Вопрос 3. Государственный строй Древней Руси

Древняя Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии, во главе которой стоял киевский Великий князь. Он был первым среди равных. Ему подчинялись местные правители – его вассалы. Сюзеренитет, сеньорат в Киевской Руси обозначался одним словом – «старейшинство».

Сюзеренитет – верховное право сюзерена по отношению к вассалу.

Князь – носитель государственной идеологии, первое звено в государственной системе страны. Киевские князья именовали себя великими. Княжеская власть передавалась вначале по наследству старшему брату, а с Xв. - старшему сыну. Этот принцип был введен при князьях Игоре и Ольге и назван «отчина».

Таким образом, князь становился наследственным монархом.

Основные функции Великого князя:

1). Важнейшими функциями князя были военно-дипломатические, которые на раннефеодальном этапе развития были неразрывно связаны. Военная сила легко пускалась в ход там, где дипломатические переговоры не давали результатов. Гарантией достигнутых соглашений опять–таки выступала военная сила. Тесная связь этих направлений деятельности государства обуславливала положение князя как верховного предводителя военных отрядов и главы дипломатических переговоров. Практика дипломатических обменов и посольств способствовала укреплению княжеского статуса. Древнерусские послы выступали от имени великого князя, всех светлых бояр и проч. Князей, от имени всего русского народа. Киевские князья стремились поддерживать нормальные внешнеполитические отношения с Византией, странами Востока, кочевниками.

2). Функция государственной деятельности по пресечению социальных конфликтов. Основной причиной периодически вспыхивавших конфликтов между князем и его подданными были разногласия по поводу размеров дани, взимаемой с подвластных народов (восстание древлян в 945г. против незаконных поборов князя Игоря). Репрессивные методы, террор широко применялся князьями во время волнений в Суздальской земле в 20-х гг. XIв. В период знаменитого киевского восстания 1068г. и последующих народных выступлений.

Но уже со второй половины Xв. государство не могло ограничиться лишь мерами репрессивного характера. При Владимире I (до 1015г.) довольно явственно обнаружились попытки государства к примирению общественных конфликтов мирными средствами. Деятельность государства, направленная на ликвидацию конфликтов, становится особенно важной на рубеже XI – XIIвв. при Владимире Мономахе.

3). Судебные функции князей. Деятельность государства, направленная на подавление классовых недовольств, была тесно связана с отправлением правосудия.

Высшей судебной инстанцией был князь. И он, конечно же, в судебной деятельности отстаивал прежде всего классовые интересы феодалов.

Народные массы воспринимали князя как высший и правдивый суд.

Судебная функция князя становилась своеобразным способом разрешения классовых конфликтов раннефеодального общества. Так, для Владимира Мономаха разбирательство стало повседневным занятием, и его дневное расписание включало для этого специальное время.

С переходом судебной деятельности на местах в руки вассалов и администрации князя она становится государственной функцией. Утверждаются специальные судебные пошлины, которые существовали задолго до Русской Правды. На рубеже X – XIвв. сфера княжеской юрисдикции была весьма обширной.

Остальные функции: строительство дорог, мостов, охрана торговых путей, организация сторожевой службы.

Государственно-правовой статус древнерусских князей. Глава Древнерусского государства имел ряд черт не столь ярко прослеживавшихся в положении раннефеодальных западноевропейских монархов. Его статус отличался особой неприкосновенностью, широкой сферой надзаконной деятельности. Князь не отвечал за совершенные действия, будь то убийство или массовые репрессии. Он нес лишь моральную ответственность перед Богом и не подлежал никаким санкциям.

Следует отметить, что, несмотря на столь широкие полномочия власть Великого князя и удельных князей в Киевской Руси не была единоличной. Главной опорой князя являлась дружина, которая, в свою очередь, делилась на «старшую» дружину – бояр, и «младшую» дружину – рядовых дружинников. При решении всех вопросов, важных для государства, князь советовался с советом бояр, который оказывал на окончательное решение заметное влияние.

Совет при князе – однопалатный сословный орган. Советниками князя были дружинники, «старцы градские» - потомки родоплеменной знати, бояре – верхушка феодалов, осевшая на земле, представители духовенства. Решались вопросы: законодательства, управления, финансов, внешней политики.

Вече – народное собрание городских жителей. Созывалось князем или боярскими людьми князя по его предложению, особыми глашатаями - бирючами. Вопросы: о войне и мире, об избрании или смещении князя, о назначении высших должностных лиц, суд по особо важным делам.

Феодальные съезды (снемы) – в их работе принимали участие все русские князья или основная масса князей.

Ярким примером таких съездов являются съезды в Любече (1097г.) и Уветичах (1100г.). Вопросы: избрания или изгнания князей, принятие мер против тех из них, которые нарушают договор, заключение союзов, объявление войны и мира, издание новых законов.

Соборы – собрание сословий, по своему составу более широкое, чем феодальные съезды. В соборах участвовали князья, их вассалы, бояре, духовенство, представители городов.

Оценка роли соборов состоит в следующем. Они представляют собой органы сословного представительства, куда наряду с феодалами входили представители формирующегося сословия горожан и духовенства. Соборы были прообразом представительного органа, отдаленно напоминающие Земский Собор.

Местное управление. Имелось две системы управления, которые существовали параллельно. Одна из этих систем существовала еще в Xв. И получила название «численной». Другая, более поздняя система, именуется в литературе дворцово-вотчинной. Первая численная (десятичная) построена по математическому делению общества: как целое государство составляло тысячу, а старшие города и провинции делились на сотни и десятки, так центральным правителем был тысяцкий, а подчиненные ему – сотские и десятские. Иногда тысяцкие именуются князьями. Они были прежде всего предводителями народного ополчения, или военных сил княжества, а также вели торговые дела. Им вместе с сотскими принадлежит и функция охранительной полиции: усмиряют волнения.

Сотские и десятские, состоят предводителями частей ополчения, они оставались постоянными гражданскими правителями частей государства (сотен и десятков).

Постепенно тысяцкие, сотские превратились в особые финансово-административные и судебные органы.

Центром, откуда тянулись все нити управления, был княжеский двор.

Когда десятичная система была учреждена? Как известно, тысяцких, сотских и десятских говорится в летописи, рассказывающей о событиях конца Хв. – начала XIв. Князь Владимир I (980-1015гг.) приглашал их на совещания, на пиры. Можно считать, что тысяцкие и сотские существовали с момента возникновения Киевского государства в период военной демократии.

Князья не поручают всех административных функций в городах тысяцким, сотским и десятским, а создают особую местную административную, так называемых посадников. Со времени Олега отмечается система «посажения» княжеских «мужей» по городам (отсюда термин «посадник»).

Посадники получали одну треть взимаемых податей на свое содержание и содержание своих дружин. Посадники были полномочными представителями княжеской власти на местах во всех ее проявлениях, выполняли функции самого князя.

Организующая деятельность княгини Ольги (945 – 957гг.) и ее советников может быть сопоставлена с деятельностью Олега, Владимира Мономаха и др. деятелей IX – XIIвв.

Ею была проведена финансово-административная реформа, вызванная восстанием древлян против Игоря и его убийством. Реформа Ольги не только коснулась древлянской земли, но была проведена и по всей территории Киевского государства.

Одним из первых и основных мероприятий Ольги была ликвидация князей – как местных племенных, так и князей – наместников.

Взамен ликвидированных местных князей была создана прочная, непосредственно связанная с центром, местная финансовая администрация. Княжна Ольга учредила погосты – финансово-административные и судебные центры (позднее, после принятия христианства, они сделались церковно-административными центрами), которые имели отношение к установлению оброков и даней.

Вместо периодических наездов - осеннего и зимнего полюдья князя или дружинников – создавалась постоянная сеть финансовых органов. Погосты были в Новгородской, Псковской, Суздальской и Смоленской землях; в остальных – не встречаются. Вместо термина «погост» та же единица провинциального деления в южных и северных землях называется вервью.

С развитием феодализма десятичная система управления постепенно заменяется дворцово-вотчинной. Все нити руководства сосредотачивались у князя (боярина). С усложнением задач государственного управления росла роль должностных лиц, происходило разделение, уточнение функций между ними, устанавливалась относительная их специализация. Наиболее важными должностными лицами были: воевода – начальник всех вооруженных сил княжества; тиун конюший – ведавший вопросами обеспечения княжеского войска конским составом; дворецкий огнищанин – управляющий княжеским двором и одновременно получавший важнейшие государственные задания; стольник – в обязанности которого входила организация снабжения княжеского двора продовольствием. В подчинении высших дворцовых должностных лиц находились многочисленные управители – тиуны, старосты.

Таким образом, древнерусское государство по форме правления представляло собой раннефеодальную монархию. Во главе был князь, который опирался в своей деятельности на совет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: