Занятие 4. Система охлаждения двигателя Rotax-912
Занятие 4. Система охлаждения двигателя Rotax-912
Астана 2012г.
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
КОНСТРУКЦИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ
ТЕМА 2. Система охлаждения двигателя ROTAX-912
1. Ознакомить курсантов с устройством системы охлаждениядвигателя внутреннего сгорания, с общим назначением ее агрегатов и систем.
2. Напомнить курсантам некоторые данные по физике.
3. Ознакомить курсантов с основными техническими данными системы охлаждения двигателя Rotax 912.
4. Привить курсантам способность грамотно действовать при возможных отказах системы охлаждения двигателя Rotax 912.
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕТОД: лекция
МЕСТО: учебная аудитория
РАЗРАБОТАЛ: МОЗГОВОЙ Н.Н.
ТЕМА 2. Система охлаждения двигателя Rotax-912
Изучаемые вопросы:
4.1. Организационная часть (5 мин.).
4.2. Назначение и устройство системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. (45 мин.)
4.3. Состав, общая схема и работа системы охлаждения силовой установки Rotax-912. (45 мин.).
|
|
4.4. Основные требования к системе охлаждения двигателя Rotax-912. (40 мин.).
4.5. Заключительная часть (5 мин.).
4.1. Организационная часть (5 мин.).
1. Контрольная работа, (опрос) по теме №1.
2. Довести цель и задачи изучения темы № 2.
Распределение затрат теплоты, полученной в результате сгорания топлива, на полезную работу и потери называется тепловым балансом двигателя.
Тепловой баланс может быть представлен в виде диаграммы (рис. 4.1.), из которой видно, что на полезную работу двигателя используется от 25 до 35 % общего количества тепла и, следовательно, эффективный коэффициент полезного действия двигателя равен 0,25-035.
Рис. 4.1. Тепловой баланс двигателя
Система охлаждени я двигателя поддерживает определенный, наиболее выгодный тепловой режим его работы. При переохлаждении увеличиваются потери на трение, увеличивается расход топлива, уменьшается мощность двигателя, может произойти «холодный» задир и образование трещин на внутренних стенках рубашки охлаждения. Возрастает износ деталей и чаще возникает потребность в замене масла. Перегрев ухудшает количественное наполнение цилиндра горючей смесью, вызывает разжижение и выгорание масла, в результате чего могут заклиниться поршни в цилиндрах и выплавиться вкладыши подшипников.
Двигателя внутреннего сгорания могут иметь жидкостное, воздушное и комбинированное охлаждение.
При применении жидкостной системы охлаждения используется закрытая принудительная циркуляция жидкости, осуществляемая водяным насосом. Закрытой называют потому, что она непосредственно не сообщается с атмосферой. Циркуляция жидкости происходит по специальной водяной рубашке в блоке и головках цилиндров и охлаждается в радиаторе. В результате давление в системе увеличивается, температура кипения охлаждающей жидкости повышается на 10-15% по сравнению с температурой кипения открытой жидкости и снижается ее расход на испарение.
|
|
Охлаждение двигателя с воздушной системой охлаждения происходит за счет набегающего потока воздуха. При этом цилиндры, головки цилиндров имеют специальные ребра для быстрого охлаждения и не требуются радиатор, водяной насос и трубопроводы.
Комбинированная система охлаждения двигателя обычно применяется при наличии интенсивного набегающего потока воздуха (от воздушного винта и скоростного напора), при этом наиболее нагруженные механизмы двигателя охлаждаются жидкостью.
В жидкостную систему охлаждения входят:
радиатор;
водяной насос;
термостат;
расширительный бачек;
патрубки;
датчик температуры.
Радиатор охлаждения необходим для целенаправленного отвода горячего воздуха от двигателя и передачи его в окружающую среду. Вследствие этого двигатель работает в нормальном режиме без перегрева и переохлаждения (Рис. 4.2.). Радиаторы являются неотъемлемой частью системы охлаждения, состоящей из охладителя – основной части радиатора, а также из бачков с патрубками. В настоящее время обычно применяют алюминиевые радиаторы охлаждения, потому что именно они обладают наилучшей теплоотдачей, а также меньшим весом в сравнении с их медными аналогами.
Рис. 4.2. Радиатор охлаждения
Водяной насос создает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости (Рис. 4.3.). Основные части насоса: корпус; вал с крыльчаткой, сальник уплотнительный; прокладка.
Рис. 4.3. Водяной насос
Термостат служит для быстрейшего прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости при работе двигателя. При холодном двигателе термостат закрыт и охлаждающая жидкость направляется к входному отверстию насоса, а через него в рубашку охлаждения, т.е. циркулирует по малому кругу. При нагреве жидкости до 70-80%, клапан термостата открывается, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор. На двигателе Rotax-912 термостат охлаждающей жидкости отсутствует.
Система охлаждения имеет определенную вместимость. Внутреннее давление в замкнутой системе, заполненной жидкостью, при повышении температуры и стремлении жидкости к расширению, повышается. Повышенное давление в системе охлаждения может превзойти предел прочности отдельных ее элементов. Поэтому в систему жидкостного охлаждения вводится расширительный бачок. Расширительный бачок обычно имеет клапан для регулировки давления жидкости (рис.4.4.)
Рис.4.4. Расширительный бачок с клапанной крышкой