double arrow

Страхование ответственности таможенных перевозчиков

Страхование ответственности автоперевозчиков

Страхование ответственности судовладельцев

Страхование экспортных кредитов

Страхование инвестиций от политических рисков

Страхование инвестиций от политических рисков осуществляется для страховой защиты иностранных инвестиций. Страховщиками здесь являются чаще всего государственные страховые структуры страны-инвестора и международные финансовые организации. Ведущую роль в таком страховании играют агентства, являющиеся дочерними страховыми организациями правительств соответствующих государств. Данные агентства предоставляют гарантии национальным инвесторам, осуществляющим инвестиции в зарубежные страны, при этом средства на покрытие возможных убытков от проведения страхования выделяются из государственного бюджета. Агентства, в частности, устанавливают условия страхования, размеры страховых сумм и тарифных ставок, ведут статистический учет проводимых операций, осуществляют экспертизу объектов и субъектов страхования, располагают данными об инвесторах, подрядчиках, пользователях инвестируемых средств. Нередко условием заключения агентством договора страхования с конкретным инвестором является наличие двустороннего межправительственного соглашения о содействии капиталовложениям между страной инвестора и страной, принимающей инвестиции. Так, например, только после подписания такого соглашения между США и Россией в 1992 г. американская Корпорация частныхзарубежных инвестиций получила возможность участвовать в страховании некоммерческих рисков инвесторов США, осуществляю- ихих инвестиции в экономику России. Среди ведущих мировых агентств следует назвать Корпорацию частных зарубежных инвестиций (США), «Гермес» (Германия), Департамент экспорта, импорта и торговли Министерства внешней торговли и промышленности Японии, Департамент экспортных кредитных гарантий Министерства экономики и промышленности Великобритании, «Кофас» (Франция). Еше одним страховши- ком при осуществлении страхования инвестиций от политических рисков является Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), учрежденное в соответствии с Сеульской конвенцией 1985 г. по инициативе Мирового банка. МИГА является акционерным обществом, акционерами которого выступают более 100 государств, купивших акции в размере, пропорциональном тому капиталу, который они имеют в Мировом банке. Задачей МИГА является поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления частным инвесторам дополнительных гарантий и оказания услуг по улучшению инвестиционного климата в стране, принимающей иностранный капитал. В основу предлагаемой МИГА системы защиты имущественных интересов иностранных инвесторов положен договор страхования, сторонами в котором выступают МИГА (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь). При этом обязательным условием для зак^тючения договора является членство в МИГА как страны, в которой расположен инвестор, так и страны, принимающей инвестиции. Наконец, страховая защита имущественных интересов инвесторов при осуществлении иностранных инвестиций предоставляется и некоторыми частными страховыми компаниями, например корпорацией «Ллойд», страховой компанией AIG (США). Объектом страхования инвестиций от политических рисков, как правило, могут быть следующие виды инвестиций: а) акции, другие ценные бумаги и права участия; б) прямые инвестиции (например, связанные с проведением строительно-мон- тажных работ, модернизацией производства и т. д.); в) Права собственности (например, на недвижимость, на имущество, ввозимое инвестором для использования в своей деятельности без учреждения дочерней компании, на добычу полезных ископаемых); г) имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом и др.; д) ссуды и кредиты. Страховыми рисками являются события, исходящие от органов власти, управления, иных государственных образований, а такженародных масс. При определении конкретного их перечня в договоре учитываются политическое и экономическое положение страны, принимаюшей инвестиции, ее потенциальные финансовые возможности, уровень развития экономики, величина валового внутреннего продукта, объемы внутренней и внешней задолженности государства и ее структура, своевременность погашения займов, степень инфляции, конкретный объект и субъект страхования, сумма инвестиций, географическое местонахождение объекта инвестиций, срок страхования и т. д. При этом вышеуказанные факторы могут повлиять не только на объем страхового обеспечения, но и в целом на экономическую целесообразность и возможность страхования. В зависимости от перечисленных факторов страхование может проводиться на случай наступления следующих событий: 1) изменения в законодательстве, которые могли бы препятствовать инвесторам осуществлять деятельность согласно ранее обусловленной программе; 2) принятие нормативных актов, которые препятствовали бы инвесторам использовать вложенный капитал и возможный доход от него для последующего инвестирования или его перевода в страну инвестора; 3) национализация предприятий, созданных с участием иностранных инвесторов или экспроприация их активов; 4) лишение предприятий — объектов инвестирования прав владения землей; 5) принятие законодательства, позволяющего полностью или частично конфисковывать продукцию предприятия, в которое вложен застрахованный капитал; 6) принятие законодательства, которое ухудшало бы финансовое или любое другое положение иностранных инвесторов по сравнению с тем, каким оно было в начале инвестирования; 7) принятие нормативных актов, ущемляющих право инвесторов входить в руководящие органы предприятий, в которые инвесторы вложили соответствующие средства; 8) военные действия, гражданские волнения и социальные беспорядки, повлекшие за собой причинение ущерба имущественным интересам инвестора. После выплаты страхового возмещения к страховщику на основе принципа суброгации переходят все права и требования страхователя в отношении третьих лиц в связи с наступлением страхового случая. Договоры страхования заключаются, как правило, на срок от 12 до 20 лет. Размер страховой суммы обычно составляет от 50 млн до 150 млн долл., но не более 90% общей величины застрахованных инвестиций. Тарифные ставки находятся в диапазоне от 0,3 до 3% от страховой суммы.в России первые щаги в области страхования инвестиций от политических рисков были предприняты в 1990-е годы Государственной инвестиционной корпорацией (Госинкор). Для этого была создана специальная страховая организация, предоставляющая гарантии иностранным инвесторам от политических рисков (Российское агентство по страхованию инвестиций).

Страхование экспортных кредитов является особой разновидностью страхования кредитов, предоставляющей страховую защиту от рисков, которые несут участники внещнеэкономической деятельности.Данное страхование возникло в 1950-х годах.Его появление и развитие было связано с тем,что с ростомвнещнеторгового оборота многих стран и вовлечением в него новых рынков существенно увеличился риск, которому стали подвергаться предприятия при осуществлении экспортных операций, и прежде всего при предоставлении кредитов иностранным покупателям. К тому же с по- выщением конкуренции на мировых рынках экспортеры стали вынуждены соглашаться на предоставление все более продолжительных сроков оплаты поставок. В результате у экспортеров возникает интерес к покрытию рисков с помощью страхования. Страхование экспортных кредитов чаще всего обеспечивает покрытие риска непоступления платежей по кредиту, предоставленному иностранному покупателю. При этом в зависимости от вида полученного кредита страховое обеспечение может быть предоставлено разными способами. В случае если товар реализуется на условиях отсрочки платежа, т. е. финансирование поставок осуществляется посредством предоставления самим экспортером коммерческого кредита либо с помощью получения поставщиком банковского кредита на период от отгрузки товара до получения платежа по экспортному контракту, заключается договор страхования имущественных интересов экспортера либо страховое обеспечение по платежу предоставляется непосредственно банку-кредитору. При этом предоставление страховой защиты непосредственно банкам нередко используется в качестве основания для выдачи банками кредитов экспортерам по льготным ставкам, поскольку полученное страховое обеспечение существенно снижает кредитные риски, давая банкам практически полную гарантию возврата выданных кредитов. В случае же, если импортер или банк страны-импортера берет кредит у банка страны-экспортера для осуществления выплат экспортеру за осуществленные поставки, страховщик предоставляетстраховую защиту банку страны-экспортера. Договоры такого страхования чаще всего заключаются при осуществлении национальными предприятиями крупных инвестиционных проектов за границей, связанных с предоставлением долгосрочных кредитов. Оно создает стимулы для предоставления банками страны-экспортера кредитов иностранным покупателям. Кроме того, возможно заключение договоров страхования на случаи невозможности (в связи с оговоренными причинами) осуществить поставку товара по ранее заключенным контрактам, а также отказа покупателя от приема товаров. В этих случаях страхователю возмещают убытки, свя-. занные с необходимостью поиска новых покупателей, осуществлением возврата товаров и т. п. В зависимости от типа иностранного покупателя различают договоры, обеспечивающие страховую защиту поставок государственным и частным покупателям. Под государственными покупателями понимаются ведомства, учреждения, организации и компании, ответственность по обязательствам которых несет государство и которые не могут быть признаны банкротами в юридическом порядке. Частные покупатели — компании, несущие полную ответственность по своим обязательствам и могущие быть признанными несостоятельными. Договоры страхования экспортных кредитов могут различаться между собой также в зависимости от объектов поставки. Страховая защита сделок, связанных с поставками стандартных товаров массового спроса, осуществляется обычно путем заключения типового договора страхования экспортных кредитов на оговоренный срок (как правило, один год) на все или большинство экспортных операций страхователя. При осуществлении страховой защиты контрактов по выполнению технических проектов за границей и экспорту капиталоемких товаров, носящих немассовый характер, имеющих высокую стоимость и поставляемых на условиях долгосрочного кредитования, отдельные договоры страхования заключаются на каждую конкретную сделку. Различают также страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих (экономических) рисков. Наиболее известно страхование экспортных кредитов от политических рисков. Оно широко используется развитыми государствами как метод стимулирования проникновения частного капитала на внешние рынки, особенно рынки развивающих- стран. Размеры страховых выплат по данному страхованию нередко превышают поступления страховых премий, что делает его убыточным. В связи с этим данное страхование осуществляется, как правило, специализированными учреждениями и обществами, которые обычно принадлежат государству или в которых государство имеет конт-рольный пакет акций, что позволяет покрывать убытки от страховых операций за счет средств государственного бюджета. Таким образом, осуществляется косвенное государственное субсидирование экспорта. При этом предоставление такого страхового обеспечения должно быть обосновано определенными причинами: наличием межгосударственного договора между странами экспортера и импортера, стремлением национальных компаний освоить зарубежный рынок, сохранить или укрепить позиции на не.м, необходимостью стимулирования развития определенной отрасли экономики и т. п. Страхователями являются фирмы или банки страны-экспортера, связанные с предоставлением кредита иностранному покупателю. Договоры страхования экспортных кредитов от политических рисков заключаются на случай убытков экспортеров в связи со следующими причинами: а) принятием в стране-импортере нормативных актов, лишающих импортера возможности выполнения своих обязательств по оплате; б) расторжением импортером контракта вследствие каких-либо действий государственных органов; в) военными действиями, народными волнениями, восстаниями, революциями, саботажем, терроризмом, приведшими к невозможности датьнейшего участия экспортера в контракте либо к лишению импортера возможности произвести оплату; г) конфискацией, национализацией имущества импортера; д) введением импортного либо экспортного лицензирования или отзывом импортных либо экспортных лицензий; е) наложением эмбарго на импорт или экспорт; ж) введением в стране импортера налогов, сборов, комиссий, касающихся деятельности экспортера в соответствии с застрахованным контрактом; з) неоплатой или задержкой оплаты импортером контракта в связи с невозможностью конвертирования национальной валюты страны-импортера в валюту контракта либо введением ограничений на перевод валюты из страны покупателя; и) неспособностью государственного покупателя выполнить условия контракта. Для проведения страхования экспортных кредитов от политических рисков страховщики определяют степень политического риска в каждой из стран, в отношении которой предоставляется страховое обеспечение. Это необходимо для установления размеров страховых сумм и тарифных ставок. С повышением степени нестабильности в стране размеры страховых сумм снижаются, а страховых тарифов — увеличиваются.Под коммерческими рисками понимаются окончательная неплатежеспособность частного покупателя, неоплата им долга в течение оговоренного срока (например, 6 месяцев) после наступления установленной даты платежа,отказ покупателя от платежа после отгрузки товаров в его адрес и т. п.Страхование таких рисков осуществляется, как правило, исключительно за счет средств страховщика без привлечения ресурсов государственного бюджета. Условия страхования, как правило, аналогичны условиям страхования коммерческих кредитов внутри страны. Для заключения договора страхования экспортных кредитов страхователь должен представить надлежащим образом оформленный договор купли-продажи, экспортно-импортные лицензии, официальное разрешение на перевод средств за границу и другие документы, предусмотренные в таких случаях законодательством стран экспортера и импортера. Страховщик изучает предполагаемый или заключенный контракт и решает вопрос о возможности принятия рисков на страхование. Условия страхования, как правило, предусматривают, что иностранный покупатель должен оплатить за счет собственных средств не менее 15—20% стоимости контракта, а на остальную его сумму предоставляется подлежащий страхованию кредит. Размеры страховых премий зависят от объема застрахованной операции, страховых рисков, страны импортера, типа покупателя, срока страхования и других факторов. Необходимым условием предоставления страхового обеспечения является соответствие осуществляемой операции законодательству стран экспортера и импортера. Страховщики не возмещают убытки, понесенные из-за нарушения или незнания страхователем законодательства.

Страхование ответственности судовладельцев представляет собой разновидность страхования, предусматривающую создание системы страховой защиты судовладельцев, фрахтователей судов и инных лиц,связанных с эксплуатацией водного транспорта, на случаи возникновения их обязательств по возмещению ущерба, причиненноготретьим лицам. Оно появилось в первой половине XIX века в Великобритании, когда суды стали возлагать на судовладельцев обязательства оплатить убытки, причиненные ими третьим лицам. Одна из характерных черт данного страхования состоит в том, что оно во многом базируется на нормах права, регулирующих ответственность судовладельцев за вред,причиненный третьим лицам, и страховщики, проводящие операции по страхованию ответственности судовладельцев, вынуждены учитывать в своей деятельности требования международных правил судоходства, международных конвенций и законодательства государств, в порты которых заходит застрахованное судно. В систему такого законодательства входят нормы национального и международного права. Правовое регулирование отношений, возникающих из торгового мореплавания, в России осуществляется в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ) от 30 апреля 1999 г. Судовладелец несет ответственность за возмещение убытков, причиненных при эксплуатации судна другим судам и иным третьим лицам, в связи со столкновением судов, осуществлением их буксировки, загрязнением нефтью с судов, перевозкой опасных и вредных веществ и в других случаях. При этом под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна' или использует его на ином законном основании. Перевозчик при осуществлении морских перевозок несет ответственность за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза и багажа, а также за случаи смерти или причинения вреда здоровью пассажиров. К международным правовым нормам, регулирующим ответственность судовладельцев и перевозчиков, относится целый ряд международных конвенций, и в частности Брюссельская и Афинская конвенции, правила Висби, Гамбургские правила. Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, получившая название «Гаагские правила» и вступившая в силу 2 июня 1924 г., правила Висби, вступившие в силу 6 декабря 1978 г., и Гамбургские правила, вступившие в силу 1 ноября 1992 г., регламентируют случаи ответственности морских перевозчиков перед грузовладельцами. В соответствии с ними ответственность перевозчика перед грузовладельцами основывается на принципе его вины, которая заранее предполагается и должна опровергаться самим перевозчиком. В соответствии с Афинской конвенцией 1974 г. о перевозке морем пассажиров и их багажа, разработанной и принятой под эгидой Международной морской организации (ИМО), являющейся одним из специализированных учреждений ООН, перевозчик несет ответственность за вред, причиненный в результате смерти пассажира, нанесения ему телесного повреждения, а также в результате утраты или повреждения его багажа, если происшествие, вследствие которого был причинен такой вред, произошло во время перевозки и явилось следствием вины или небрежности перевозчика, а также его служащих или агентов, действовавших в пределах своих служебных обязанностей.Основные особенности договоров страхования ответственности судовладельцев состоят в следующем: 1) наличие договора страхования как одной из форм финансового обеспечения ответственности судовладельца за ущерб, причиненный третьим лицам, предусматривается законодательством многих государств в качестве обязательногоу условия,дающего возможность судну находиться в их территориальных водах или заходить в их порты; 2) для осуществления данного страхования страховщики должны располагать во всех основных портах мира широкой сетью представителей, способных оперативно принять участие в рассмотрении всех дел, связанных с заключенными договорами; 3) условия договоров страхования нередко предусматривают обязанность страховщика или, по крайней мере, возможность предоставления им финансовых гарантий, позволяющих освободить застрахованное судно, арестованное в связи с наличием подпадающих под условия договора страхования финансовых претензий к судовладельцу. Поэтому страховщики, осуществляющие данное страхование, должны обладать международной репутацией и известностью для того, чтобы их страховой полис был принят в качестве такой финансовой гарантии. Основными страховщиками в страховании ответственности судовладельцев являются созданные самими судовладельцами клубы взаимного страхования. В настоящее время в мире существует около 70 таких клубов. При этом примерно полтора десятка ведущих из них, на которые приходится около 90% рынка данного страхования, образуют международную группу «Пи энд Ай» клубов. Отечественные судовладельцы до 1990-х годов заключали договоры страхования ответственности в страховом обществе «Ингосстрах», который начал заниматься таким страхованием с 1972 г. «Ингосстрах», в свою очередь, перестраховывал ответственность в одном из самых крупных клубов взаимного страхования — английском «Ю. К. мьючуал». В настоящее время «Ингосстрах» сотрудничает и с некоторыми другими клубами взаимного страхования. Кроме того, договоры страхования заключают и другие российские страховщики, имеющие возможность их перестраховывать на зарубежных страховых рынках. Условия страхования ответственности судовладельцев у всех страховщиков практически унифицированы. Рассмотрим их положения. Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностью в поряд- ке установленном законодательством РФ, других го- сударств или нормами международного права, возместить ущерб или осуществить другие меры в связи с нанесением вреда третьим лицам вследствие эксплуатации принятых на страхование судов. В соответствии с условиями дого-вора страховщики оплачивают расходы и убытки, понесенные страхователем в связи с причинением ущерба третьим лицам, нанесенного при эксплуатации судов и подлежащего возмещению в соответствии с нормами законодательства. При этом в качестве страхователей могут выступать как собственники судов, так и другие лица, несущие гражданско-правовую ответственность за возможный вред, причиненный третьим лицам при эксплуатации судов. Договоры страхования заключаются на основании письменного заявления страхователя, в котором должны содержаться следующие сведения: а) наименование, адрес страхователя, номера его банковских счетов; б) данные о заявляемых на страхование судах (их наименование, тип, год и место постройки, флаг, класс регистра, наличие сертификата, дата последнего освидетельствования, тоннаж, число двигателей, перечень оборудования на судах, техническое состояние, дата последнего ремонта, число внеплановых ремонтов); в) данные об уровне подготовки экипажа судов; г) район плавания, характер и интенсивность эксплуатации, характеристика перевозимых грузов; д) перечень заявляемых на страхование страховых рисков; е) статистика убытков по заявляемым на страхование страховым рискам за последние 5 лет; ж) срок страхования; з) лимиты страховой ответственности, размеры и вид франшизы Размеры тарифных ставок в этом страховании зависят от набора страховых рисков; размеров франшизы; типов заявляемых на страхование судов, их тоннажа, регистрационного класса, возраста; районов плавания; характера перевозимых фузов; опыта работы страхователя в области мореплавания и других факторов. Кроме того, страховщики принимают во внимание сумму заявленных страхователю в предыдущие годы претензий со стороны третьих лиц. Годовая величина страховой премии определяется обычно путем умножения тарифной ставки, устанавливаемой в денежных единицах, на брутто-регистровый тоннаж всех судов, заявляемых на страхование страхователем. Рассчитанная страховая премия уплачивается, как правило, в рассрочку (в 3—4 взноса в течение года). В случае вывода в период действия договора страхования какого-либо судна из эксплуатации на срок более 30 суток подряд страхователю при определенных условиях возвращают до 95% уплаченных за этот период за данное судно страховых взносов.Договоры страхования могут заключаться на случай наступления около 30 различных событий, связанных с эксплуатацией судов. Рассмотрим основные из них. Отметим, что Кодекс торгового мореплавания РФ предусматривает, что судовладелец обязан страховать: 1) заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию; 2) жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей. Кроме того, собственник судна должен осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение (гарантию банка или иной кредитной организации) для покрытия ответственности: а) за ущерб от зафязнения нефтью с судов, если на судне перевозится наливом в качестве груза более 2000 т нефти; б) за ущерб, причиненный в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Страхование имущественных интересов членов экипажа обычно осуществляется в рамках страхования на случай нанесения вреда лицам, находящимся на принятом на страхование судне, в результате несчастных случаев,аварий и других событий связяных с его эксплуатацией,а так же с неумелым обращением с грузом.При этом к физическим лицам за несение вреда которым несёт ответственность страховщик по такому страхованию,могут относится: пассажиры принятого на страхование судна; члены команды; лоцманы; лица, занятые обработкой фузов, и другие лица, находящиеся на данном судне.' По условиям такого страхования возмещаются: а) убытки, которые страхователь обязан возместить третьим лицам в связи с телесными повреждениями, заболеваниями или смертью лиц, находящихся на принятом на страхование судне, происщедшими в процессе эксплуатации судна; б) расходы по лечению, погребению, репатриации и другие расходы, связанные с телесными повреждениями, заболеванием или смертью лиц, находящихся на принятом на страхование судне; в) расходы и убытки, связанные с необходимостью отклонения судна от пути следования для оказания пострадавщим медицинской помощи, доставки их к месту назначения или возвращения в порт отправки; г) убытки, понесенные лицами, находящимися на принятом на страхование судне, в связи с повреждением или утратой их личных вещей, за которые страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством (за исключением наличных денег, ценных бу.маг и драгоценностей); д) дополнительно (если условиями страхования предусмотрено возмещение расходов по спасанию жизни) страховщикомкомпенсируются суммы, которые судовладелец в соответствии с законодательством обязан выплатить третьим лицам вследствие того, что они участвовали в спасании жизни лиц с застрахованного судна. В частности, при страховании расходов на репатриацию членов экипажа судна страховым случаем является необходимость репатриации членов экипажа судна, вызванная следующими причинами: 1) кораблекрушением; 2) заболеванием или травмой, требующими лечения вне судна. При этом расходы на репатриацию включают: а) плату за проезд члена экипажа воздушным транспортом к месту репатриации, каковым (по желанию члена экипажа судна) может быть государство, в котором он проживает, порт, в котором он был принят на работу на судно или который указан в коллективном договоре, любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа; б) плату за провоз 30 кг багажа члена экипажа судна до места репатриации; в) плату за питание и проживание члена экипажа с момента, когда он покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации; г) плату за лечение члена экипажа судна (если это необходимо) до тех пор, пока он по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации; д) заработную плату и пособия с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда он прибывает к месту репатриации (если это предусмотрено коллективным договором). При страховании ответственности за ущерб, связанный с загрязнением нефтью с судов, а также с перевозкой опасных и вредных веществ, возмещению подлежат суммы, которые страхователь обязан выплатить в возмещение ущерба, причинен- ного третьим лицам, в качестве которых могут вы- ступать гражданин, юридическое лицо или государ- ство, а также расходы, которые страхователь в таких случаях обязан нести в соответствии с национальным законодательством и международными конвенциями и соглашениями. В качестве документа, удостоверяющего наличие страхования или иного финансового обеспечения ответственности собственника судна за ущерб от загрязнения нефтью с судов, а также в связи с перевозкой опасных и вредных веществ, выступает в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности, которое выдается каждому судну, имеющему страховое или иное финансовоеобеспечение. Данное свидетельство должно находиться на борту судна, а его копия должна быть сдана на хранение в орган регистрации судна. При этом судну, обязанному иметь соответствующее страхование или иное финансовое обеспечение ответственности, запрещается осуществлять коммерческую деятельность, если оно не имеет такого свидетельства. Договоры страхования (или иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна) должны быть заключены на сумму, равную пределу ответственности собственника судна в соответствии с законодательством. Подлежащим возмещению страховщиками ущербом является: 1) при страховании ответственности за ущерб от загрязнения нефтью с судов — ущерб окружающей среде, включая упущенную третьими лицами выгоду в результате причинения такого ущерба (например, связанную с уменьщением вылова рыбы) и расходы на разумные восстановительные меры (например, на сбор нефти с поверхности воды или суши, очистку пострадавшей фауны и т. п.); другие убытки, причиненные вне судна загрязнением, происшедшим вследствие утечки или слива нефти с судна; расходы на разумные меры, принятые после инцидента по загрязнению нефтью с застрахованного судна, связанные с предотвращением или уменьшением ущерба от такого загрязнения, и причиненный такими мерами последующий ущерб; 2) при страховании ответственности за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ — вред, связанный со смертью или повреждением здоровья любого лица, находящегося как на судне, так и вне его, причиной которых явились опасные и вредные вещества, перевозящиеся на подлежащем страхованию судне; ущерб, вызванный утратой или повреждением имущества, находящегося вне судна, подлежащего страхованию, в результате воздействия опасных и вредных веществ, перевозящихся на таком судне; ущерб от загрязнения окружающей среды, причиненный опасными и вредными веществами, включая упущенную третьими лицами выгоду в результате причинения такого ущерба и расходы на разумные восстановительные меры; расходы на разумные меры, принятые после происшедшего с застрахованным судном инцидента, связанного с перевозкой им опасных и вредных веществ, по предотвращению или уменьшению ущерба, и причиненный такими мерами последующий ущерб. Иск о возмещении ущерба может быть предъявлен непосредственно к страховщику или лицу, предоставившему иное финансовое обеспечение ответственности собственника судна за ущерб.При страховании на случай утраты или повреждения грузов страховая защита распространяется на грузы, находящиеся на борту застрахованного судна, грузы, пофужаемые на его борт или разгружаемые с него, а также на готовя- щиеся к погрузке или разгрузке. При этом возмещению подлежат: а) убытки, которые страхователь должен возместить владельцам груза в связи с его утратой или повреждением, происщедщи- ми в результате упущений судовладельца или лиц, за которых он несет ответственность, при погрузке, размещении, укладке, перевозке, выгрузке или сдаче груза, а также из-за немореходности застрахованного судна, возникшей после начала морского предприятия; б) дополнительные расходы, понесенные страхователем и вызванные необходимостью осуществить разгрузку или удаление поврежденного груза; неполучением или невостребованием груза грузовладельцем в порту разгрузки или ином месте его доставки. Данные расходы возмещаются в том случае, если судовладелец не в состоянии получить их возмещения на основании регрессной претензии к третьим лицам, и рассчитываются в размере разницы между величиной понесенных на вышеуказанные цели затрат и выручкой, полученной от реализации груза или остатков от него; в) убытки, которые подлежат возмещению судовладельцем в соответствии с условиями договоров, заключенных судовладельцем с владельцами плавучих кранов, лихтеров и другого оборудования, используемого в процессе погрузки и выгрузки груза. Не возмещаются при проведении данного страхования убытки и расходы страхователя, понесенные вследствие: 1) выгрузки груза в порту или месте, отличном от указанного в договоре перевозки; 2) выдачи груза лицу, не предъявившему необходимых документов; 3) выдачи груза лицу, не являющемуся получателем груза в соответствии с перевозочным документом; 4) выдачи переБозочного документа, содержащего заведомо неправильные сведения; 5) неприбытия принятого на страхование судна в порт погрузки, прибытия его с опозданием или невозможности погрузки каких-либо грузов на данное судно; 6) перевозки монет, драгоценных или редких металлов и камней, печатных формПри страховании на случай столкновения судна с другими судами или нанесения повреждений без непосредственного контакта с ними, но явившихся результатом небрежности в судовождении (например, волной в результате превышения разрешенной скорости, неправиль- ным маневрированием, огнем, исходящим из принятого на страхование судна, и т. д.), возмещению подлежат следующие убытки и расходы страхователя, вызванные такими событиями: а) суммы, которые страхователь обязан оплатить владельцам других судов за убытки, нанесенные судам и находящемуся на них имуществу; б) суммы, которые страхователь обязан оплатить третьим лицам в связи с повреждением или гибелью иного имущества, чем суда и имущество на них (например, портовые сооружения, причалы и т. д.); в) суммы, которые страхователь обязан оплатить третьим лицам в связи с повреждением или гибелью груза или другого имущества, находящегося на принятом на страхование судне, а также в связи с расходами, понесенными владельцами этого груза или имущества по его спасанию и уплате взносов по общей аварии; г) суммы, которые страхователь обязан оплатить потерпевшим в связи со смертью, травмой и заболеванием физических лиц; д) затраты, понесенные страхователем в связи с его обязанностью поднять затонувшее судно, удалить или уничтожить остатки затонувшего в результате столкновения имущества, установить световые или иные знаки для обозначения таких остатков или возместить затраты по их удалению. При страховании на случай повреждения или уничтожения объектов, не являющихся судном, возмещению подлежат убытки, которые страхователь обязан оплатить третьим лицам вследствие нанесения ущерба судном имуществу третьих лиц расположенному на суше или воде (например, причалам, шлюзам, мостам, кранам, буровым установкам, докам, средствам навигационной безопасности, портовым сооружениям, строениям на берегу и т. д.). При страховании на случай затопления судна или имущества, перевозившегося на нем, возмещению подлежат расходы, понесенные страхователем в связи с подъемом, удалением, уничтожением, освещением или обозначением затонувшего имущества, если принятие таких мер или возмещение страховазаконодательством. Так, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности порта и проводимым в нем работам, собственник затонувшего судна обязан по требованию капитана порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его. Кроме того, возмещаются убытки, связанные с ответственностью страхователя, возникающей вследствие действий, предпринятых по подъему судна или другого имущества, непроизвольного перемещения затонувшего имущества либо вследствие непринятия страхователем мер по удалению, уничтожению, освещению или обозначению такого имущества. В частности, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ, если собственник затонувшего имущества обязан поднять, удалить или уничтожить его, но он не сделал этого, то подъем, удаление или уничтожение затонувшего имущества производится портовыми властями за счет собственника такого имущества. При этом к затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно либо выброшены на мелководье или берег. Страховое возмещение выплачивается в размере разницы, если таковая образуется, между величиной расходов, понесенных в таких целях страхователем, и стоимостью спасенного имущества. Страховое возмещение не выплачивается, если страхователь без письменного согласия страховщика передаст свой имущественный интерес на затонувшее имущество другому лицу до наступления страхового случая или до того, как будут предприняты меры по подъему, удалению, уничтожению, освещению или обозначению такого имущества.

Договоры страхования ответственности автоперевозчиков распространяют свое действие прежде всего на требования лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке груза. Кроме того, автоперевозчик может нанести вред жизни, здоровью И имуществу третьих лиц при выгрузке, падении, взрыве груза, его утечке и т. д. Страховая защита от таких убытков также может быть предоставлена договором страхования ответственности автоперевозчиков. Наконец, ответственными за перевозку грузов могут быть их экспедиторы, обеспечение которых страховой зашитой осуществляется путем заключения договоров страхования ответственности экспедиторов груза. Условия страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов разрабатываются обычно с учетом нормативных документов, регулирующих условия наступления и объем ответственности перевозчика и экспедитора. При международных перевозках данные вопросы регулируются прежде всего положениями Конвенции «О договоре международной перевозки грузов по дорогам» (КДПГ), принятой в Женеве в 1956 г. и вступившей в силу 2 июля 1961 г., а также протоколом к ней от 5 июля 1978 г., распростра- няюшими свое действие на такие договоры перевозки грузов автомобильным транспортом, в которых места погрузки и доставки груза находятся на территории двух различных государств и при этом по крайней мере одно из них является участником данной конвенции. В соответствии с данными нормативными актами автоперевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или его повреждение, происшедшие в период между принятием груза к перевозке и его выдачей, а также за опоздание в доставке груза. При этом правомочное по договору перевозки лицо имеет право считать груз потерянным, если он не был доставлен в течение 30 дней п6 истечении установленного для доставки срока, а при отсутствии такого срока — в течение 60 дней со дня принятия перевозчиком груза к перевозке. Сумма ущерба, подлежащего возмещению перевозчиком при утрате или повреждении груза во время перевозки, определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его к перевозке исходя из биржевых товарных котировок или текущей рыночной цены, а при их отсутствии — из обычной стоимости товара такого же рода и качества. Кроме того, подлежат возмещению оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза. Вместе с тем КДПГ устанавливает предел имущественной ответственности автоперевозчика в размере 25 золотых франков за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза. Протоколом к КДПГ для перевозчиков стран, которые его подписачи, офаничение их ответственности предусмотрено в размере 8,33 СПЗ за 1 кг погибшего или поврежденного груза. Однако указанный предел ответственности перевозчика не применяется в случаях, когда в товаротранспортной накладной была объявлена стоимость груза, а также если ущерб был причинен в результате умышленных действий перевозчика или его представителей. Если владельцем груза будет доказано нанесение ущерба вследствие просрочки в доставке груза, то перевозчик обязан возместить его в сумме, не превышающей плату за перевозку.Страхование ответственности автоперевозчиков и экспедиторов чаще всего проводится в добровольном порядке, но, несмотря на это, оно получило широкое распространение во многих странах. Дело в том, что владельцы груза, прежде чем доверить его перевозчику, нередко требуют от него финансовых гарантий компенсации возможного ущерба, который может быть причинен по вине перевозчика. Обычно в качестве такой гарантии и выступает страховой полис. Объектом данного страхования являются имущественные интересы страхователя или застрахованного лица (т. е. лица, осуществляющего перевозки или экспедирование грузов автотранспортом), связанные с его обязанностью в порядке, установленном положениями международных транспортных конвенций, нормами законодательства государств, условиями предоставления услуг, возместить вред, причиненный имуществу юридических и физических лиц, а также жизни и здоровью физических лиц. Договоры страхования ответственности автоперевозчиков (экспедиторов) заключаются чаше всего на один год и обеспечивают страховую защиту при всех перевозках грузов, осуществляемых страхователем в период срока действия договора. При этом ответственность страховщика по каждой перевозке начинается в момент принятия страхователем груза к перевозке или экспедированию и продолжается до момента сдачи его получателю, распространяясь и на случаи погрузки, разгрузки или перегрузки грузов и хранения их вне транспортного средства в период перевозки. Договоры могут включать следующие страховые риски. 1. Ответственность перевозчика (экспедитора) за гибель, утрату или повреждение груза при перевозке, которые произошли вследствие столкновения средства транспорта с препятствием или другим транспортным средством, пожара, опрокидывания транспортного средства, провала моста, взрыва, несчастного случая при погрузке, кражи, разбойного нападения, переохлаждения или перегрева грузов. Данные события являются основными страховыми рисками в практике проведения страхования ответственности автоперевозчиков, на них приходится примерно 80% всех страховых случаев. Особенно тщательно в договоре страхования оговариваются условия наступления ответственности страховщика при краже груза. 2. Ответственность автоперевозчика (экспедитора) перед клиентами за нанесение им финансовых убытков вследствие невыполнения им обязательств по договору перевозки по причине его ошибок или упущений, выразившихся в просрочке в доставке груза, невыполнении инструкций отправителей, неправильной засылке груза, выдаче груза лицу, не имеющему прав на его получение. Приэтом условием возникновения ответственности автоперевозчика (экспедитора) за просрочку в доставке грузов является нарушение сроков доставки грузов, предусмотренных нормативными актами или правилами, принятыми в установленном порядке. При неправильной засылке груза по вине страхователя возмешаются его дополнительные издержки по пересылке груза по правильному адресу. 3. Ответственность перевозчика (экспедитора) перед таможенными органами или перед другими государственными органами. Так, при нарушении таможенного законодательства страховщик возмещает расходы автоперевозчика (экспедитора) по уплате штрафов, таможенных пошлин и других платежей. Такое страхование особенно актуально для перевозчиков, осуществляющих международные перевозки с применением книжек международных дорожных перевозок (МДП, или TIR Carnets), которые облегчают процедуру пересечения государственных границ транзитных стран. Это связано с тем, что в соответствии с положениями «Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП» {конвенция МДП), принятой в Женеве 14 ноября 1975 г. Международной ассоциацией автомобильного транспорта (объединяющей более 100 стран, в том числе и Россию), каждый перевозчик, совершающий трансграничные рейсы, обязан при получении книжек МДП предоставить финансовую гарантию возмещения возможных убытков, в качестве которой, наряду с внесением залога, выступает страховой полис страхования ответственности перед таможенными органами. При этом многие перевозчики заключают такие договоры страхования в Международной ассоциации взаимного страхования транспортных перевозчиков {ТТ Club). Страховщики по условиям такого страхования обязаны возместить нанесенный соответствующему государству (в лице таможенных органов) вред из-за нарушений, имевших место при международных дорожных перевозках по доставке грузов от таможни места отправления до таможни места назначения. Минимальный лимит ответственности страховщика по всем страховым случаям, возникающим в связи с использованием автоперевозчиком одной книжки МДП, составляет в соответствии с прабилами, установленными конвенцией МДП, 50 000 долл. Помимо этого, договоры могут предусматривать возмещение убытков, понесенных страхователем в результате необходимости уплаты налогов, штрафов и других сумм по решению государственных органов, а также конфискации груза уполномоченными государственными органами (например, санитарной инспекцией). 4. Ответственность перевозчика (экспедитора) перед третьими лицами (кроме работников страхователя и лиц, имеющих договор-ные отнощения с автоперевозчиком), возникающая в результате причинения им вреда перевозимым грузом и выражающаяся в гибели, увечьях, травмах, заболеваниях граждан, а также в гибели или повреждении имущества третьих лиц.' Такие последствия для третьих лиц могут наступить при выгрузке, падении, взрыве груза, его утечке и т. п. Кроме общих для всех видов страхования причин, когда страховщик не несет ответственности за убытки (умышленные действия или грубая небрежность страхователя, военные действия, гражданские волнения, действия органов власти, воздействие радиации и др.), в страховании ответственности автоперевозчика (экспедитора) есть также свои специфические основания. Среди них можно назвать случаи возникновения убытков в результате следующих обстоятельств: а) нарушения страхователем правил дорожного движения; б) эксплуатации технически неисправных транспортных средств (в том числе рефрижераторных установок при перевозке грузов, требующих специального температурного режима перевозки); в) перевозки груза большего веса, чем это предусмотрено нормами технической эксплуатации средств транспорта; г) перевозки контрабандных грузов и грузов незаконной торговли; д) несоответствующей упаковки груза и отправления его в поврежденном состоянии; е) недостачи груза при целостности наружной упаковки и ненарушенных пломбах грузоотправителя; ж) перевозки ценных грузов (драгоценных металлов, камней и изделий из них, банкнот, монет, ценных бумаг, произведений искусства, племенных животных). Договоры страхования действуют на указанной в них территории, направлении или в рамках маршрута перевозки. В случае изменения территории, направления или маршрута перевозок без предварительного согласования со страховщиком действие договоров страхования может быть прекращено в той части перевозок, которые относятся к изменению территории действия страхования. Договоры страхования заключаются на основании письменного заявления страхователя, в котором должны содержаться следующие сведения: а) наименование и адрес страховате- номер его банковского счета; б) данные о заявляевляемых на страхование средствах автотранспорта (тип, год выпуска, тоннаж и т. п.); в) территория, направление или маршрут перевозки; г) перечень заявляемых на страхованиерисков; д) срок страхования; е) лимиты страховой ответственности, размер и вид франшизы. Размеры тарифных ставок в данном страховании зависят от следующих факторов: 1) убытков, оплаченных перевозчиком (экспедитором) клиентам за последние 1—3 года; 2) числа заявляемых на страхование средств автотранспорта, их типа, тоннажа, года выпуска, состояния и т. п.; 3) объема деятельности перевозчика (экспедитора); 4) характера перевозимых грузов; 5) территории, направления или маршрута перевозки; 6) номенклатуры перевозимых грузов; 7) максимальной ответственности перевозчика (экспедитора) и страховщика перед перевозчиком (экспедитором) по отдельным рискам и в целом за год (лимитов страховой ответственности), размеров франшизы. Исчисление суммы страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, производится путем умножения тарифной ставки на планируемый сбор платежей за перевозку (фрахт) или на сумму вознаграждения, получаемую экспедитором. При страховании в соответствии с конвенцией МДП ставка страховой премии устанавливается в виде фиксированной суммы за каждую книжку МДП, перевозка с применением которой заявляется на страхование. При наступлении страхового случая оплату претензии пострадавшего первоначально производит (после согласования всех необходимых вопросов со страховщиком) сам перевозчик (экспедитор). Страховщик лишь в порядке исключения выплачивает компенсацию непосредственно заявителю претензии. После расчета с потерпевшим автоперевозчик (экспедитор) обращается в страховую организацию, которая и возмещает страхователю все его расходы по оплаченной претензии. При этом автоперевозчик (экспедитор) должен представить следующие документы: а) товаротранспортные накладные или другие документы с отметкой грузополучателя о недостаче или повреждении груза; б) счета или фактуры; в) упаковочные ведомости; г) акты осмотра груза (аварийные сертификаты), акты экспертизы, составляемые независимыми специализированными организациями; д) документы органов внутренних дел о дорожно-транспортном происшествии, краже или других происшествиях; е) письменное объяснение водителя о происшествии; ж) расчеты суммы убытков, заявляемых автоперевозчику (экспедитору), и оправдательные документы на расходы, произведенные автоперевозчиком (экспедитором) для уменьшения размеров ущерба, для защиты своих интересов в судебных органах и т. д.

Страхование ответственности таможенных перевозчиков осуществляется с учетом норм Таможенного кодекса РФ, «Положения о таможенном перевозчике» и других нормативных актов таможенного законодательства. В частности, в соответствии с «Положением о таможенном перевозчике» для по- лучения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика лицу, претендующему на такую лицензию, необходимо заключить договор страхования своей деятельности. Страхователем в таком страховании являются таможенные перевозчики, т. е. юридические лица, имеющие лицензию Государственного таможенного комитета РФ и осуществляющие перевозку грузов, находящихся под таможенным контролем. Таможенные перевозчики выступают гарантами сохранности перевозимых грузов и документов на них с момента получения в пункте отправления и до помещения в пункте назначения, т. е. в зону таможенного контроля, на склады временного хранения, таможенные склады или свободные склады. При этом таможенные перевозчики несут ответственность перед таможенными органами (в том числе за уплату таможенных платежей) до фактической передачи товаров владельцу склада временного хранения в месте доставки или лицу, обладающему полномочиями в отнощении этих товаров, полученными от таможенного органа. При выдаче товаров без разрешения таможенного органа, утрате товаров или недоставлении их в таможенный орган назначения таможенный перевозчик должен уплатить таможенные платежи, за исключением случаев, когда: а) товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия обстоятельств непреодолимой силы; б) недостача товаров произошла в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; в) товары выбыли из владения вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. Объектом страхования ответственности таможенных перевозчиков являются имущественные интересы страхователей, связанные с их ответственностью перед таможенными органами, а также перед физическими и юридическими лицами, товары которых при-няты к перевозке, вытекающей из их обязательств по перевозке груза, доставлению товаров в таможенный орган назначения, уплате таможенных платежей, штрафов и других денежных сумм, взыскиваемых в связи с нарушениями таможенных правил. Страховыми случаями при страховании ответственности таможенных перевозчиков могут быть: 1) в части ответственности перед таможенными органами - выдача товара без разрешения таможенного органа (т. е. без надписи «Товар поступил», заве- реннои подписью и личной номерной печатью долж- ностного лица на таможенном документе, используемом при доставке товаров под таможенным контролем или при таможенном режиме транзита); утрата перевозимого товара; недоставление товара в таможенный орган назначения; 2) в части ответственности перед лицами, товары которых перевозятся, — нарушение целостности и сохранности товара, утрата товара. Страховыми случаями не признаются: а) повреждение или утрата доставленного перевозчиком товара, наступившие после фактической передачи товаров владельцу склада временного хранения в месте доставки либо фактической передачи товаров лицу, обладающему полномочиями в отношении этих товаров, полученными от таможенного органа; б) случаи, которые были совершены умышленно, в результате грубой небрежности страхователя в отношении нарушения таможенных правил, правил и практики перевозки грузов или явились следствием сговора между страхователем и третьими лицами; в) случаи, которые наступили до получения лицензии таможенного перевозчика страхователем, а также после приостановки действия или отзыва такой лицензии таможенного перевозчика; г) случаи повреждения или утраты товара, явившиеся следствием естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения груза; д) случаи повреждения или утраты товара в результате неправомерных, по законодательству РФ, действий органов или должностных лиц иностранных государств; е) потеря прибыли третьих лиц в результате несвоевременной доставки товара; ж) случаи, которые наступили в результате военных действий и их последствий, действия мин, бомб и других орудий войны, восстаний, мятежей, народных волнений, забастовок, действий вооруженных формирований или террористов,незаконных актов политических организаций и лиц, действующих в связи с ними, действий и распоряжений военных или гражданских властей, ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения. Размер лимитов ответственности страховшика устанавливается по соглашению сторон. При этом действующим законодательством установлено, что их величина по каждому страховому случаю, связанному с причинением вреда таможенным органам, не может быть ниже: а) 1000-кратного установлен- ного законом размера минимальной месячной оплаты труда в отношении товаров, не облагаемых в РФ акцизом; б) 10 000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в отношении товаров, облагаемых в РФ акцизом. Лимит ответственности по случаям причинения вреда лицам, товары которых перевозятся, не может быть выше действительно^ стоимости товаров. Сумма страхового возмещения в части ответственности перед таможенными органами может включать размер таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при таможенном режиме выпуска для свободного обращения или экспорта. Размер выплаты исчисляется на день наступления страхового случая или на день обнаружения нарушения обязанностей таможенного перевозчика (в виде выдачи товара без разрешения таможенного органа, утраты товара или недоставления его в таможенный орган назначения), если дату наступления страхового случая установить невозможно. Сумма страхового возмещения в части ответственности перед лицами, товары которых перевозятся, определяется исходя из ущерба, причиненного утратой или повреждением товара в виде затрат На приобретение утраченных или на ремонт поврежденных товаров (при невозможности проведения ремонта возмещаются убытки, рассчитанные исходя из степени обесценения поврежденных товаров). Как правило, страховщики при заключении договоров страхования ответственности таможенных перевозчиков выдают генеральный страховой полис, в соответствии с которым страхованию подлежат все перевозки товаров, находящихся под та- моженным контролем в течение оговоренного в нем периода времени. Для того чтобы каждая конкретная перевозка считалась застрахованной, страхователь до ее начала должен передать страховщику следующую информацию: а) дату начала и окончания перевозки; б) таможенный орган отправления и назначения; в) вид транспортного средства и его номер; г) наименование, объем и стоимость товара; д) размер платы за перевозку товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: