Эвристические методы

A. Индивидуальный экспертный анализ – эксперт производит анализ на основе собственного опыта, знаний и интуиции. Эксперт в ходе анализа может использовать те или иные методы маркетингового анализа как неформальные, так и формальные.

B. Метод интроспекции – используется при анализе и прогнозировании поведения рыночных субъектов (потребителей, конкурентов и др.) Исследователь пытается поставить себя на место анализируемого субъекта и выдвигает гипотезы о поведении субъекта, исходя из собственных представлений. При использовании метода имеется опасность приписывания собственных взглядов субъекту, на самом деле имеющему другую точку зрения.

C. Метод иерархического направления перебора – Предусматривает отбрасывание на каждом шаге заведомо ненужных вариантов в формируемом иерархическом «дереве» возможных решений, что существенно сокращает их количество.

D. Метод контрольных вопросов - заключается в формулировании всех возможных вопросов. Имеющих отношение к решаемой проблеме, и поиске ответов на них. Причем формулировки одного и того же метода вопроса могут быть разные. Метод помогает выявить те вопросы, которые требуют более углубленного рассмотрения.

E. Метод «коллективного блокнота» - метод реализуется группой аналитиков. Каждый аналитик получает блокнот, в котором кратко записано существо проблемы. В течение определенного времени (в зависимости от сложности проблемы и наличия времени) каждый участник заносит в свой блокнот все мысли, идеи, замечания, возникшие в связи с этой проблемой. По окончании периода генерации идей участники сдают блокноты руководителю группы для систематизации накопленного материала. Затем следует творческое обсуждение материала всей группой, оценка и отбор наиболее верных трактовок анализируемой ситуации.

F. «Мозговой штурм» (брейнсторминг) – реализуется группой аналитиков в два этапа. Первый этап носит название «конференции идей», которая занимает обычно 1-1,5 часа. Специалисты выдвигают различные идеи, касающиеся трактовки анализируемой ситуации. Идеи протоколируются, но не обсуждаются, не критикуются. После перерыва, на втором этапе идеи обсуждаются, оцениваются и выбираются те из них, которые признаются наиболее верными.

G. Метод синектики – использует элементы методов «мозгового штурма» и метода аналогий. Синектика – соединение разнородных вещей, на первый взгляд независимых друг от друга. При использовании этого метода участники предпринимают попытку преодоления психологической инерции, отходя от стереотипов, путем переноса свойств одного объекта на другой и развития возникающих в связи с этим ассоциаций. Суть метода – посмотреть на проблему с новой точки зрения, увидеть непривычное в привычном и наоборот, найти знакомое в незнакомом.

H. Метод аналогий – в ходе анализа эксперты обращаются к изучению похожих ситуаций, возникавших ранее. И проводят аналогии. При использовании данного метода важно учитывать те факторы, которые вносят в ситуацию новизну.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: