Лекция 15. Процедура обжалования решений таможенных органов

Любое лицо вправе обжаловать решение, действие таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием, по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Подача жалобы на решение таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом.

Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяются законодательством России о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах.

Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения или действия таможенных органов, или их должностных лиц осуществляется путем подачи жалобы на решение или действие таможенного органа в вышестоящий таможенный орган. Жалоба на решение или действие должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу это лицо, а на решение или действие начальника таможенного органа - в вышестоящий таможенный орган.

Таможенный орган, на решение, действие (бездействие) которого или начальника которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления. В случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение или действие таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать, он обязан направить ее в трехдневный срок в таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с настоящей статьей, с уведомлением в письменной форме лица, подавшего жалобу.

Жалоба на решение или действие таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:

а) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;

б) со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с Кодексом.

В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение таможенного органа или его должностного лица, может быть восстановлен таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу. Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии к рассмотрению жалобы на решение таможенного органа или его должностного лица.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой.

2. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна содержать:

1) наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или местонахождение;

3) существо обжалуемых решения, действия (бездействия).

Лицо, обратившееся с жалобой на решение или действие таможенного органа или его должностного лица, может не представлять документы, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе. Если представление таких документов имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы и эти документы отсутствуют в таможенном органе, решение или действие которого или должностного лица которого обжалуются, таможенный орган, рассматривающий указанную жалобу, вправе запросить их у лица, ее подавшего. В этом случае срок рассмотрения жалобы на решение таможенного органа или его должностного лица приостанавливается до представления лицом запрошенных таможенным органом документов, но не более чем на три месяца. В случае непредставления лицом запрошенных таможенным органом документов решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы.

Подача жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица не приостанавливает исполнения обжалуемых решения, действия. При наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение, действие не соответствуют законодательству РФ, а также в случае, если неприостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решения, действия до принятия решения по существу жалобы.

Таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в случае, если:

1) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;

2) не соблюдены требования, установленные пп.1 и 2 ст. 50 КоАП;

3) лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд, и такая жалоба принята судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение;

4) предметом указанной жалобы являются решение или действие органа, который не является таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом.

Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее трех дней со дня поступления указанной жалобы, а в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст. 52 КоАП, - со дня получения таможенным органом, рассматривающим эту жалобу, определения суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения. Такое решение может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд.

Жалоба на решение или действие таможенного органа рассматривается вышестоящим таможенным органом. Жалоба на решение или действие должностного лица таможенного органа рассматривается таможенным органом, в котором проходит службу это лицо, а жалоба на решение начальника таможенного органа - вышестоящим таможенным органом.

От имени таможенного органа решение по жалобе на решение таможенного органа или его должностного лица принимает начальник этого таможенного органа или должностное лицо, им уполномоченное. При этом рассмотрение жалобы на решение или действие таможенного органа или его должностного лица не может производиться должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, совершившим обжалуемое действие или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом.

Жалоба на решение или действие таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Если таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение или действие таможенного органа или его должностного лица, признает необходимым продлить срок рассмотрения указанной жалобы, то этот срок может быть продлен начальником этого таможенного органа, но не более чем еще на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

Решение таможенного органа по жалобе на решение или действие таможенного органа или его должностного лица принимается в письменном виде по форме, определяемой федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. В таком решении должны быть указаны:

· наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу;

· должность, фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе;

· фамилия и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой;

· краткое изложение жалобы по существу;

· принятое по жалобе решение;

· доводы и основания принятого решения;

· сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы на решение или действие таможенного органа или его должностного лица таможенный орган:

1) признает правомерными решение или действие таможенного органа или его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы;

2) признает неправомерными решение или действие таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

В случае удовлетворения жалобы на решение или действие таможенного органа или его должностного лица полностью или частично таможенный орган:

а) отменяет полностью или частично принятое таможенным органом или его должностным лицом решение;

б) отменяет принятое таможенным органом или его должностным лицом решение и обязывает этот таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу;

в) признает действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу.

Действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы на решение таможенного органа или его должностного лица должны быть совершены таможенным органом, решение или действие которого или должностного лица которого признаны неправомерными, в течение 10 дней со дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если в указанном решении не установлен иной срок для их совершения. Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее жалобу на решение таможенного органа или его должностного лица от имени таможенного органа, при обнаружении признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей принимает меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.

Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на решение или действие таможенного органа или его должностного лица, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в пределах сроков, установленных ст. 55 КоАП. Решение таможенного органа по жалобе на решение или действие таможенного органа или его должностного лица может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа

В упрощенном порядке могут быть обжалованы решение или действие должностного лица таможни или таможенного поста в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства. Упрощенный порядок обжалования решения должностного лица таможенного органа заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста - к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост. Рассмотрение жалобы на решение должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.

При обжаловании в упрощенном порядке по желанию лица, обратившегося с жалобой на решение или действие должностного лица таможенного органа, должностным лицом таможенного органа, рассматривающим указанную жалобу, составляется акт о рассмотрении этой жалобы в упрощенном порядке, в котором указываются сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, о лице, обратившемся с жалобой, краткое содержание жалобы и принятое решение. В случае отказа в рассмотрении жалобы на решение или действие должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке в этом акте указываются причины такого отказа. Форма акта определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Акт о рассмотрении жалобы на решение или действие должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке подписывается должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке вручается лицу, обратившемуся с жалобой.

Рассмотрение жалобы на решение или действие должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы на решение или действие таможенного органа или его должностного лица в общем порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: