Позитивистская социология О. Конта

Огюст Конт(1798-1857) — французский мыслитель, который считается основоположником социологии как са­мостоятельной науки. Главный труд Конта — шеститом­ный «Курс позитивной философии», где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изуче­ния общества, вводился сам термин «социология» и наме­чались общие контуры новой науки.

Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В класси­фикации наук она занимает самое почетное место и при­звана открывать и описывать единые, универсальные зако­ны развития общества, неотделимые от законов природы (Приложения, схема 3).

Социологический проект Конта основывался на позити­вистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:

• натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;

• методы социального исследования должны быть ана­логичны методам естествознания;

• истинность понятий и утверждений должна устанав­ливаться на основе эмпирических проверок;

• социальные явления должны быть описаны и выра­жены в количественных показателях;

• социолог должен воздерживаться от ценностных суж­дений.

Значительное внимание Конт уделял разработке методов социологического исследования. Он выделял четыре основ­ных метода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение оценивалось как главный метод, требующий использования математичес­ких процедур и замеров изменения состояния социальных объектов. Конт поставил проблему достоверности и точно­сти наблюдений, разработки процедур этого метода, но не решил ее из-за недостатка опыта эмпирических социальных исследований.

Социологию в целом Конт подразделял на две части: со­циальную статикуисоциальную динамику.Первая призва­наизучать строение общества, его структурные элементы, вторая — законы социального развития.

В рамках социальной статики Конт выделяя три главных социальных института: семью, государство и религию. Се­мья образует ту простейшую единицу, которая лежит в осно­ве общества. Ее важнейшая функция — воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюс­титель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных групп. Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу со­циального порядка: рушится вера — распадаются и соци­альные связи. Последнее особенно проявляется в ходе ре­волюций с их «анархией умов».

Социальная динамика—это позитивная теория обществен­ного развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. Ко вторичным фак­торам Конт относил климат, расу, среднюю продолжитель­ность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда.

Конт полагал, что социальные изменения носят законо­мерный Характер. В развитии общества он выделил три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия охватывает древность и раннее Сред­невековье вплоть до XIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и распространением военно-авторитарных режимов. Метафизическая стадия включает пе­риод с XTV по XVIII вв., в котором доминируют философско-метафизические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воззрения породили другую крайность — революцию, «анархическую республику», со­циальную дезорганизацию.

Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту, в XIX в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания. На этой стадии устанавливается социальная гармония, про­исходит быстрое развитие промышленности и науки, на­ступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр духовной жизни выдвигаются уче­ные-позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составляют промышленники и спе­циалисты в области управления.

В учении о социальной динамике Конт характеризовал развитие общества как прогрессивное. Он подчеркивал, что человечество беспрерывно совершенствуется в процессе развития цивилизации с физической, нравственной, умствен­ной и политической точек зрения. Конт указывал на боль­шую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, политической деятельности, исследованию которой он посвятил труд «Система позитивной политики».

Следует отметить, что Конт был убежденным эволюцио­нистом и считал, что изменения в обществе должны но­сить постепенный, плавный, мирный характер. Он также признавал необходимость частной собственности, полагая, что неважно, кому принадлежат капиталы, лишь бы их ис­пользование приносило пользу всему обществу. Идеалом общественного устройства Конт считал социальный поря­док, основанный на солидарности всех слоев и групп об­щества. По его мнению, в достижении социальной гармо­нии большую роль может сыграть социологическая наука, которая призвана найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.

Заслуга Конта состояла в том, что он обосновал не­обходимость научного изучения общества, выделил со­циологию в качестве самостоятельной науки, ввел само понятие «социология», показал важность социологической науки для решения социальных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: