double arrow

Изменение валютных резервов 8 страница


Одной из проблем глобализации является потенциальная глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. В результате локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия. Такая возможность носит не только теоретический характер, а является вполне реальной, что подтверждает финансовый кризис в Азии, начавшийся летом 1997 года в Таиланде, а затем перекинувшийся на другие страны Юго-Восточной Азии, дойдя и до Южной Кореи.

Негативные аспекты глобализации связывают с потенциальными конфликтами, которыми она чревата, хотя их можно смягчить путем развития глобального сотрудничества на основе соглашений политического характера или создания новых международных институтов.

Что же в конечном счете глобализация несет странам — угрозу или новые возможности? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно, ведь баланс позитивных и негативных последствий постоянно изменяется. Однако «реальность состоит в том, что глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики (что и происходит в ряде случаев), но нельзя остановить или «отменить», ибо таково императивное требование современного общества и научно-технического прогресса»




6. Развитие независимой Украины объективно требует вхождения ее в мировое хозяйство на организационно-экономических основах рыночного отношения на принципах равноправия и взаимной выгоды в сотрудничестве.

Объективная необходимость интеграции Украины в мировое хозяйство и развития ее международных отношений непосредственно вытекает прежде всего из потребностей использования в национальной системе воспроизведения международного разделения труда для ускорения перехода к рыночной экономике страны с целью ее развития и возрастания богатства общества. Такая необходимость оказывает содействие формированию эффективной структуры экономики страны. Внешнеэкономические связи в процессе интеграции Украины в мировое хозяйство охватывают также комплекс экологических проблем, которые решаются общими усилиями. В конце концов, развитие внешнеэкономического отношения открывает дополнительные возможности в создании надлежащих условий для удовлетворения жизненных потребностей народа Украины.

Рядом с объективной необходимостью интеграции Украины в мировое хозяйство и развития её внешнеэкономического отношения существуют и объективные возможности для таких процессов. К ним прежде всего относится экономический потенциал нашей страны, который дает основание для надлежащего участия в международном разделении труда.



Объективная необходимость требует постепенного, но неуклонного включения экономики Украины к системе международного разделения труда, мировых интеграционных процессов. Надо учитывать все исходные, определяющие условия, что складываются в мировой экономической системе.

Во-первых, она все больше становится глобальной целостностью, в которой усиливается взаимозависимость национальных экономик на основе углубления транснационализации производства и обращения, всей хозяйственной жизни.

Во-вторых, возрастает интенсивность региональных интеграционных процессов, которая ведет, с одной стороны, к возникновению больших экономических пространств и использования соответствующего эффекта за счет возрастания масштабов производства, а с другой - к сегментации мирового рынка, к секторизации единого мирового хозяйства вследствие создания относительно замкнутых торгово-экономических блоков и интеграционных группировок.

В-третьих, глобальная экономика как международная хозяйственная система характеризуется цикличностью развития, которое влияет на динамику, темпы и пропорции экономического развития отдельных стран.

В-четвертых, доминирующими факторами и мирового, и национального экономического развития становятся интеллектуально-информационные составляющие, которые получают могущественный толчок вследствие научно-технологической революции.



В-пятых, постепенно изменяется экономическая основа современной цивилизации. Индустриальная модель развития определяется приоритетом знаний, людского капитала, формирования «экономики ума», «экономики мысли».

Хотя в Украине и разрабатываются самые передовые технологии, не хватает капиталов, чтобы запустит их в массовое производство. Тремя основными сферами иностранного инвестирования в Украине продолжают оставаться обрабатывающая промышленность (в основном пищевая), сфера торговли и финансовая деятельность. В структуре иностранных инвестиций в Украину трех крупнейших инвесторов доли этих секторов составляют соответственно: США - 35,7%, 20,4%, 2,5%; Кипр - 25,4%, 38,8%, 12,7%; Нидерланды - 83,5%, 3,1%, 3,0%. Нам нужно научится защищать себя, свои идеи и постепенно наладит национальное производство всего перечня потребительских продуктов.

К примеру, в Южной Корее потребительский рынок насыщен (недешевой) продукцией национального происхождения. Эта продукция - ничто иное, как высококачественные копии всемирно известных фирм-производителей. Практически все корейские автомобили собираются по фордовским технологиям, а телевизоры - по лучшим образцам продукции фирмы SONY. При этом в стране практически не увидишь ни американских автомобилей, ни японских телевизоров. По улицам ездят исключительно "хьондаи", "дейву" и "киа", а телевизионные программы корейцы смотрят по "самсунгам" и "голдстарам". Это происходит не вследствие существования каких-либо особых запретов или супервысоких пошлин на импортные изделия (хотя и они имеют место), а скорее в силу того, что отечественный аналог по своим техническим характеристикам ничем не уступает продукции своих именитых прародителей. Кроме того, кореец гордится тем, что пользуется национальной продукцией. Таким образом развитие внутреннего рынка способствует укреплению национальной идеи.

Опыт Южной Кореи интересен для Украины еще и тем, что система ее государственного управления построена на клановой структуре - историческом эксперименте, глубоко укоренившемся в общественной психологии и сознании.

Именно клановая система управления в Южной Корее способствовала наследованию традиций, выведению страны на передовые рубежи мировой экономики. Клановая система - это коллективная монархия - прототип Политбюро КПСС, хорошо знакомый нам со времен плановой экономики. Возможно ли, что клановая система, сохранившаяся в Украине со времен "экономики масштаба" в рамках закрытого СССР, может дать импульс к "экономическому чуду" в малой открытой экономике?

Украинские кланы сформированы по профессиональным признакам. Как пишет А. Гарасим, это кланы политиков, администраторов, научные, аграрные, нефтяные, газовые кланы и т.д. Украинские кланы, конкурируя друг с другом, не озабочены развитием национальной экономики, а уничтожают друг друга в борьбе за выживание.

Украинские кланы слабы тем, что не верят в свое будущее, поэтому стараются урвать как можно больше сегодня, ведь завтра может не быть. Этим и объясняется приобретение бесчисленных "мерседесов", роскошных квартир, дорогих вилл, яхт. Поэтому отсутствует национальная идея, которая базируется на преемственности традиций, наследовании результатов труда грядущими поколениями. Нет веры в то, что начатые дела, накопленные богатства будут сохранены, продолжены, преумножены.

Без цивилизованного общества, основанного на демократических ценностях, предпринимательской культуры, системного подхода управления государством никакие экономические модели не смогут предотвратить хаоса. Не произойдет и первоначального накопления капитала внутри страны, поскольку весь капитал будет утекать за границу, туда, где люди научились зарабатывать деньги, не перегрызая друг другу глотки, а ведя переговоры.

Вступлению Украины в интеграционные процессы мировой экономики препятствуют: низкий технический и технологический уровень производства, низкая конкурентоспособность продукции; сырьевая направленность экспорта; архаичная структура экономики с преобладанием тяжелой промышленности и отраслей ВПК; монополия; коррупция и бюрократизация.

Для адаптации экономики Украины к мировому рынку необходимо:

· принятие курса на многовекторность, развитие отношений как со странами СНГ, и особенно с Россией, так и расширение экономических отношений со странами ЕС; участие в региональных организациях;

· формирование нового механизма внешнеэкономической деятельности, основанного на принципах обеспечения постоянного характера экономических связей, поэтапного перехода от административной к саморегулированной системе, демонополизации, деидеологизации, учет критериев экономического сотрудничества;

· формирование реальных стимулов для иностранных инвесторов; снижение зависимости Украины от внешних поступлений продукции топливо-энергетического комплекса; политика протекционизма;

· привлечение новой техники и технологии;

· необходимо преодолеть административные нетарифные препятствия для торговли, отменить все тарифы на экспорт, использование открытого уровня тарифа на импорт; контроль над работой таможенной службы для снижения бюрократизации и коррупции;

· активного стимулирования требует предоставление кредитов иностранными банками предприятиям Украины, а также открытие филиалов этих банков на Украине;

· перспективным направлением является участие украинских предприятий в поставках деталей и комплектующих для предприятий ТНК;

· необходимо бороться методами государственного регулирования с негативными последствиями монополизма и попытками незаконного вывоза доходов за пределы Украины;

· путь оздоровления экономики Украины - в создании хозяйственного механизма, нацеленного на интенсивное развитие, в снижении налогового давления на отечественного производителя, в высоких темпах развития отраслей, где Украина имеет преимущества;

· сокращение внутренней и внешней задолженности и безработицы, социальная политика;







Сейчас читают про: