Виды сравнительного анализа

Способы обработки экономической информации

Тема 4.

1. Способ сравнения:

1.1. Виды сравнительного анализа;

1.2. Многомерный сравнительный анализ;

1.3. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

2. Относительные и средние величины в анализе хозяйственной деятельности.

3. Способ группировки.

4. Графические и табличные способы представления информации.

5. Балансовый метод в анализе хозяйственной деятельности.

6. Эвристические методы в АХД

1.

Сравнение – один из способов, с помощью которого человек начал познавать окружающую среду и который используется нами повсюду, автоматически и непосредственно.

Сущность сравнения – сопоставление однородных объектов с целью выявления сходства или различия между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, изучаются тенденции и закономерности развития. Существует поговорка «Все познается в сравнении».

Этапы сравнения:

- выбор сравниваемых объектов;

- выбор вида сравнения (динамическое, пространственное и т.д.);

- выбор базы сравнения (прошлый период, эталонное предприятие и т.д.);

- выбор числа показателей, по которым будут сравниваться объекты;

- выбор шкалы сравнения.

Виды сравнительного анализа:

1. горизонтальный и вертикальный

- горизонтальный (определяется абсолютное и относительное отклонение между сравниваемыми показателями)

- трендовый (разновидность горизонтального анализа, где изучаются темпы роста и прироста за ряд лет к базовому уроню, выявляются тенденции)

- вертикальный (изучается структура экономических явлений путем расчета удельного веса частей в общем целом)

2. динамический и статический

- динамический или временной (изучается изменение исследуемых объектов во времени)

- статический или пространственный (оценивается уровень показателей одного периода по разным субъектам)

3. одномерный и многомерный

- одномерный (сопоставление по одному или нескольким показателям одного объекта или сопоставление нескольких объектов по одному показателю)

- многомерный (сопоставление нескольких объектов по широкому спектру показателей).

4. по базе сравнения:

- сопоставление прогнозных данных с данными отчетного периода;

- сопоставление фактических показателей с плановыми;

- сопоставление фактических показателей с нормами и стандартами;

- сопоставление фактических показателей с данными прошлых лет;

- сопоставление фактических показателей с показателями ведущих предприятий в отрасли (бенчмаркинг);

- сопоставление фактических показателей со среднеотраслевыми;

- сопоставление различных вариантов управленческих решений;

- сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: