Мы различаем понятия денег и финансов

Содержание и функции финансов

Лекция 2. Содержание финансов и основа управления государственными финансами

Заключительная часть (5 мин.).

1. подвести итоги;

2. задание на самоподготовку: изучить материал данной темы;

3. ответить на вопросы.

Вопросы:

1. Содержание и функции финансов

2. Финансовая система и ее звенья

3. Финансовая политика России в современных условиях

4. Субъекты и структура органов управления государственными финансами

5. Финансовое планирование и прогнозирование

6. Финансовый контроль

 

Чем отличаются деньги от финансов? Существенно ли различие между двумя этими категориями? Следует четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых отношений, категории государственных финансов, финансов предприятий и финансов в широком смысле этого слова.

В Толковом словаре В. И. Даль определял термин «финансы» следу­ющим образом: «все, что касается до прихода и расхода государства». Он был по-своему близок к современному пониманию понятия «государ­ственные финансы». Попытаемся установить, в чем действительно выра­жаются сущность и специфика финансов как экономической категории, их отличие от других экономических категорий (денег, цены, заработной платы и т.п.). Деньги — это категория более древняя по сравнению с фи­нансами. Как вы уже знаете, они появились в различных формах на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено возникно­вением государства. Уже рабовладельческое государство выполняло ряд общественных функций: содержало войска для охраны границ и ведения войн, охрану общественного порядка, сохранение власти, постройку обще­ственных зданий, дорог и т.д.

Таким образом, даже в рабовладельческом обществе государство предоставляло определенные общественные блага для своих граждан. Естественно, что они присваивались в основном самим государем и его приближенными и об общественных благах для всех подданных здесь говорить еще рано. Однако для их предоставления государству требова­лись определенные ресурсы как в натуральной, так и в денежной форме. Отсюда и возникали налоги — вначале в натуральной (подати), а затем и в денежной форме.

Именно соединение двух клеточек (источников), обусловивших воз­никновение финансов, — государства и налогов в их денежной форме — по­рождает феномен государственных (публичных) финансов с присущими им атрибутами — налогами, государственным бюджетом, государствен­ным кредитом (долгом). Это произошло при отделении государственной казны от собственности монарха (в Европе в XVI—XVII вв.) и переходе в основном к денежной (стоимостной) форме взимания налогов, что поро­дило соответствующий фискальный аппарат. В этот период возник и стал применяться термин «финансы». Этимологически он берет свое начало от латинских слов «finis», т.е. конец, и «financia» — наличность, доход. В средневековой латыни их употребляли для обозначения срока платежа и документов, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государ­ствах под словом «финансы» (finance) стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства (его доходы, расходы и долги). В XVIII в. этот термин стали применять и в России. До начала XX в. его употребляли в сравнительно узком смысле — именно государственных финансов, что мы и находим в приведенном выше определении В. И. Даля.

С развитием капитализма, акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала; появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (фи­нансовых посредников) термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Его стали использовать в более широком смысле, включая в это понятие и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций) — в дальнейшем финансы предприятий. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах — наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

Первая изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства. Вторая — наиболее рациональные формы создания и использования денежных потоков, фондов и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия (корпорации) в целях обеспечения интересов сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом. Объединяет эти науки их общая основа — изучение, исследование способов наиболее рационального управления процессами поступления и расходования дефицитных денежных ресурсов на протя­жении определенного периода времени. Это связано, во-первых, с тем, что поступление доходов и формирование расходов, как правило, не совпада­ют во времени, а во-вторых, сами доходы и расходы не могут быть точно определены ни тем, кто принимает решения, ни кем-либо другим. Они носят прогнозный, вероятностный характер как для государства, так и для хозяйствующего субъекта (домохозяйства). Это требует применения самых разнообразных финансовых инструментов и решений для выравнивания временных разрывов между поступлениями доходов и осуществлением расходов, достоверного определения их прогнозных (плановых) значений и снижения различных рисков, влияющих на доходы и расходы. Подробное изучение этих инструментов и способов принятия обоснованных решений стратегического и тактического характера изучает специальная прикладная наука — финансовый менеджмент, основы которого рассмотрены в гл. 8 настоящего учебника.

Таким образом, если деньги — это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей, то финансы — это сово­купность денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). К причинам, порождающим финансы, можно отнести существование государства; раз­витие товарно-денежных отношений; появление налогов в денежной фор­ме; движение капитала, активов и связанных с ними денежных потоков.

Финансы — это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а совокуп­ность денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государ­ством, связанная с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального богатства. Здесь следует подчеркнуть очень важный момент с точки зрения выделения сущностных признаков финансов. Когда мы осуществляем покупку любого товара или услуги либо предоставляем свои наличные деньги взаймы, эти отношения не регламентируются госу­дарством, они абсолютно добровольны и носят случайный характер.

В отличие от чисто денежных финансовые отношения обладают своим естественным атрибутом — регламентацией государством. Финансовые отношения всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами, в той или иной степени регламентирую­щими их.

Таким образом, государственные финансы представляют собой сово­купность перераспределительных денежных отношений, регламентирован государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи следующие признаки, действующие только в совокупности:

эти отношения — всегда денежные, они вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

эти отношения связаны с перераспределением уже распределенного
(на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государствен­ными финансами на основе формирования и использования централизованных (общественных) фондов денежных средств. К централизованным (общественным) фондам относят бюджеты всех уровней, а также целевые!» внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд РФ (ПФР);

Фонд социального страхования (ФСС);

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицин­ского страхования (Ф О С М).

С помощью системы централизованных фондов в Российской Феде­рации перераспределяется около 40% стоимости ВВП, в том числе через консолидированный бюджет — приблизительно 27%. Весь этот перерас­пределительный процесс обслуживают государственные финансы.

Однако, как отмечалось выше, наряду с государственными финансами существуют финансы организаций (предприятий) или корпораций (под по­следними обычно понимают финансы открытых акционерных обществ). Обе эти относительно самостоятельные сферы можно объединить одним общим понятием — финансы в широком смысле слова, имея в виду более широкую трактовку их содержания, чем государственные финансы.

К сфере государственных финансов относятся отношения между государством и его гражданами при внесении налогов и других обяза­тельных платежей в бюджеты всех уровней; гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат; организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета; отдельными звеньями бюджетной системы, государством (правительством) и центральным банком по регулированию кредитно-денежной системы и фондового рынка.

Совокупность отношений, характеризующих финансы хозяйству­ющих субъектов, более подробно будет рассмотрена в гл. 8 настоящего Учебника.

Итак, можно сделать вывод, что финансы не тождественны деньгам, а имеют специфику и общественное назначение, которое и выражается в выполняемых ими функциях. Следует отметить, что в общих чертах взгляды ученых на содержание понятия финансов, даваемое в различных учебниках, существенно сблизились.

Авторы настоящего учебника, являясь представителями Санкт-Петер­бургской школы финансовой науки, считают, что функции экономиче­ской категории финансов отражают общественное назначение, присущее именно только ей:

• формирование денежных фондов (доходов);

• использование денежных фондов (доходов);

• контроль (с определенными оговорками), который присущ процессу как формирования, так и использования денежных фондов (доходов); этафункция направлена на создание общественных условий для осуществле­ния контроля (см. параграф 2.6).

Эти функции (кроме контрольной) выражают общественное назначе­ние именно категории государственных финансов. Но при этом устойчивое формирование доходов государства и их эффективное использование обеспечиваются соответствующей организацией контроля. На рис. 2.1 приведена детализация функций государственных финансов. Функции финансов предприятий более подробно будут изложены в гл. 8 настоящего учебника.

Можно сделать следующие выводы.

1. Финансы являются исторической категорией, которая порождается государством; ее содержание носит диалектический, трудно познаваемый характер и существенно изменяется в зависимости от состояния развития экономической теории, философии, накопленного практического опыта и личной позиции исследователя, т.е., как и материя, финансы в различных формах своего существования «неисчерпаемы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: