Способы обработки экономической информации
Тема 4.
1. Способ сравнения:
1.1. Виды сравнительного анализа;
1.2. Многомерный сравнительный анализ;
1.3. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.
2. Относительные и средние величины в анализе хозяйственной деятельности.
3. Способ группировки.
4. Графические и табличные способы представления информации.
5. Балансовый метод в анализе хозяйственной деятельности.
6. Эвристические методы в АХД
1.
Сравнение – один из способов, с помощью которого человек начал познавать окружающую среду и который используется нами повсюду, автоматически и непосредственно.
Сущность сравнения – сопоставление однородных объектов с целью выявления сходства или различия между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, изучаются тенденции и закономерности развития. Существует поговорка «Все познается в сравнении».
Этапы сравнения:
- выбор сравниваемых объектов;
- выбор вида сравнения (динамическое, пространственное и т.д.);
|
|
- выбор базы сравнения (прошлый период, эталонное предприятие и т.д.);
- выбор числа показателей, по которым будут сравниваться объекты;
- выбор шкалы сравнения.
Виды сравнительного анализа:
1. горизонтальный и вертикальный
- горизонтальный (определяется абсолютное и относительное отклонение между сравниваемыми показателями)
- трендовый (разновидность горизонтального анализа, где изучаются темпы роста и прироста за ряд лет к базовому уроню, выявляются тенденции)
- вертикальный (изучается структура экономических явлений путем расчета удельного веса частей в общем целом)
2. динамический и статический
- динамический или временной (изучается изменение исследуемых объектов во времени)
- статический или пространственный (оценивается уровень показателей одного периода по разным субъектам)
3. одномерный и многомерный
- одномерный (сопоставление по одному или нескольким показателям одного объекта или сопоставление нескольких объектов по одному показателю)
- многомерный (сопоставление нескольких объектов по широкому спектру показателей).
4. по базе сравнения:
- сопоставление прогнозных данных с данными отчетного периода;
- сопоставление фактических показателей с плановыми;
- сопоставление фактических показателей с нормами и стандартами;
- сопоставление фактических показателей с данными прошлых лет;
- сопоставление фактических показателей с показателями ведущих предприятий в отрасли (бенчмаркинг);
- сопоставление фактических показателей со среднеотраслевыми;
- сопоставление различных вариантов управленческих решений;
- сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации.