования не прикладываются документы соответствующих местных органов, подтверждающие факт происшедшего в данной местности стихийного бедствия. При проверке финансовых результатов аудитору необходимо также проверить правильность начисления и своевременность взносов в бюджет налога на прибыль, правильность распределения прибыли между учредителями, правильность образования специальных фондов. Кроме проверки начисления и уплаты налога на прибыль осуществляется проверка соблюдения сроков его начисления и уплаты. Главным в работе аудитора является определение достоверности исчисления налогооблагаемой базы, подтверждение правильности расчета налога на прибыль и производимых расходов за счет прибыли после уплаты налогов и обязательных платежей.


Методика аудирования прибыли

Составляющие методики аудиторской проверки Контрольные точки аудирования
Себестоимость реализации Коммерческие расходы Объем выпущенной продукции Объем реализованной продукции Выручка от реализации
А          
Цель аудита Проверка достоверности и реальности произведенных расходов, целесообразности их списания в соответствии с методом учета затрат на производство Проверка достоверности и реальности произведенных расходов Проверка достоверности объема выпущенной продукции и полноты ее оприходования на склад для оценки реальных запасов и прогнозов формирования финансовых результатов Проверка достоверности и полноты включения данных в объем реализованной продукции для формирования финансовых результатов в соответствии с методом их отражения на счетах бухгалтерского учета Проверки достоверности и полноты отражения средств на счетах бухгалтерского учета, полученных от реализации в определенный период времени
Информационная база Хозяйственные операции по счетам 20, 23, 25, 26, 28, 29, 31, 89, группировочные ведомости данных, партионных паспортов, закупочные акты на сырье, плановые калькуляции по видам продукции, карточки аналитического учета производств, разработочные таблицы 1, 6, 8, 9, 13, 14, ведомости распределения; Главная книга.   Акты приемки сырья, партионные паспорта, накладные о передаче готовой продукции из производства на склад, акты инвентаризации остатков готовой продукции, материальные отчеты, хозяйственные операции по счетам 20, 40 Хозяйственные операции по счетам 20, 40, 45, 46, 62, 72, накопительные ведомости №5, 11, 15, 16, расходные накладные склада готовой продукции и отдела маркетинга, товарно-транспортные накладные, пропуск на вывоз продукции, материальные отчеты о движении продукции в разрезе ассортимента, карточки складского учета ф. № М-17 Хозяйственные операции по счетам 50, 51, 57, 62, приходные кассовые ордера, платежные требования-поручения, векселя, журналы-ордера №1, 2, Главная книга
Направления аудита Подтверждающий налоговый, запасный Подтверждающий налоговый Запасный Подтверждающий налоговый, запасный Подтверждающий налоговый
Приемы и процедуры Документального исследования, нормативно-правового регулирования, расчетные, сравнения, сопоставления, контрольные замеры, автоматизированные Документального исследования, расчетные, аналитические, автоматизированные Документального исследования, расчетные, аналитические, автоматизированные Документального исследования, расчетные, аналитические, автоматизированные Документального исследования, расчетные, аналитические, автоматизированные
Возможные нарушения Излишне списанные расходы, нарушение нормативно-правового законодательства в части отнесения расходов на счета бухгалтерского учета, применение норм расходов не обосновано Излишне списанные расходы, нарушение нормативно-правового законодательства в части отнесения расходов на счета бухгалтерского учета, применение норм расходов не обосновано Несвоевременное оприходование готовой продукции Сокрытие части реализованной продукции, неправильное отражение на счетах товарообменных операций Сокрытие части выручки
Принятие решений аудитора Отражено в заключении аудитора, расчеты приложены к рабочим документам        

Методика аудирования налогооблагаемой прибыли

Составляющие методики аудиторской проверки Контрольные точки аудирования
Прибыль отчетного периода Прибыль отчетного периода, скорректированная для целей налогообложения Прибыль и доходы, облагаемые в ином порядке, чем прибыль отчетного периода Отчисления в резервный и иные фонды Льготы по налогу на прибыль Налогооблагаемая прибыль
А            
Цель аудита Проверка достоверности составленных расчетов по определению финансового результата Проверки достоверности и полноты расчетов показателей, включаемых в налогооблагаемую базу Проверки достоверности начисления налогов по другим видам деятельности и порядка их перечисления Проверки достоверности начисления отчислений в фонды и полноты оприходования на соответствующие счета бухгалтерского учета Проверка достоверности наличия льгот у предприятия по категориям Проверка правильности и достоверности объема налогооблагаемой прибыли, реальность расчета налога на прибыль и полноты перечисления его в бюджет
Информационная база Ф. № 2, отчет о финансовых результатах Ф. № 2, отчет о финансовых результатах, хозяйственные операции по счетам 46, 47, 48, 80 и др. Учредительные документы и устав предприятия в части видов деятельности, разрешенных законодательно; журналы учета затрат по видам деятельности Учредительные документы и устав предприятия, смета формирования целевого использования фондов, операции по счету 86 Налоговое законодательство в части льгот, предоставляемых; приложение №8 «Расчет налога от фактической прибыли» Определяется разными путями на основе «Расчет налога от фактической прибыли», платежные документы к авансовым платежам, операции по счетам 81, 51, 68, журналы-ордера №8, 15, Главная книга
Направления аудита Организационно-правовой, финансово аналитический, подтверждающий налоговый подтверждающий налоговый налоговый налоговый налоговый налоговый
Приемы и процедуры Сравнения, сопоставления Документального исследования, нормативно-правового регулирования, расчетные, сравнения, сопоставления, прослеживания Документального исследования, нормативно-правового регулирования, расчетные, сравнения, сопоставления Документального исследования, нормативно-правового регулирования, расчетные, сравнения, сопоставления Нормативно-правового регулирования, расчетные, сравнения, сопоставления Нормативно-правового регулирования, расчетные, сопоставления
Возможные нарушения Сокрытие части прибыли Занижение прибыли, сокрытие отдельных видов доходов, включение в затраты на производство необоснованных расходов Сокрытие прибыли, полученной от других видов деятельности Отсутствие записей в регистрах бухгалтерского учета о формировании данных фондов, или отнесены на другие счета Отсутствие подтверждающих документов льготного налогообложения Сокрытие части налогооблагаемой прибыли
Оценка материальности существенная существенная        
Принятие решений аудитора Найдет отражение в заключении аудитора Найдет отражение в заключении аудитора        

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

отчетный период - период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

отчетная дата - дата, по состоянию на которую организация должна составлять бухгалтерскую отчетность;

пользователь - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.

Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках,

приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках),

а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы). Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

Анализ (от греч. analysis — разложение) означает разбор, разделение на составные части. Экономический анализ — это систематизированная совокупность методов, способов, приемов, используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования. Процедура проведения анализа состоит из разделения проблемы на составляющие части, более доступные для изучения. С использованием специальных методов, способов, приемов решаются отдельные задачи, а их объединение позволяет получить общее решение проблемы. Такова диалектика познания, которая базируется на единстве анализа и синтеза как научных методов изучения реальности. Экономический анализ направлен на исследование экономических процессов (явлений), возникающих при создании и продаже продукции (товаров, услуг). Поскольку создание и продажа продукции (товаров, услуг) предусматривают ряд последовательных этапов (тематических направлений, видов деятельности), описываемых концепцией жизненного цикла систем, то и тематическими направлениями экономического анализа являются такие виды деятельности, как проектная, инвестиционная, финансовая, производственная и другие.

Выделяются такие тематические виды экономического анализа, как экономический анализ в проектной деятельности, инвест ици онной деятельности, в финансовой и производственной деятельности и т.д. Поскольку производственная и финансовая деятельность организации неразрывно связаны между собой, то употребляется термин «хозяйственная деятельность».

Предметом экономического анализа является деятельность конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности, направленная на получение прибыли или обеспечение сбалансированности расходов и доходов, изучаемая комплексно с целью объективной оценки ее эффективности и выявления резервов ее повышения, а также обеспечения устойчивости функционирования анализируемого хозяйствующего субъекта.

Цель анализа деятельности конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности - подготовить информацию для принятия решений.

Информация для принятия управленческих решений подготавливается по трем направлениям:

1) оценка исследуемых явлений;

2) диагностика - установление причинно-следственных связей и оценка «силы влияния» отдельных факторов на результат;

3) прогнозирование последствий принимаемых решений.

Понять результаты оценки, диагностики и прогнозирования можно, зная законы развития и функционирования систем. Например, три года назад капитальные вложения в основные, средства привели к значительному росту производительности труда при относительном снижении фондоемкости. Аналогичные вложения в текущем году не привели к такому же или близкому результату. Очевидно, сказалось действие закона убывающей эффективности эволюционного совершенствования систем. Поэтому методология оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности организации должна познаваться на основе законов развития и функционирования систем.

Указанная цель предполагает, с одной стороны, изучение законов развития и функционирования систем для их последующего использования в экономическом анализе, а с другой — выработку методов анализа, адекватных различным состояниям, стадиям, этапам развития систем и конкретным задачам анализа.

Развитая рыночная экономика рождает потребность в дифференциации анализа на внутренний — управленческий и вне шн ий — финансовый анализ.

Внутренний управленческий анализ - составная часть управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства организации необходимыми данными для подготовки управленческих решений.

Внешний финансовый анализ - составная часть финансового учета, обслуживающего информацией об организации внешний пользователей, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным, публичной финансовой отчетности.

По содержанию процесса управления выделяют перспективный (прогнозный) анализ; оперативный анализ — по итогам деятельности за тот или иной период.

Такая классификация экономического анализа соответствует содержанию основных функций, отражающих временные этапы:

1) этап предварительного управления (функция планирования);

2) этап оперативного управления (функция организации управления);

3) заключительный этап управления (функция контроля).

Все вышеуказанные три вида анализа (внутрихозяйственный производственный, финансовый внешний и внутренний управленческий) присутствуют в процессах управления хозяйственными объектами. Наибольшее развитие получил внутрихозяйственный производственно-финансовый анализ.

Виды экономического анализа классифицируют также по:

1) субъектам, то есть, кто проводит анализ руководство и экономические службы, собственники и органы хозяйственного управления, поставщики, покупатели, кредитные, финансовые органы;

2) периодичности (периодический годовой, квартальный, месячный, декадный, ежедневный, сменный анализ);

3) содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики);

4) методам изучения объекта (комплексный, сравнительный, сплошной и выборочный анализ и т.д.).

Основное отличие комплексного анализа — единая цель и всесторонность (системность) анализа. Системность проявляется в определенной логике, в обоснованной последовательности рассмотрения показателей хозяйственной деятельности.

Основой для принятия решений по регулированию производства является оперативный анализ, для которого характерно моделирование хозяйственных ситуаций, применение стандартных решений.

Для решения задач, стратегического управления, применяется итоговый комплексный экономический анализ предприятия, всесторонний анализ экономической перспективы его развития, что и будет рассмотрено в работе.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, ассоциаций, социально - экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации. То есть экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объединений, других подразделений и конечными производственно - финансовыми результатами их деятельности.

В качестве информационной базы экономического анализа используют плановую и прогнозную информацию, отчетные данные предприятия (бухгалтерские, статистические), некоторые заданные экономические параметры (налоговые и процентные ставки, страховые платежи, отраслевые уровни рентабельности и другие).

Анализ позволяет установить и количественно выразить зависимость между конечными результатами деятельности предприятия и ресурсами производства (материальными, финансовыми, человеческими, информационными, временными), которыми она располагает для того, чтобы осуществлять текущую деятельность и развитие предприятия.

Таким образом, сущность экономического анализа - комплексное изучение деятельности предприятия в соответствии с поставленными целями, представленное через систему экономической информации.

В качестве инструментария для финансового анализа используются финансовые коэффициенты. Это относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим.

Финансовые коэффициенты используются: для сравнения показателей финансового состояния; для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния.

На основе рассчитанных отдельных показателей и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние фирмы, можно сделать более детальные выводы о финансовом положении предприятия и выявить резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности и подготовить предложения по улучшению работы предприятия.

Тема 2. Анализ активов, капитала и обязательств по данным бухгалтерского баланса

План

1. Значение, функции и роль бухгалтерского баланса в оценке достигнутого изменения имущественного положения организации. Финансовая и физическая концепция капитала и ее использование в анализе бухгалтерского баланса организации.

2. Анализ состава, структуры и динамики пассива бухгалтерского баланса.

3. Анализ состава, структуры и динамики актива бухгалтерского баланса.

4. Экономическое содержание, порядок расчета чистых активов организации

5. Оценка оптимальности системы финансирования вложений в активы. Основной и оборотный капитал

6. Анализ состава, структуры, динамики оборотных активов

7. Анализ и оценка дебиторской и кредиторской задолженности

8. Система количественных и качественных показателей оценки финансовой устойчивости организации

9. Анализ и оценка ликвидности бухгалтерского баланса организации

10. Критерии неплатежеспособности организации

Вопрос 1. Значение, функции и роль бухгалтерского баланса в оценке достигнутого изменения имущественного положения организации. Финансовая и физическая концепция капитала и ее использование в анализе

бухгалтерского баланса организации.

Одним из методов, широко распространенных в финансовом анализе, является рассмотрение изучаемого объекта в статике. Данный подход основан на статической балансовой теории, рассматривающей предприятие как имущественный комплекс, состоящий из относительно независимых элементов,

и базируется, как привило, на оценке активов и пассивов по себестоимости.

Основным источником информации при проведении статической оценки стоимости предприятия является статический баланс, основанный на периодической оценке имущества и проверке достаточности или недостаточности получения денежных средств от условной реализации активов предприятия для оплаты его кредиторской задолженности.

В статическом балансе собственность отражается: в активе - как имущество, принадлежащее на праве собственности, в пассиве - как права (остаточный интерес в активах предприятия, остающийся после вычитания пассивов).

Общая схема статического баланса может быть представлена данными

таблицы. Таблица — Общая схема статического баланса
Актив - имущественная масса предприятия, принадлежащая на праве собственности Пассив - распределение имущественной массы (права собственников и их ответственность перед кредиторами)
Денежные средства Ценности Дебиторы (требования) Капитал (К) Кредиторы (О)
Стоимость набора ценностей (А) Распределение ценностей (К + О)

Отсюда следует, что

А = К + О

Статический учет позволяет оценить ресурсный потенциал предприятия и определить показатели чистых активов и пассивов, характеризующие собственность предприятия.

Основная цель статической оценки стоимости предприятия сводится к защите интересов кредиторов, так как основной целью статического учета является определение того, позволит ли реализация всех активов организации на данный момент получить сумму, необходимую для оплаты кредиторской задолженности. Таким образом, пользователи отчетности могут получить


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: