Инвестиции в основной капитал

Рис. 7.1.

энергетического комплекса, уменьшение на 40% доли машиностроения и почти в 7 раз — легкой промышленности. Указанные сдвиги произошли не только из-за разных индексов физических объемов производства, но и вследствие резко опережающего роста цен на топливо, энергию, сырье, что стало причиной инфляции издержек и потери конкурентоспособности многих групп отечественных товаров.

Вследствие происходящих изменений в отраслевой структуре промыш­ленности специализация регионов теперь менее выражена и менее разно­образна по отраслевому составу, чем в начале 1990-х гг. Так, ТЭК занимает теперь первое место по объему производства в пяти экономических районах (раньше — только в Западной Сибири), металлургический комплекс — в трех районах (раньше — только в Восточной Сибири), машиностроение — также в трех (раньше — в семи), а остальные отрасли не являются лидерами ни в одном районе (в 1990 г. лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности были ведущими в Северном районе, а пищевая, главным образом рыбная, — в Дальневосточном районе). Отраслевая структура не только в целом по стране, но и в большинстве регионов стала менее прогрессивной и напоминающей структуру начального этапа инду­стриализации и структуру развивающихся стран с сырьевой экспортной ориентацией.

Качественное ухудшение структуры промышленности в 1990-е гг. сочетается с уменьшением удельного веса промышленности в составе ВВП и в составе ВРП большинства регионов. В 1990 г. промышленность давала 49% объема ВВП, в 1997 г. — только 35%; за это же время доля услуг в ВВП увеличилась с 28 до 48%. Среди экономически развитых регионов (входящих в первую десятку по ВРП) только в Красноярском крае и Татарстане объем промышленной продукции превышает объем производства услуг. В Москве в 1997 г. доля промышленной продукции составляла только 16,7%, а доля услуг — 72,6%. За 1991—1997 гг. объем промышленного производства в Москве уменьшился на 64%, тем не менее объем всего ВРП увеличился. Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие развитые регионы входят в стадию постиндустриального развития, когда стабилизация и даже сокращение про­мышленного производства компенсируется ростом производства услуг. Однако экономика многих других регионов (преимущественно индустриальных и индустриально-аграрных) продолжает сильно зависеть от динамики и структуры промышленного производства.

Снижение инвестиционной активности в течение всего последнего десяти­летия — это одна из наиболее негативных черт экономического кризиса, имеющая долговременные последствия. Физический объем инвестиций в основной капитал в целом по России за 1991—1997 гг. уменьшился более чем в 4 раза. Среди экономических районов наиболее глубокое падение — в Северном районе (в 7,7 раза), наименьшее — в Уральском районе (на 65%). Объемы инвестиций существенно уменьшились во всех без исключения субъектах федерации; среди них относительно благополучно выглядит Москва (снижение на 43%).

В отдельных регионах в разные годы происходил небольшой рост инвес­тиций. Число регионов с инвестиционным ростом составляло: 1993 г. — 6, 1994 — 4, 1995 — 10, 1996 — 5, 1997 г. — 22. Однако после инвестиционного всплеска, как правило, продолжалось падение.

Главные причины инвестиционного спада во всех регионах имеют макроэкономический характер. Это высокие налоги на предпринимательский доход, высокая цена кредитных ресурсов, значительные долги предприятий, ограниченность бюджетных средств, неуверенность инвесторов в экономи­ческом будущем (значительные инвестиционные риски). Однако в отдельных регионах инвестиционный климат улучшается, что создает предпосылки для появления центров и полюсов инвестиционного роста.

В отраслевой структуре инвестиций в целом по России большая часть приходится на промышленность (36,4%), транспорт (15,2%) и жилищное строительство (16,7%). С этой точки зрения ряд регионов имеет свои значи­тельные особенности. Так, среди экономических районов наибольшую долю промышленных инвестиций имеет Западная Сибирь (60%), из субъектов федерации — Магаданская область (81%) и Ямало-Ненецкий автономный округ (75%). Наибольшая доля инвестиций в транспорт — в Северном районе (29%), инвестиций в жилищное строительство — в Северо-Кавказском (25%), Центральном и Центрально-Черноземном районах (по 24%). Для отдельных субъектов федерации характерна высокая концентрация средств на одном-двух инвестиционных направлениях.

В январе-августе 2004 г. по сравнению с январем-августом 2003 г. значительно увеличились объемы инвестиций в Костромской области – почти в 4 раза, Курской и Сахалинской областях - в 1.7 раза, Вологодской области - в 1.8 раза, Еврейской автономной области - в 2 раза, Московской, Ленинградской, Липецкой, Ивановской, Ярославской и Кемеровской областях, республиках Хакасия и Мари Эл – в 1.3-1.4 раза. При этом более чем на 20% сократился объем инвестиций в Чукотском автономном округе, республиках Калмыкия, Адыгея, Кабардино-Балкария и Бурятия, г. Санкт-Петербурге, Смоленской, Амурской и Камчатской областях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: