double arrow

Перспективы сближения регионов

Во всех документах государственной региональной политики СССР и Россий­ской Федерации присутствует тезис о необходимости выравнивания регионов по уровню социально-экономического развития. Однако приведенные выше данные говорят о том, что осуществить эту цель очень трудно.

Перспективы сближения регионов по уровню ВРП на душу населения имеет смысл анализировать при условии общего экономического роста. Очевидно, приемлем только такой характер сближения регионов, когда темп прироста в отставших регионах превышает положительный темп прироста в более развитых регионах.

Расчеты показывают, что полное выравнивание регионов России по величине ВРП на душу населения в обозримой перспективе абсолютно невозможно.

Для достижения наиболее отсталыми регионами среднероссийского уровня при самых оптимистических прогнозах требуется не менее 15—30 лет, если, разумеется, не добиваться выравнивания любой ценой, например путем ограничения и даже снижения уровня развития экономически эф­фективных регионов. Практический смысл представляет более скромная цель — уменьшение отставания экономически менее развитых регионов. Стремление к данной цели имеет две главные побудительные причины: 1) более активное включение всех регионов в общероссийский рынок, отвечающее интересам всех регионов; 2) укрепление экономической базы отставших регионов для решения их социальных задач.

Наиболее приоритетными задачами уменьшения неоднородности экономического пространства являются преодоление тенденции усиления межрегионального социального неравенства и особенно подтягивание регионов, наиболее отставших по уровню жизни. Уменьшение же межрегио­нальных различий по уровню экономического развития — это главное средство для решения социальных задач.

Для ответа на вопрос каково поведение регионов в условиях роста нами было проанализирована зависимость профицита (дефицита) бюджета регионов от темпов роста ВРП (или спада). С помощью ППП «Статистика» на ПЭВМ установлен вид взаимосвязи данных показателей. В качестве наблюдений служили статистические данные субъектов Федерации (89) за последние 5 лет. Уравнение регрессии показало, что с 1%-м ростом ВРП заметно, на 0,14%, наблюдается относительное уменьшение дефицита бюджета проблемных регионов. Иначе обстоит дело с благополучными регионами, здесь при 1%-м росте ВРП уравнение зависимости показывает повышение уровня дохода бюджета на 0,57%. Во всех уравнениях регрессии коэффициенты множественной корреляции и детерминации составляют более чем 0,9, что свидетельствуют об адекватности модели к реалиям.

На уровне национальной экономики методом сравнительного анализа было установлено следующее. С достижением экономического роста страны, начиная с 3,55% и более повсеместно в проблемных регионах (там, где не наблюдался рост на момент анализа) начинается заметное увеличение объемов ВРП, товарооборота, а вследствие этого подъем уровня среднедушевого дохода и соответственно расходов.

Анализ этих показателей при спаде экономики дали следующие результаты. В частности, нами были проанализированы исходные статистические данные экономики РФ за период с 1994 по 1997гг., т.е. это как раз годы надежды на рост производства промышленной продукции. При спаде экономики в целом, начиная от 5% и выше, наблюдаются снижения ВРП неблагополучных регионов почти по геометрической прогрессии. По нашим расчетам в этом случае темп спада экономики проблемных регионов составляет 12-14%.

Качество начинающегося экономического роста будет характеризоваться не столько приближением наиболее отсталых регионов к лидерам, сколько увеличением числа регионов с положительными темпами прироста. Дифференциация положительных темпов прироста, безусловно, лучше выравнивания отрицательных темпов.

Чем выше будут темпы экономического роста (в частности, ВВП), тем шире станут возможности для межрегионального перераспределения финансовых ресурсов с целью сближения регионов по уровню социального развития. Однако не должно возникать иллюзий по поводу того, что эконо­мический рост автоматически переломит тенденцию межрегиональной диф­ференциации уровня жизни с дивергенции на конвергенцию (сближение). Растущая притягательность регионов с повышенной конкурентоспособностью и благоприятным предпринимательским климатом в сочетании с мобиль­ностью труда и капитала могут содействовать еще большему отрыву регионов-лидеров по экономическому развитию и по уровню жизни. Поэтому проблема социальной поддержки относительно бедных регионов не потеряет своей актуальности.

Если проанализировать, сколько лет необходимо отстающим регионам для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу населения при темпах роста от 4% до 10% (табл. 18), то становится ясно, что в обозримом будущем полное выравнивание регионов по экономическому уровню развития не предвидится.

Изменить сложившуюся ситуацию можно только с помощью значительной государственной поддержки, т.е. перераспределяя финансовые средства между регионами. Однако масштабы такой поддержки в ближайшие годы не могут быть значительными и достаточными, учитывая ограниченность финансовых ресурсов государственного бюджета. Поэтому уменьшение отставания регионов по доходам целиком определяется внутренними экономическими возможностями этих регионов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: