Законодательные (представительные) органы власти и представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:
• предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и проектов иных законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
• текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов власти и представительных органов местного самоуправления во время парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
• последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения от
четов об исполнении бюджетов.
* контроль законодательных (представительных) органов власти и представительных органов местного самоуправления предусматривает их право:
• на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
• предоставление органами, исполняющими бюджеты, оперативной
информации об их исполнении;
• утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
• создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
• вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам власти и представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы бюджетного федерализма и межбюджетных отношений. Минфин России занимает одно из центральных мест в системе общегосударственного финансового контроля, который осуществляется его департаментами, управлениями и отделами в пределах своей компетенции и сфер деятельности.
К основным контрольным функциям Федеральной налоговой службы (ФНС России) относятся контроль за соблюдением налогового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты, своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.
• непредставления бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН России) осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. ФСФБН России вправе осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета (в части указанных средств).
Финансовый контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, проводится:
• за операциями с бюджетными средствами ГРБС и РБС соответствующих бюджетов;
• соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Ответственные контрольные функции возложены на Федеральную таможенную службу (ФТС России). Вступивший в действие с 1 января 2004 г. Таможенный кодекс РФ значительно изменил требования и подходы к осуществлению внешнеэкономической деятельности и, соответственно, контроля. Нововведения в области таможенного обложения упрощают таможенные процедуры и направлены на расширение последующего таможенного контроля.
Особое место в системе финансового контроля занимает парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ сформированы финансовые комитеты и комиссии, в функции которых входит проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, контроль за целевым использованием государственных средств и другие вопросы. Парламент через специальные отраслевые комитеты и комиссии может осуществлять выборочную проверку деятельности отдельных звеньев финансовой системы, министерств, ведомств, комитетов, служб и агентств. По депутатскому запросу парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и использовании государственных средств.
Парламент регулярно получает данные о состоянии государственных финансов через специально созданный Советом Федерации и Государственной Думой контрольный орган — Счетную палату РФ. К ее важнейшим задачам относятся:
• организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
• определение эффективности и целесообразности расходования государственных
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
• финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Пуме информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
В мировой практике наряду с государственным, внутриведомственным и внутрихозяйственным контролем широко используется аудиторский контроль. Становление рыночных отношений, формирование новой налоговой системы, финансового рынка, развитие различных форм собственности, банковского и страхового дела, расширение внешнеэкономических связей вызвали необходимость создания системы аудита и в Российской
Федерации.
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию других аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний.
Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономному и рациональному использованию ресурсов предприятий и организаций с целью (аудиторы).