Системы питания двигателей 5 страница


Рис. 3.9. Бесконтактная система зажигания:

а _ устройство; б —- схема; / —- свеча; 2, 7 — провода; 3 — датчик-распредели­тель; 4 — выключатель; 5 — коммутатор; 6 — катушка; 8 — контакт; 9 — ротор; 10, 11 — обмотки; 12 — датчик

ем пробега автомобиля в бесконтактной системе не меняется и система не требует обслуживания в процессе эксплуатации.

В бесконтактную систему зажигания (рис. 3.9, а) входят: катуш­ка 6 зажигания; датчик — распределитель зажигания 3, состоящий из бесконтактного микроэлектронного датчика и распределителя тока высокого напряжения; свечи 1 зажигания; электронный ком­мутатор 5; провода 2 и 7 высокого напряжения и выключатель 4 зажигания.

Принципиальная схема бесконтактной системы зажигания пред­ставлена на рис. 3.9, б.

При включенном выключателе зажигания 4 ток низкого на­пряжения поступает к электронному коммутатору 5 и к бескон­тактному микроэлектронному датчику 12, находящемуся в датчи­ке — распределителе зажигания 3. Распределительный вал двига­теля вращает вал датчика-распределителя, и бесконтактный дат­чик 12 подает импульсы в коммутатор 5, который преобразует их в импульсы тока в первичной обмотке 11 катушки зажигания 6. Ток, проходящий по первичной обмотке катушки зажигания, со­здает магнитное поле. В момент прерывания тока магнитное поле резко сокращается, и во вторичной обмотке 10 катушки зажига­ния индуктируется ток высокого напряжения. Ток высокого на­пряжения поступает к вращающемуся ротору 9 распределителя зажигания и от него к одному из контактов 8 распределителя, соединенных со свечами зажигания /. Искровой разряд между элек­тродами свечи зажигания воспламеняет рабочую смесь в цилинд­рах в соответствии с порядком работы двигателя.

При обслуживании бесконтактной электронной системы за­жигания, обладающей высокой энергией, нельзя при работающем двигателе касаться приборов системы зажигания и проверять их


работоспособность на искру между наконечниками проводов све­чей зажигания и массой автомобиля. Это может привести к серь­езным травмам, повреждению приборов системы зажигания и выходу самой системы из строя.

Конструкции приборов системы зажигания требуют более под­робного рассмотрения.

Катушка зажигания преобразует ток низкого напряжения 12 В в ток высокого напряжения, который может достигать 16...20кВ в контактной системе зажигания и 20...25 кВ в контактно-транзи­сторной и бесконтактной системах зажигания. В контактной сис­теме зажигания применяется катушка зажигания, показанная на рис. 3.10.

На сердечнике 7 катушки зажигания, состоящем из тонких листов электротехнической стали, намотана вторичная обмотка б, которая имеет большое число витков (21000) медного изолиро­ванного провода диаметром 0,07 мм. Первичная обмотка 5 имеет 308 витков медного изолированного провода диаметром 0,57 мм.: Внутренняя полость отлитого из алюминиевого сплава корпуса 3 заполнена трансформаторным маслом 4, улучшающим охлажде­ние и изоляцию обмоток катушки зажигания. В пластмассовой крышке 2 катушки имеются выводы первичной и вторичной об-моток. Снаружи корпуса катушки находится дополнительное со­противление /, последовательно включенное с первичной обмот-,

кой и автоматически регулиру-' ющее в обмотке ток в завися-' мости от частоты вращения ко­ленчатого вала двигателя. Катуш­ка зажигания размещается в подкапотном пространстве отде­ления двигателя. Она крепится болтами к кузову автомобиля.

Аналогичное устройство име­ет катушка зажигания, применя­емая в других системах зажига­ния. Отличие состоит в обмоточ­ных данных (более низкое со­противление первичной обмот-

Рис. 3.10. Катушка зажигания:

/ — сопротивление; 2 — крышка; 3

корпус; 4— масло; 5, 6— обмотки; 7 —

сердечник


ки, большее число витков у вторичной обмотки и др.). Кроме того, в конструкции предусмотрена защита катушки зажигания от взрыва при отказе коммутатора.

Распределитель зажигания обеспечивает замыкание и размыка-ние цепи тока низкого напряжения и распределение по цилинд­рам двигателя тока высокого напряжения.

В контактной системе зажигания применяют распределитель зажигания с центробежным и вакуумным регуляторами угла опе­режения зажигания (рис. 3.11).

Он состоит из прерывателя и распределителя, установленных в одном общем корпусе 2, отлитом из алюминиевого сплава. В кор­пусе распределителя также установлен вал 1 привода кулачка 18 прерывателя, ротора 10 распределителя и центробежного регуля­тора, автоматически изменяющего угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. При вращении вала 7 кулачок 18 размыкает контакты 20 прерывателя. Вместе с валом вращаются ротор 10 и центробежный регулятор. Грузики 17 центробежного регулятора — металлокерамические, установлены на осях на опорной пластине 9, которая связана с кулачком 7# прерывателя. По мере увеличения частоты вращения вала распределителя зажигания под действием центробежных сил грузики расходятся, упираются в пластину 16, преодолевают со­противление пружин 15 и поворачивают кулачок прерывателя отно­сительно вала, изменяя угол опережения зажигания. Крышка 12 распределителя зажигания имеет четыре боковых электрода 11 и центральный электрод 13. Боковые электроды связаны со свечами зажигания, а центральный элект­род — с катушкой зажигания про­водами высокого напряжения, ко­торые имеют распределенные по длине сопротивления для умень­шения радиопомех, создаваемых системой зажигания. Ток высоко­го напряжения через центральный электрод поступает к электроду 14

Рис. 3.11. Распределитель зажигания:

1 — вал; 2 — корпус; 3 — конденсатор; 4 — регулятор; 5 — диафрагма; 6, 12 — крышки; 7, 75 — пружины; 8 — тяга; 9, 16, 19 — пластины; 10 — ротор; //, 13, 14 — электроды; 17 — грузик; 18 — кула­чок; 20 — контакты





вращающегося ротора 10, состоящему из сопротивления для по­давления радиопомех, центрального и наружного контактов. От электрода ротора ток подводится к боковым электродам 11 в со­ответствии с порядком работы двигателя.

На корпусе распределителя зажигания установлены конденса­тор 3 и вакуумный регулятор 4. Конденсатор предохраняет кон­такты прерывателя от обгорания и увеличивает ток высокого на­пряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. Он подсо­единен параллельно контактам прерывателя. Вакуумный регулятор автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимо­сти от нагрузки на двигатель или разрежения под дроссельными заслонками карбюратора. При увеличении нагрузки на двигатель в полости, находящейся между диафрагмой 5 и крышкой б и соеди-

Рис. 3.12. Датчик — распределитель зажигания:

/, 3 — электроды; 2 — крышка; 4 — винт; 5 — ротор; 6 — экран; 7 — держатель;

<?, 10, 12 — пластины; 9 — замыкатель; 11 — грузик; 13 — корпус; 14 — манжета;

15 — вал; 16 — муфта; 17 — втулка; 18 — регулятор; 19 — диафрагма; 20 — тяга;

21 — датчик; 22 — подшипник; 23 — опора


ненной с корпусом дроссельных заслонок, возрастает разрежение. Диафрагма, преодолевая сопротивление пружины 7, прогибается и через тягу 8 поворачивает подвижную пластину 19 с контактами 20 относительно кулачка 18 прерывателя, изменяя при этом угол опережения зажигания. Распределитель зажигания устанавливается вертикально в левой передней части двигателя, и его вал приво­дится во вращение с помощью шестерни от вала привода масля­ного насоса, который, в свою очередь, приводится цепной пере­дачей от коленчатого вала двигателя.

Аналогичное устройство имеет распределитель зажигания кон­тактно-транзисторной системы.

В бесконтактной системе зажигания применяют датчик — рас­пределитель зажигания (рис. 3.12), который подает управляющие импульсы низкого напряжения в электронный коммутатор и рас­пределяет импульсы высокого напряжения по свечам зажигания.

Датчик-распределитель — четырехискровой, с вакуумным и центробежным регуляторами угла опережения зажигания, имеет встроенный бесконтактный микроэлектронный датчик. В корпусе 13 датчика-распределителя, отлитом из алюминиевого сплава, уста­новлен вал 15 привода замыкателя °, ротора 5 распределителя и центробежного регулятора угла опережения зажигания. Вал вра­щается во втулке и шаровом вкладыше из спеченных материалов, которые пропитаны маслом. Втулка 17 запрессована в корпусе дат­чика-распределителя и уплотнена манжетой 14, а шаровая опора.У установлена в держателе 7, закрепленном в корпусе 13. В держа­теле также установлен подшипник 22 подвижной пластины 8, на которой закреплен бесконтактный микроэлектронный датчик 21, состоящий из постоянного магнита, пластины полупроводника и интегральной схемы. Датчик имеет щелевую конструкцию. С од­ной стороны щели расположен чувствительный элемент, а с дру­гой стороны — постоянный магнит. В щели датчика 21 находится замыкатель 9— стальной цилиндрический экран с четырьмя проре­зями. Замыкатель жестко соединен с втулкой ведомой пластины 10 центробежного регулятора угла опережения зажигания и враща­ется вместе с ней. При вращении замыкатель периодически пе­рекрывает магнитный поток, действующий на чувствительный элемент датчика, и датчик подает импульсы в электронный ком­мутатор, который преобразует их в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания. Пластмассовая крышка 2 датчика-распределителя имеет центральный электрод 1 и четыре боковых электрода 3. Центральный электрод связан с катушкой зажига­ния, а боковые электроды со свечами зажигания. Крышка крепится к корпусу датчика-распределителя тремя винтами 4. Между кор­пусом и крышкой установлен защитный экран 6. Ведущая пласти­на 12 центробежного регулятора угла опережения зажигания за­креплена на валу 15 и связана пружинами с ведомой пластиной 10.


На ведущей пластине на осях установлены грузики 11. Ведомая пластина, связанная с замыкателем 9, может поворачиваться вме­сте с ним па валу 15 в небольших пределах. При работе центро­бежного регулятора ведомая пластина поворачивает замыкатель относительно датчика и автоматически изменяет угол опереже­ния зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. На корпусе датчика-распределителя закреплен ваку­умный регулятор 18 утла опережения зажигания. Его диафрагма 19 через тягу 20 шарнирно связана с подвижной пластиной 8, на ко­торой установлен датчик 21. При работе вакуумного регулятора дат­чик вместе с подвижной пластиной поворачивается относительно замыкателя 9. При этом автоматически изменяется угол опереже­ния зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель или разре­жения под дроссельными заслонками карбюратора. Датчик — рас­пределитель зажигания устанавливается горизонтально в задней части двигателя. Его вал приводится во вращение от распреде­лительного вала через муфту 16, выступ которой входит в паз хвостовика распределительного вала.

Коммутатор контактно-транзисторной системы зажигания предназначен для выключения цепи тока низкого напряжения при; размыкании контактов прерывателя. Транзисторный коммутатор (рис. 3.13) имеет корпус /, отлитый из алюминиевого сплава, который для лучшего охлаждения оснащен ребрами.

Транзистор 4 размещен в специальном колодце 5, а остальные элементы — внутри корпуса коммутатора. Электролитический кон­денсатор 6 и импульсный трансформатор 3 расположены отдель­но. Остальные элементы объединены в общий блок 2, залитый

компаундной массой и снабжен­ный теплоотводом 8. Снизу ком­мутатор закрыт металлическим дном 7, которое крепится к кор­пусу заклепками.

Коммутатор бесконтактной
системы зажигания
преобразует \
управляющие импульсы бес­
контактного микроэлектронно­
го датчика в импульсы тока в
первичной обмотке катушки
зажигания. В системах применя­
ют электронный коммутатор.
При прохождении положитель-
Рис. 3.13. Коммутатор: ного импульса от бесконтактно-)

/-корпус; 2~ блок; з- трансфер- го Датчика, когда напряжение матор; 4 - транзистор; 5 - колодец; достигает максимального значе-

6 — конденсатор; 7 — дно; 8 — теп- НИЯ, ВЫХОДНОЙ траНЗИСТОр КОМ-

лоотвод мутатора открывается, и по


Первичной обмотке катушки зажигания проходит ток. В момент, когда напряжение на выходе датчика падает до минимального, выходной транзистор коммутатора закрывается, разрывая цепь пер­вичной обмотки катушки зажигания, и в ее вторичной обмотке индуктируется импульс высокого напряжения.

Свеча зажигания обеспечивает получение электрической искры в цилиндре двигателя. В контактной системе зажигания двигателей применяются неразборные свечи.

В стальном корпусе 5 (рис. 3.14) завальцован сердечник, пред­ставляющий собой керамический (из силумина) изолятор 2, внут­ри которого размещены контактный стержень / и центральный электрод 9.

Контактный стержень залит в изоляторе токопроводным стек-логерметиком 4, исключающим прорыв газов через изолятор. На резьбу верхнего конца стержня навертывается контактная втулка для присоединения наконечника провода высокого напряжения. Корпус свечи в верхней части имеет шестигранник 3 под ключ, а в нижней части — наружную резьбу 8, с помощью которой свеча крепится к головке блока цилиндров. К корпусу присоединен бо­ковой электрод 10. Уплотнительное кольцо 7 из мягкого железа исключает утечку газов из цилиндра двигателя через резьбу кор­пуса свечи. Медная шайба 6, герметизирующая зазор между кор­пусом и изолятором, одновременно отводит теплоту от изолятора к корпусу, поддерживая температуру теплового конуса (юбки) изолятора в определенных пределах (500... 600 °С), что необходи­мо для нормальной работы двигателя.

Свечи зажигания маркируются, например А17ДВ. Буквы и цифры в маркировке свечи оз­начают: А — резьба М14х 1,25; 17 — калильное число; Д — длина резьбы, равна 19 мм; В — нижняя часть изолятора выступает из корпуса.

В контактно-транзисторной и бесконтактной системах зажигания двигателя применяют не­разборные свечи. Они отличаются формой изо­лятора, увеличенной толщиной бокового элек­трода и наличием антикоррозийного покрытия корпуса. Все это повышает надежность их рабо­ты при более высоких напряжениях и увеличи­вает долговечность.

Рис. 3.14. Свеча зажигания:

стержень; 2 — изолятор; 3 — шестигранник; 4 — стек-л°герметик; 5 — корпус; 6 — шайба; 7 — кольио; 8 — резьба; 9, 10 — электроды




1! лад л мои



Свечи и катушка зажигания соединены с распределителем за^ жигания проводами высокого напряжения. Эти провода имею распределенные по длине сопротивления для уменьшения радио помех, создаваемых системой зажигания во время работы. Кром этого, провода высокого напряжения системы зажигания двига теля в наконечниках свечей зажигания имеют помехоподавитель ные сопротивления.

Выключатель зажигания обеспечивает включение и выключе ние системы зажигания, стартера, контрольно-измерительных -других приборов. На легковых автомобилях применяют выключа тели зажигания с противоугонным устройством.

Выключатели зажигания, применяемые на легковых автомоби лях, имеют также специальное блокировочное устройство проти повторного включения стартера без предварительного выключе ния зажигания. Блокировочное устройство предохраняет старте от случайного включения при работающем двигателе, котор может привести к поломке привода стартера.

Система освещения обеспечивает работу автомобиля в услови1 ях плохой видимости (ночью, в тумане и т.п.). Она включает себя наружное и внутреннее освещение. В систему освещения вх дят фары, передние и задние фонари, фонари освещения н мерного знака, плафоны освещения салона, лампы освещен-комбинации приборов и отделения двигателя, предохранители выключатели.

Фары освещают дорогу перед автомобилем в условиях плохо видимости. На автомобилях применяется двухфарная система осв"1 щения. Фара (рис. 3.15) — круглая. В корпусе 5фары установле


держатель 6 с пружинами 8 оптического элемента 1. Оптический элемент фары, состоящий из отражателя 7, рассеивателя 2, лам­пы 9 и экрана 10, крепится к держателю ободком 3 с помощью винтов 11. Лампа фары — двухнитевая, мощностью 45 Вт для даль­него света и 40 Вт для ближнего света. Экран 10, установленный перед лампой, задерживает прямой свет от нитей лампы и создает четкую верхнюю границу пучка ближнего света. Это обеспечивает хорошее освещение дороги перед автомобилем и уменьшает воз­можность ослепления водителей встречных транспортных средств. Винты 4 и 12 позволяют изменять положение держателя 6, а вместе с ним и оптического элемента 1 в вертикальной и горизонталь­ной плоскостях при регулировке света фар. Винты ввертываются в пластмассовые гайки, препятствующие их самоотвертыванию. Гай­ки закреплены в корпусе фары.

Блок-фара (рис. 3.16, а) — прямоугольная, объединяет в себе фару, боковой указатель поворота и габаритный фонарь. Блок-фара имеет пластмассовый корпус 2, к которому спереди прикле­ен стеклянный рассеиватель /.

Сзади корпус закрыт съемным пластмассовым кожухом 6 с уплотнителем 7. Все это исключает попадание внутрь блок-фары пыли и влаги. В корпусе установлены рефлектор с лампой 5 фары и лампой <?габаритного света. С внешней стороны блок-фары под ее рассеивателем / размещаются пластмассовый оранжевый рас­сеиватель и лампа 3 бокового указателя поворота. Рассеиватель / изготовлен из бесцветного стекла высокой прозрачности. Его на­ружная поверхность гладкая, а внутренняя состоит из сложной системы призм, рассеивающих свет в горизонтальном направле­нии. Рефлектор фары — стальной, прямоугольный. Сзади в него







Рис. 3.15. Фара:

/ — оптический элемент; 2 — рассеиватель; 3 — ободок; 4, //, 12 — винты; 5 корпус; 6 — держатель; 7 — отражатель; 8 — пружина; 9 — лампа; 10 — экр


Рис. 3.16. Блок-фара (а) и схема гидрокорректора (б):

~~ рассеиватель; 2 — корпус; 3, 5, 8 — лампы; 4 — гнездо; 6 — кожух; 7 — "лотнитель; 9 — рефлектор; 10, 12 — цилиндры; 11 — трубка; 13 — рукоятка





вставлена лампа 5 фары. Лампа — галогенная, наполнена парам йода и инертным газом. Световая отдача и долговечность ее в дв раза больше, чем у обычной лампы. Кроме того, светоотдача лам пы не уменьшается в процессе эксплуатации, так как в ней воль фрам нитей не осаждается на внутренних стенках и лампа не за темняется. Лампа 5 имеет две нити: мощностью 60 Вт для дальне-света и мощностью 55 Вт для ближнего света. Нить дальнего свет размещена в фокусе рефлектора, а нить ближнего света — пере ним и частично закрыта снизу специальным металлическим экра, ном, ограничивающим распространение света вверх. Лампа #мощ ностью 4 Вт предназначена для обозначения габаритов автомоби ля, а лампа 3 мощностью 21 Вт — для сигнализации о маневриро вании автомобиля. На корпусе блок-фары имеется специальн гнездо для присоединения наконечника гидрокорректора фар.

Гидрокорректор (рис. 3.16, б) позволяет изменять угол наклон света фар в зависимости от нагрузки на автомобиль. Он состоит и главного цилиндра 12, рабочих цилиндров 10, соединительные трубок 11, заполненных специальной жидкостью, не замерзающе* при низких температурах.

Гидрокорректор управляется рукояткой 13, расположенной I панели приборов. Под действием давления жидкости пучки све фар устанавливаются в необходимое положение в результате пе; ремещения рефлектора 9 фары. Свет фар на автомобиле регулир" ют вращением двух специальных винтов, находящихся в задне части корпуса блок-фары. Винты поворачивают рефлектор в ве~ тикальной и горизонтальной плоскостях.

Передние фонари служат для обозначения габаритов автомоби ля, стояночного освещения и световой сигнализации при манеВ рировании. Передний фонарь автомобиля (рис. 3.17) — двухсек ционный, прямоугольный. В отлитом из цинкового сплава корпу се / фонаря находятся две однонитевые лампы. Лампа 2 мощное тью 5 Вт предназначена для обозначения габаритов автомобиля, лампа 3 мощностью 21 Вт — для сигнализации о маневрирован автомобиля. Рассеиватель 5 переднего фонаря — пластмассовый монолитный, двухцветный. Он установлен в корпусе на резино!

Рис. 3.17. Передний фонарь:

/ — корпус; 2, 3 — лампы; 4 — пр"~ кладка; 5 — рассеиватель; 6, 7 — час рассеивателя


Рис. 3.18. Задний фонарь:

/ — корпус; 2, 3 — лампы; 4 — прокладка; 5 — рассеиватель; 6 — центральная секция; 7 — наружная часть

вой прокладке 4. Наружная часть 6 рассеивателя оранжевого цвета и предназначена для сигнализации при маневрировании, а внут­ренняя часть 7— бесцветная, предназначена для обозначения га­баритов автомобиля.

Задние фонари служат для обозначения габаритов автомобиля, световой сигнализации при поворотах, торможении и для освеще­ния дороги и сигнализации при движении задним ходом. На легко­вых автомобилях обычно устанавливаются прямоугольные задние фонари. Задний фонарь (рис. 3.18) — четырехсекционный. В отли­том из цинкового сплава корпусе / находятся четыре однонитевые лампы. Три лампы 2 имеют мощность по 21 Вт, а лампа 3 — 5 Вт. Первые три являются лампами стоп-сигнала, указателя поворота и света заднего хода, а последняя — лампой габаритного света. Корпус фонаря закрыт рассеивателем 5. Рассеиватель — пластмас­совый, монолитный, многосекционный, трехцветный. Он уста­новлен в корпусе на резиновой прокладке 4. Наружная часть 7 рассеивателя оранжевого цвета предназначена для сигнализации при маневрировании автомобиля. Центральная секция 6 — бес-Цветная, служит для сигнализации о движении задним ходом. Ос­тальные секции рассеивателя имеют красный цвет и предназначе­ны для сигнализации при торможении и обозначения габаритов автомобиля.

Система сигнализации обеспечивает безопасность движения автомобиля. Система включает в себя световую и звуковую сигна­лизацию.

К световой сигнализации относятся передние, задние, боковые Указатели поворота и их переключатель, а также сигналы тормо­жения (стоп-сигнал), заднего хода и их выключатели. Передние Указатели поворота находятся в передних фонарях или в блок-фарах автомобиля. Задние указатели поворота, сигналы торможе­ния и заднего хода находятся в задних фонарях автомобиля. Боко­вые указатели поворота расположены на передних крыльях кузова





автомобиля. Боковой указатель поворота состоит из пластмассово-' го корпуса, пластмассового рассеивателя оранжевого цвета и лампы1 мощностью 4 Вт. Лампа находится внутри корпуса указателя, а рассеиватель приварен к корпусу.

К звуковой сигнализации относятся звуковые сигналы, которые' при необходимости оповещают пешеходов и водителей транспорт­ных средств о присутствии автомобиля. На автомобилях применя­ют электрические вибрационные звуковые сигналы тонального или шумового типа. Они расположены в отделении двигателя, где кре­пятся на кронштейнах.

На легковых автомобилях обычно применяют два звуковых сиг­нала, один высокого, а другой низкого тона. Сигналы настроен-в гармонический аккорд и действуют одновременно. Ток, прохо­дящий по обмотке Я сигнала (рис. 3.19), намагничивает сердечни 7, который притягивает якорь 9 и вызывает прогиб упругой сталь­ной мембраны У, закрепленной между корпусом 6 и кольцом 4. При этом якорь воздействует на упругую пластину 5 и размы кает контакты 2. Ток в обмотке <? прерывается, и сердечник 7 раз магничивается. Мембрана 1 возвращается в исходное положение и контакты 2 замыкаются. Работа сигнала повторяется с частою' вибрации контактов 400...500 Гц. Колебания воздуха, вызванны мембраной, создают звук, а диффузор 3 (резонатор) обеспечива ет мелодичное звучание. Соответствующий тон и тембр звука за висят от толщины и диаметра мембраны, а также диаметра резо натора. В сигнале высокого тона мембрана тоньше, чем в сигнал низкого тона. Оба звуковых сигнала не имеют рупоров и являютс звуковыми сигналами шумового типа.

На легковых автомобилях устанавливают и один звуковой сиг нал с рупором, который выполняет роль резонатора. Это сигн'

тонального типа. Определенный то сигнала обеспечивается толщино мембраны и конфигурацией рупора На корпусе звукового сигнала имеет ся регулировочный винт, которы' позволяет изменять силу и частот звучания сигнала.

Контрольно-измерительные прибо­ры предназначены для контроля з состоянием и действием отдельны систем и механизмов автомобиля Контрольно-измерительные прибор'

Рис. 3.19. Звуковой сигнал:

1 — мембрана; 2 — контакты; 3 — диффузор 4 — кольцо; 5 — пластина; 6 ~ корпус; 7 сердечник; 8 — обмотка; 9 — якорь


включают в себя указатели уровня топлива в топливном баке, тем­пературы охлаждающей жидкости в системе охлаждения и давле­ния масла в смазочной системе двигателя. Кроме того, имеется ряд контрольных ламп: резерва топлива, давления масла, заряда аккумуляторной батареи, воздушной заслонки карбюратора, на­ружного освещения, указателей поворота, дальнего света фар, блокировки дифференциала раздаточной коробки, уровня тор­мозной жидкости, стояночного тормоза, обогрева заднего стек­ла, заднего противотуманного света, аварийной сигнализации. К контрольно-измерительным приборам также относятся вольт­метр, спидометр, электронный тахометр и эконометр.

Вольтметр при неработающем двигателе показывает напряжение аккумуляторной батареи, а при работающем двигателе — напря­жение генератора. Спидометр измеряет скорость движения авто­мобиля и пройденный путь (суточный и общий с начала эксплу­атации). Он приводится в действие гибким валом от специального привода. Тахометр контролирует частоту вращения коленчатого вала двигателя. Эконометр (вакуумметр) измеряет разрежение во впускном трубопроводе двигателя и позволяет выбирать наиболее экономичный режим движения автомобиля, при котором расход топлива будет наименьшим. Он имеет механический привод. Кон­трольно-измерительные приборы и контрольные лампы на авто­мобилях размещаются на щитке приборов. На легковых автомоби­лях обычно все контрольно-измерительные приборы вместе с кон­трольными лампами объединены в панели приборов.

Контрольные вопросы

1. Каково назначение потребителей тока на автомобиле?

2. Почему при пуске двигателя стартер можно включать только на несколько секунд?

3. Что представляет собой система зажигания автомобиля?

4. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при уходе за контактно-транзисторной и бесконтактной системами зажигания?

5. Зачем нужны контрольно-измерительные приборы?



4. ТРАНСМИССИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: