Основными методами проведения перечисленных видов финансового контроля являются проверки, обследования, анализ и ревизии

Финансовые планы внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС) отражают движение их финансовых ресурсов. В доходной части показываются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц.

Финансовое планирование— это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении де­нежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государ­ства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.

Финансовое планирование представляет собой составную часть на­родно-хозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Отно­сительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необхо­димость разработки системы финансовых планов, отражающих:

—особенности форм и методов образования и использования денеж­ных фондов;

—отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закре­пляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принад­лежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.

Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг от друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и бюджетным фондом.

Составление финансовых планов страхового фонда необходимо для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан и учета потребностей всех хо­зяйствующих субъектов. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной — возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированно­сти общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов — БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта РФ и муниципальных образований. Эти документы разрабатываются Минэкономразвития России при активном участии Минфина России и других учреждений финансового аппарата. В БФР отражается формиро­вание и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного и внебюджетных фондов, страхового и кредитного фондов, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов РФ, местных администраций, эффективно и обоснованно пере­распределить средства между ними. БФР объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при со­ставлении бюджетного, кредитного и других финансовых планов.

Непосредственно с БФР взаимосвязан другой синтетический ба­ланс — баланс денежных доходов и расходов населения (БДДРН). В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и без­наличной форме: заработная плата, доходы от индивидуальной трудовой деятельности, пенсии и пособия, стипендии, доходы от обмена товарами между группами населения, оплата товаров и услуг, налоги и добровольные взносы, сбережения во вкладах и займах. Этот баланс определяет пропор­ции между доходами и расходами населения, показывает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим БДДРН имеет большое значение для планирования на­личного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых по­ступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам РФ Минэкономразвития России с участием Минфина России, Банка России и других органов финансовой системы.

Финансовое прогнозированиепредвидение возможного финансово­го положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть средне- (5—10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финан­совых планов, оно предназначено для выработки концепции финансовой политики на определенный период развития общества. Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, их источников формирования и использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой систе­мы наметить разные варианты развития и совершенствования финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает:

построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

корреляционно-регрессионный анализ;

непосредственную экспертную оценку.

Финансовое программированиеметод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:

для установления приоритетов государственных расходов по на­
правлениям;

повышения эффективности расходования государственных средств;

прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит прежде всего от экономических (ресурсных) факторов. При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели. Программирование как важный метод согласования кратко- и долго­срочных целей и мер в области финансовой политики активно использу­ется в современной практике финансового планирования.

Финансовое программирование применяется в развитых странах с 1960-х гг. Суть его заключается в составлении пятилетних «скользящих» планов расходов. Каждый год они корректируются на основе ожидаемо­го исполнения показателей плана текущего года. При этом показатели передвигаются («скользят») по пятилетней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели первого предстоящего года являются директивными (обязательными), а последующих четырех лет — ориентировочными.

В настоящее время в Российской Федерации широко используются целевые комплексные программы, представляющие систему научно-ис­следовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.

6. Финансовый контроль

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий, проводи­мых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения, с применением специфических форм и методов их проведения. Финансо­вый контроль — форма реализации контрольной функции финансов. Он охватывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богат­ства при формировании и использовании централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики. Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля. Непосредственным предметом контроля выступают бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса, финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствова­ния, налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения, страховой и фондовый рынки, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права не только органов власти различных уровней, но и хозяйствующих субъектов, населения. Его цели — содействие успешной реализации финансовой поли­тики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

содействовать сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики;

обеспечивать соблюдение действующего финансового законодательства, своевременность и полноту выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств;

способствовать результативному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, в учреждениях и организациях;

выявлять резервы роста доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий;

обеспечивать правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности;

проводить профилактическую информационно-разъяснительную
работу для повышения финансовой дисциплины и др.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают:

государственный контроль, который проводится органами госу­дарственной власти (Президентом РФ и Правительством РФ, Минфином России, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральным казначейством, Счетной палатой РФ, Федеральной таможенной службой РФ, Банком России и др.). Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности;

ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств. Преимущества данного вида контроля заключаются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, специализации контроля в соответствии с отраслевыми (ведомственными) особенностями финансово-хозяйственной деятельности. Ведомственный контроль проводится и главными распорядителями бюджетных средств.

внутрихозяйственный (внутрифирменный) контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью их финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельностью, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.

независимый контроль, осуществляемый аудиторскими организациями и аудиторами в целях подтверждения законности хозяйственных операций и достоверности финансовой отчетности. Роль этого контроля су­щественно возросла и приобретает важную общественную значимость;

общественный контроль, выполняемый общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на добровольной основе;

правовой контроль, который проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.;

гражданский контроль, осуществляемый физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.

По времени проведения финансовый контроль условно подразделяют на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней, смет расходов и возможных доходов бюджетных учреждений, финансовых планов и про­грамм, перспективных финансовых планов, бюджетных целевых программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-эконо­мических документов и проектов законов. Он носит предупредительный характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению роста доходов и прибыли. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании бюджетных ассигнований, финансовой дея­тельности организаций.

Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля. Он ведется в процессе производственной, хозяй­ственной и финансовой деятельности, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и от­четности. Оперативность здесь имеет первостепенное значение.

Последующий контроль проводится по окончании финансового года отчетного периода. В ходе его проверяются количественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, налоговыми и неналоговым поступлениям в бюджеты различных уровней и расходованию бюджетных средств; исполнение расходов внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. Он позволяет оценить эффективность организации финансовой работы хозяйствующих субъектов, министерств и ведомств, а также самих контрольных органов, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

Проверки, осуществляемые органами государственного финансового контроля (например, налоговыми органами), подразделяют на докумен­тальные (выездные) и камеральные.

Документальную проверку проводят непосредственно на фирме, пред­приятии, в организации, учреждении в присутствии их должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бух­галтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техниче­ская отчетность, расчеты расходов, исчисления налогов и другая докумен­тация.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, предоставленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющихся у субъекта контроля материалов о проверяемых юридических и физических лицах.

Еще одним методом контроля является обследование. Оно заключа­ется в личном ознакомлении специалистов контролирующего лица непо­средственно на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обяза­тельно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры производственных показателей, расхода топлива, электроэнергии, устанавливаются скрытые объекты финансирования и на­логообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.

Важным методом финансового контроля является анализ, проводи­мый на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. В ходе анализа определяются уровень выполнения плановых параметров по доходам и расходам бюджетов и внебюджетных фондов, планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных учреждений; соблюдение финансовых и натуральных норм расходования средств, финансовой дис­циплины; и т.д.

Основной метод финансового контроля — ревизия. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной дея­тельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финан­совых и других органов по составлению и исполнению бюджета, осущест­вляемых с помощью приемов документального и фактического контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершаемых хозяйственных операций и бюджетных процедур; соблюдения финансовой дисциплины, сохранения государственной собственности; обеспечения достоверности ведения учета и отчетности. Цель ревизии — выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

Состав и структура органов финансового контроля определяются государственным устройством страны, функциями и задачами, выпол­няемыми государством на каждом этапе своего развития. Принцип раз­деления властей предопределяет создание органов финансового контроля, подотчетных органам представительной и исполнительной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: