double arrow

Роль трансдисциплинарных идей в целостном понимании природы


Процесс познания человеком окружающей его действительности очень сложен. Его нельзя представить как последовательное собирательство знаний, лишь на самом начальном этапе происходит накопление отдельных простейших фактов.

Неизбежным этапом познания является мысленное размышление, основанное на теоретическом анализе.

Трансдисциплинарные идеи как раз и являются плодом мысленных размышлений о природе. Они образуют теоретическую базу для построения научной картины мира. В них воплощаются те исходные установки и утверждения, которые закладываются человеком в основу теоретического описания природы.

Вначале человек использует эти идеи неосознанно, но потом в дальнейшем, он начинает осознавать происходящее, и в его сознании постепенно вырисовывается картина мира.

Трансдисциплинарные идеи на современном витке познания позволяют понять, что сколь различными ни были бы науки, их объединяет общий подход к исследованию единой природы, то есть проявляется целостность естествознания, которая воспроизводит в познании целостность природы.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию “парадигма”.




а. Парадигма - это система форм изменяющегося слова, конструкции.

б. Парадигма – это мнение, расходящееся с общепринятым.

в. Парадигма - это система руководящих идей и способов деятельности человека.

г. Парадигма - временная ось, упорядочивающая отдельные события “жизненного цикла” системы.

2. Дайте определение понятию “трансдисциплинарность”.

а. Трансдисциплинарность - означает более высокий уровень универсальности по сравнению с междисциплинарными отношениями, о которых принято говорить как о признаке единства естественнонаучного знания.

б. Трансдисциплинарность - означает более низкий уровень универсальности по сравнению с междисциплинарными отношениями, о которых принято говорить как о признаке единства естественнонаучного знания.

в. Трансдисциплинарность - проявление закономерностей одной науки в рамках другой науки.

г. Трансдисциплинарность - процесс познания, сопровождающегося созданием мысленного образа.

3. Какими обстоятельствами ограничивается выбор модели в естественной науке?

а. Модель должна быть полностью описана средствами математики и отвечать эталонным принципам.

б. Модель должна полностью отвечать эталонным принципам и допускать проверку характерных особенностей путем экспериментов.

в. Модель должна полностью отвечать эталонным принципам и не изменять свою структуру при проверке на прочность.

г. Модель должна быть полностью описана средствами математики и допускать проверку характерных особенностей путем экспериментов.

4. Какие цели в науке имеет познавательный процесс?



а. Познавательный процесс в науке имеет явную цель: узнать как можно больше об исследуемой проблеме.

б. Познавательный процесс в науке имеет неявную цель: плано­вое выполнение определенного заказа.

в. Познавательный процесс не имеет никаких целей.

г. Познавательный процесс в науке имеет явные или неявные цели: удовлетворение собственного интереса исследователя к проблеме и плановое выполнение определенного заказа.

5. Что такое методология?

а. Методология – это наука об исследовании методов и их применении в решениях физических процессов.

б. Методология – это система руководящих идей и способов деятельности человека.

в. Методология- это характеристики объектов и их макросостояний в условиях теплового равновесия.

г. Методология – процесс, основанный на различных методах, отвечающих измерению наиболее фундаментальных физических величин.

6. Какую стратегию мышления порождает классическая стратегия мышления?

а. Концепцию целостности состояния.

б. Концепцию относительности пространства и времени.

в. Концепцию целостности объекта.

г. Концепцию динамики.







Сейчас читают про: