Организационная часть изучения дисциплины (5 мин.).
Занятие 3. Назначение и устройство воздушного винта. Режимы работы воздушного винта.
Основные технические данные силовой установки Rotax 912 (20 мин.).
Диаметр цилиндра: 84,0 мм.
Ход поршня: 61,0 мм.
Рабочий объем: 1352,0 см3.
Степень сжатия: 10,5: 1
Зазор между цилиндром и поршнем: 0,00...0,02 мм.
Мощность:
- взлетная 73,5 кВт (100 л.с.) при 5800 об/мин.,
- крейсерская 69 кВт (77,8 л.с.) при 5500 об/мин. Крутящий момент:
-взлетный, 98,1 Нм при 5800 об/мин.,
- крейсерский 100,7 Нм при 5500 об/мин.,
- максимальный 103 Нм при 4800 об/мин.
Расход топлива:
- часовой взлетный 27,0 л/ч.,
- часовой крейсерский 25,0 л/ч.,
- часовой при 3/4 нагрузки - 18,5 л/ч.,
- удельный при максимальном крутящем
моменте 285 гр/кВтч.
Максимально допустимая частота
вращения KB: 5800 об/мин.
Минимальная частота вращения KB: 1400 об/мин.
Направление вращения KB: правое (по часовой стрелке),
если смотреть по полету.
Температура головки цилиндра:
- минимальная 50° С;
-максимальная 150° С;
|
|
- допустимая разница по цилиндрам 20° С.
Температура выхлопных газов:
- нормальная 800° С;
- максимальная 850° С;
- допустимая разница по цилиндрам 45° С.
Температура охлаждающей жидкости:
- минимальная 60° С;
- максимальная определяется по максимальной
температуре головки цилиндра.
Температура масла:
- нормальная 90... 110° С;
- максимальная 140° С;
- минимальная 50° С.
Давление масла:
- нормальное 2...4,5 МПа;
- максимальное 5 МПа;
- максимальное кратковременное при холодном запуске 7 МПа;
-минимальное 1,5 МПа.
Генератор:
условное обозначение P12W250;
тип однофазный, переменного тока;
напряжение 13,5 В (эффективное);
мощность 85 Вт при 2000 об/мин,
250 Вт при 5500 об/мин.
Система зажигания: тип дублированная электронная бесконтактная конденсаторная с магнето-генератором, со встроенной системой подавления помех;
порядок работы цилиндров 1 - 4 - 2 - 3
допустимое падение частоты вращения KB при выключении одного из контуров до 300 об/мин. при частоте вращения KB 3850 об/мин.
допустимая разница падения частоты
вращения по контурам 115 об/мин.
Свечи зажигания:
условное обозначение NGKDCPR7E;
количество на двигатель 8;
зазор между электродами свечи 0,7...0,8 мм;
Система газораспределения:
тип с нижним расположением распределительного вала, с гидрокомпенсаторами зазоров;
привод распредвала пара шестерен;
впускной клапан:
- диаметр 38 мм,
- открытие в ВМТ,
1. краткий опрос курсантов по теме № 1 занятия № 2;
2. порядок изучения темы № 1 занятия № 3.
Воздушный винт (пропеллер) — лопаточная машина (лопастной агрегат), приводимый во вращение двигателем и предназначенный для преобразования мощности (крутящего момента) двигателя в тягу.
|
|
Лопасти винта, вращаясь, захватывают воздух и отбрасывают его в направлении, противоположном движению. Перед винтом создаётся зона пониженного давления, за винтом — повышенного.
Воздушный винт применяется в качестве движителя для самолётов, автожиров и вертолётов с поршневыми и турбовинтовыми двигателями, а также в том же качестве — для экранопланов, аэросаней, аэроглиссеров
и судов на воздушной подушке. У автожиров и вертолётов воздушный винт применяется также в качестве несущего винта, а у одновинтовых вертолётов еще и в качестве рулевого винта.В зависимости от наличия возможности изменения шага лопастей воздушный винт подразделяются на винты:
неизменяемого шага (изменение шага конструкцией не предусмотрено);
фиксированного шага (шаг винта устанавливается при сборке);
изменяемого шага (лопасти которого в полёте можно поворачивать во втулке вокруг оси на некоторый угол, называемый шагом винта).
По механизму изменения шага воздушные винты делятся на:
с механическим;
электрическим;
гидравлическим приводом.
По конструкции делятся на:
одиночные;
соосные;
В зависимости от способа использования воздушные винты делятся на:
тянущие, устанавливаются на самолёте впереди двигателя (по направлению движения);
толкающие (помещаются позади двигателя).
Определяющими являются диаметр и шаг винта:
диаметр воздушного винта D – это диаметр круга, описываемого концами воздушного винта; половина диаметра – это радиус R воздушного винта.
шаг воздушного винта H – расстояние, которое проходит винт вдоль оси за один оборот, или расстояние между соседними витками винтовой линии (в однозаходном винте) и через виток – в двухзаходном. Шаг воздушного винта может быть постоянным или переменным.
КПД современных воздушных винтов достигает 82-86 процентов, что делает их очень привлекательными для авиаконструкторов. Самолеты с турбовинтовыми силовыми установками значительно экономичнее, чем самолеты с реактивными двигателями. Однако воздушный винт имеет и некоторые ограничения, как конструктивного, так и эксплуатационного характера, например «эффект запирания». Этот эффект возникает либо при увеличении диаметра воздушного винта, либо при увеличении оборотов, и выражается в отсутствии роста тяги с увеличением мощности, передаваемой на винт. Эффект связан с появлением на лопастях винта участков с околозвуковым и сверхзвуковым течением воздуха (т. н. волновой кризис).
Это явление накладывает существенные ограничения на технические характеристики самолетов с винтомоторной силовой установкой.
Рис.1.16. Редуктор воздушного винта
1, 2 - пара шестерен; 3 - пластинка, 4 - противоперегрузочная муфта
Привод воздушного винта обычно осуществляется через редуктор. Редуктором называют устройство, преобразующее высокую угловую скорость вращения входного вала в более низкую на выходном валу, повышая при этом вращающий момент.
Передаточным отношением редуктора называют отношение угловой скорости ведущего вала к угловой скорости ведомого вала:
где ω2 — угловая скорость ведомого вала; ω1 — угловая скорость ведущего вала.
Регулируемый воздушный винт SR3000 состоит из следующих составных частей:
• Лопасти;
• Втулка воздушного винта;
• Исполнительный механизм;
• Обтекатель втулки воздушного винта;
• Блок управления с кабелями;
3.2.1. Лопасти воздушного винта.
Лопасти воздушного винта изготовлены из пластов ясеня или бука; два компонента склеены эпоксидной смолой - CH S Epoxy 1200.
Нижняя часть лопасти (комль) изготовлена из дюралюминия, которая является опорно-движковой втулкой с фиксирующими кольцами, которые удерживают от осевых и радиальных перемещений.
|
|