Признаки государства, отличающие его от других видов соц. организаций.
1.единое территориальное пространство;
2. единое экономическое пространство;
3. наличие особого слоя людей – аппарата управления, выполняющего разнообразные общественные функции. При этом этот аппарат, имеющий возможность использовать эти функции в своих интересах и возможность принуждать к исполнению других лиц может действовать как ради общего блага, так и ради частного интреса.
4. единая система налогов и финансов;
5. единый язык для общения на территории государства;
6. единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая система;
7. наличие определенных единых прав и обязанностей личностей, гарантированных государством.
Протоправо – предшествовало праву в форме ритуалов и обычаев.
1. Первым видом протоправа был запрет (табу) на убийство определенных животных, в определенное время.
2. Вторым связанным непосредственно с жизнедеятельностью, вернее выживанием человека в непростых условиях, стало регулирование взаимоотношений с помощью позитивных связываний, которые постепенно перешли в позитивные обязывания.
Именно на этом этапе произошло отделение Власти, ибо стало возможным под видом необходимости навязывать свою волю другим людям. Зарождение права, ввиду неопытности и неграмотности человека, его боязни и страха, который всячески постулировался и поддерживался властвующими, надолго на сотни веков было отложено.
Следует отметить соц. нормы присваивающем и потребляющем обществе имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты, имели достаточно сложную регулятивную систему. Здесь зарождается право – сохраняется запрет, появляется обязывание, но прежде всего предписание, распоряжение, требования подчиниться воле Властителя или воле Бога – Закону. Таким образом, на этом этапе можно говорить только о части права – обязанности, но никак о самом «действительном праве», подразумевающем дополнение обязанностей правом, т.е. требованием. Право по своей природе как и Власть близки, но все же не идентичны. Что мы и попытаемся объяснить в дальнейшем.
Содержание таких отношений, прежде всего было направлено на обеспечение присваивающего и потребляющего общества на основе не гармоничного сосуществования человека с природой, а скорее варварскую эксплуатацию природы, а человека как средства производства и воспроизводства, как биологического вида; закрепление тотемной системы – идеализирование живых существ (выполняет функции экологического регулятора); поддерживание воспроизводства биологического вида (определенное количество женских и мужских особей); использование социальных форм добычи и дележа пищи. Вот что характеризует «правила»: обычаи и ритуалы этой эпохи.