ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
IV. Литература
II. Воспитательные цели
I. Учебные цели
Цель лекции – сформировать у курсантов четкое представление о месте науки и учебной дисциплины «Истории политических и правовых учений» в системе юридических наук и дисциплин; установить логические и структурные взаимосвязи между историей политических и правовых учений с другими общественными и юридическими учебными дисциплинами; разъяснить курсантам и слушателям особенности предмета истории политических и правовых учений и совокупность приемов применяемых для раскрытия научной истины.
Воспитывать у курсантов и слушателей правовую культуру, уважение к историческому опыту развития государства и права, к политико-правовым доктринам прошлого и современности.
III. Расчет учебного времени (лекция – 2 часа)
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Понятие и структура политико-правовых доктрин 2. Периодизация истории политических и правовых учений 3. Содержание истории политических и правовых учений. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
Основная
|
|
- История политических и правовых учений. Древний Рим. М., 1985
- История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение.М., 1986.
- История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. М., 1389.В.С. Нерсесянц. Право и закон. М., 1983.
- Азаркин Н.М., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. М. 1994
- Альбов А.П., Сальников В.П. История философии права. СПб. 1998.
- Гулиеев В.Е. Об исследовании политико-правовых учений. М. 1993
- Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М. 1986
- История политических и правовых учений: Учебник. Под ред. Нерсесянца В.С. М., 1996
- История политических и правовых учений (домарксистский период): Учебник. Под ред. Лейста О.Э. М., 1991.
- Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985
- Методические указания к изучению курса истории политических и правовых учений. М., 1986.
Y. Текст лекции
Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 1.2 « История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина».
В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Понятие и структура политико-правовых доктрин
2. Периодизация истории политических и правовых учений
3. Содержание истории политических и правовых учений.
Переходим к рассмотрению учебных вопросов.
Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.
|
|
Политико-правовая доктрина включает три компонента:
1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу (методологический стержень учения);
2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о сущности государства и права, закономерностях их развития, о социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;
3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.
Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.
Политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение Средних веков было религиозным, теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма[1] познать и объяснить ряд явлений общественного и политического развития подготовила почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и право.
Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.
К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, об устройстве государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права, об основных принципах и формах (источниках) права, о правах личности и др.
В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (история основных школ и направлений в теории уголовного права, история понятия юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки международного права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на решения проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее выражения.
Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и нередко предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях выражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с политической практикой. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.
Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим, связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на основе идеалов, объединяющих членов общества в группы, стремящиеся оказать влияние на право, государство, политику.
Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин является их теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построенным в духе мировоззрения эпохи.