Становление новой российской государственности в процессе 1 страница

Раздел 8

Quot;

I

I


История России в вопросах и ответах




Раздел 6. Россия в начале XX «. ...



центристов (октябристы и прогрессисты) и даже правые (националисты). Они объединились в «Прогрессивный блок», главным пунктом программы которого стало форми­рование «министерства общественного доверия» или «пра­вительства национальной обороны», способного довести войну до победного конца. Положение усугубилось еще и тем, что Николай II сам возглавил Ставку. Это решение вызвало «министерскую забастовку», так как большинство министров считали этот шаг ошибочным. Верховная власть входит в полосу затяжного кризиса. Внешним выражением этого кризиса явилась «министерская чехарда» — быстрая смена министров. Происходит развал правительственной власти.

Н. А- Рыжкова

6.10. Что изменилось

в государственном строе России после Февральской революции?

Произошедший в отечественной исторической науке от­каз от тотальной идеологизации актуализировал проблему альтернативности в истории. В связи с этим возрос инте­рес к такого рода ключевым для понимания сущности мно­гих процессов историческим периодам, каким является 1917 год. Советская историография характеризовала Фев­ральскую революцию как буржуазно-демократическую. При этом господствующим стал тезис о том, что Времен­ное правительство не смогло предложить стране четкой концепции реформ и не решило задач демократического преобразования России. В связи с этим послефевральские события потеряли самостоятельное значение и приобрели статус пролога к социалистической революции. Современ­ная историография ставит под сомнение постулаты о зако­номерности и спасительности Октябрьской революции. Распространенным стало представление о том, что с фев­раля по октябрь 1917 г. впервые в российской истории была сделана попытка преодолеть авторитарные традиции госу­дарственного управления и трансформировать Россию в де­мократическое правовое государство.


Февральская революция, приведшая к падению самодер­жавия, была воспринята широкими общественными круга­ми как общенациональная демократическая. Это значило, что «она объединяет в себе все классы и все общественные группы и ставит перед собою задачи, которые должен осу­ществить весь народ» (П. Н. Милюков). Возникшее в об­ществе чувство гражданской гордости и социального опти­мизма проявилось в выступлениях государственных и общественных деятелей, призывавших забыть разногласия и объединить все «живые силы» страны во имя новой сво­бодной России.

Символом гражданского единения стало созданное 2 марта 1917 г. Временное правительство. Оно возникло в результате компромисса между двумя источниками леги­тимности: Временным комитетом Государственной Думы, обеспечившим преемственность власти; и Петроградским Советом, олицетворявшим революционную законность. Принять окончательное решение об изменениях в государ­ственном строе России и закрепить их в конституции дол­жно было Учредительное Собрание, сформированное на основе всеобщих равных и прямых выборов. До его созыва Временное правительство сосредоточивало в своих руках за­конодательную и исполнительную власть. Поэтому в мартов­ском Обращении к населению России правительство заяви­ло, что считает своим долгом еще до созыва Учредительного Собрания начать реорганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности, равноправия.

В первую очередь была объявлена полная амнистия по политическим и религиозным делам, свобода слова, печа­ти, собраний; отменены сословные, религиозные, нацио­нальные ограничения, смертная казнь; упразднены жандар­мерия, полиция, цензура. В марте 1917 г. Временное правительство отстранило от должности губернаторов и вице-губернаторов. Их обязанности были возложены на ко­миссаров Временного правительства, призванных осуще­ствлять контроль за исполнением законов на местах. В мае 1917 г. Временное правительство значительно расширило компетенцию земств. К ведению органов местного самоу­правления были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда, общественных мастерских, устранение дорого­визны. Исполнительными органами земств стала милиция.


 
 

История России в вопросах и ответах

Однако первоочередными для новой власти представля­лись задачи, связанные с нормализацией экономической жизни страны и установлением социального мира. Времен­ное правительство приступило к планомерному всесторон­нему государственному регулированию экономической жизни и трудовых отношений с тем, чтобы защитить ин­тересы общества в целом перед лицом узких личных выгод, групповых и классовых интересов. В связи с этим начинает формироваться централизованная система государственных регулирующих органов. В апреле 1917 г. принято решение о создании системы земельных комитетов для разрешения текущих вопросов сельскохозяйственной политики. 5 мая 1917 г. было учреждено Министерство продовольствия для регулирования производства, потребления, цен на продук­ты и предметы первой необходимости. В июне 1917 г. прави­тельство создает Экономический совет (орган, возглавляю­щий всю регулирующую систему) и Главный экономический комитет (исполнительный орган). Главный экономический комитет обладал правами устанавливать планы снабжения, распределения, заготовок, перевозок продукции, нормиро­вать цены, назначать реквизиции. Таким образом, создан­ные экономические регулирующие органы призваны были обеспечить связь производства и потребления за счет обез­личения производимых продуктов, что достигалось путем изъятия в централизованный фонд продукции и перерас­пределения ее сообразно государственным приоритетам.

Особого внимания заслуживает учрежденное 5 мая 1917 г. Министерство труда. За время своего существования оно обеспечило принятие целого ряда важнейших законов: о биржах труда, примирительных учреждениях, об обеспе­чении рабочих на случай болезни, о запрещении ночной ра­боты женщин и детей. Министерство труда приложило не­мало усилий для налаживания переговорного процесса между трудом и капиталом. Его представители выступали посредниками между рабочими и предпринимателями в конфликтных ситуациях и способствовали заключению компромиссных соглашений между ними по вопросам по­вышения заработной платы, найма и увольнения.

Временное правительство объявило, что отныне в осно­ву государственного управления будет положено «не наси­лие и принуждение, а повиновение свободных граждан со­зданной ими самими власти». Для этого правительство



Раздел 6. Россия о начале XX в....

способствовало возникновению и деятельности организо­ванной общественности. В частности, принятые в апреле 1917 г. законы о рабочих комитетах, о свободе собраний и союзов должны были способствовать формированию созна­тельного, политически самостоятельного рабочего класса, сообразующего свои требования с государственными инте­ресами. Стремление Временного правительства «вывести страну на светлый путь свободного гражданского устрое­ния» воплотилось в привлечении различных общественных организаций (Советов, Земского и Городского союзов, ко­оперативов, профсоюзов, военно-промышленных комите­тов) к работе в государственных регулирующих органах. Таким образом, обеспечивалось участие широкой демокра­тической общественности в разработке основных принци­пов и планов социально-экономического строительства де­мократической России.

Временное правительство предприняло попытку при­дать государству роль надклассового арбитра и посредника в социо-экономических процессах, способного согласовать разнородные классовые интересы в интересах общества в целом.

Н. Г. Орлова

6. 11. Когда и зачем был созван Предпарламент?

Проблема созыва Предпарламента относится к слабо-изученным в отечественной исторической науке. Это объясняется тем, что советская историография рассматри­вала Советы в качестве единственного демократического органа, представлявшего интересы большинства населения. Утверждалось, что единственно возможным вариантом под­линно демократического развития страны являлась переда­ча всей полноты власти Советам. Поэтому Предпарламент характеризовался советскими историками как суррогат на­родного представительства, носивший ярко выраженный классовый и контрреволюционный характер. В последнее время отечественная историография обратилась к вопросам российского парламентаризма и в свете альтернативного подхода к событиям 1917г. предложила новый взгляд на эту


История России о вопросах и ответах




Раздел 6. Россия в начале XX в....



проблему. Ряд историков рассматривают Предпарламент как попытку парламентскими методами решить вопрос о власти, консолидировать все демократические силы и до­стичь взаимопонимания между властью и обществом. Соз­дание Предпарламента оценивается как единственно реаль­ная линия общественно-правительственного сотрудничества и демократического развития России в сложившейся с се­редины лета 1917 г. ситуации.

В 1917 г. широкая общественность в России была убеждена, что только всероссийское представительное со­брание могло адекватно решить вопрос о власти. Однако выборы в Учредительное Собрание задерживались из-за технических трудностей, связанных с отсутствием механиз­ма выборов и органов, способных их провести. Назначен­ные Временным правительством сроки (17 сентября — вы­боры, 30 сентября — созыв Учредительного Собрания) кадетской партии представлялись нереальными.

Однако нерешенность вопроса о власти, породившая че­реду правительственных кризисов, заставила членов Временного правительства и лидеров революционной де­мократии искать пути легитимации нового политического режима. Нараставшая с мая 1917 г. конфронтация между трудом и капиталом сделала реальной опасность возобла­дания частных, групповых, классовых интересов над обще­государственными и разрушала наметившуюся весной 1917 г. возможность социального сотрудничества. Летом 1917 г. Министерству труда приходилось с огромным тру­дом добиваться соглашений между рабочими и предприни­мателями и прекращать массовые забастовки в важнейших с экономической точки зрения отраслях (Донецкий уголь­ный бассейн, бакинские нефтяные предприятия, металлур­гическая отрасль). Участившиеся случаи отказа от по­средничества в трудовых конфликтах представителей правительства свидетельствовали о падении его авторитета в обществе. Между тем дальнейшее демократическое стро­ительство Российского государства, а также выполнение возложенных на себя правительством социально-эконо­мических задач (государственное регулирование экономи­ки, принятие прогрессивного трудового законодательства и урегулирование взаимоотношений между трудом и капита­лом) без широкой общественной поддержки и доверия к правительству становилось невозможным. Вое чаще в об-


ществе стали звучать призывы к установлению твердой вла­сти. Корниловский мятеж вызвал очередной политический кризис и продемонстрировал реальность сползания России к диктатуре.

Поэтому Временное правительство предпринимает очередную попытку консолидировать демократические силы на проходившем с 14 по 22 сентября 1917 г. Демокра­тическом совещании. В его составе находились предста­вители Советов, кооперативов, земств, армейских организа­ций. Полученный Временным правительством на Совещании «вотум доверия» не был безусловным. В поддержку коали­ции с буржуазией высказались 766 делегатов против 688. После внесения поправок Совещание решило исключить из правительства партии, скомпрометировавшие себя в деле Корнилова, хотя согласилось на участие в кабинете в ин­дивидуальном порядке деятелей, принадлежавших к кадет­ской партии.

20 сентября 1917 г. Демократическое совещание приня­ло решение о создании Временного Совета Республики («Предпарламента»). Предполагалось, что этот представи­тельный орган, осуществляя контроль над правительством до созыва Учредительного собрания, будет способствовать налаживанию контакта между властью и обществом.

Юридическое совещание разработало проект, который лег в основу опубликованного 3 октября 1917г. Положения о Временном Совете Республики. По нему Предпарламент состоял из 475 человек, назначенных Временным прави­тельством по представлению существующих общественных организаций. Предпарламент носил характер совещатель­ного учреждения. Он должен был давать заключения по делам, вносимым на его обсуждение Временным правитель­ством. Причем правительству предоставлялось право отвер­гнуть заключение большинства Совета. Члены Предпарла­мента могли обращаться к министрам за разъяснениями, но последние имели право отказаться их давать «по соображе­ниям государственного порядка».

Сессия Временного Совета Республики открылась 6 октября 1917 г. под председательством Н. Д. Авксентьева. Выступивший перед собранием Керенский заявил об ответ­ственности своего правительства перед Предпарламентом и изложил программу кабинета. После окончания его речи 53 депутата-большевика покинули зал заседаний.


 
 

 
 

История России в вопросах и ответах

В конечном итоге правительственная программа соци­ального сотрудничества не имела успеха в условиях осозна­ния специфических классовых интересов в революции и нарастания социальной конфронтации.

//. Г. Орлова

б. 12. Каковы были особенности

социального развития России в начало XXв.?

Характер социа!ьного развития государства в значитель­ной мере определяет социальная политика, которая регули­рует отношения в обществе по поводу условий жизни и воз­можностей реализации общечеловеческих потребностей через интересы основных социальных групп. Сферой соци­альной политики являются насущные потребности людей в труде, в нормальном питании, жилищно-бытовых услови­ях, в здоровье, досуге, в социальной защите и социальном обеспечении.

По темпам экономического и прежде всего промышленно­го развития Россия в начале XX в. занимала передовые позиции. В частности, темпы роста национального продук­та составляли в России — 3,4%, в расчете на душу населе­ния — 1,75%, а в странах Запада 2,7 и 1,6% соответственно. Однако в стране серьезно отставали сельская экономика и социальная сфера, жизнь основной массы населения была необустроенной и нищенской. А это в решающей степени сдерживало дальнейший экономический прогресс и служи­ло революционизирующим фактором.

Во многих регионах страны кора и мякина становились не только спутниками неурожая, но и обычной пищей значительный части крестьян, которые составляли более 77% населения России. В условиях оскудения большинства крестьянских хозяйств в их бюджете не оставалось излиш­ков, необходимых для расширенного воспроизводства, применения технических новшеств. Известный российский ученый-аграрник начала XX в. А. А. Кауфман с горечью писал: «Под влиянием нужды навоз вместо вывоза в поле используется на обкладку хат или сжигается вместо топли­ва». Такова была реальность жизни.


Раздел 6. Россия в начале XX в,...

Неразвитость социальной политики во многом опре­делялась аграрным перенаселением большинства губерний Центральной России, что обесценивало рабочую силу. В таких условиях ни властные структуры, ни предпринима­тели-промышленники не считали необходимым обеспечи­вать нормальные условия жизни наемных рабочих, повы­шать им зарплату, улучшать медицинское обслуживание, вводить государственные гарантии социального обеспече­ния. Рабочие, как правило, ютились в мрачных бараках, трущобах, расположенных на окраинах крупных городов. Так, в Петербурге в то время 43% семейных рабочих могли снимать лишь угол в комнате, имея одну койку, а около 70% одиноких рабочих снимали половину койки, койку или угол.

Рабочий день длился в России от 12 до 14 часов. Хотя за­кон от 14 июня 1897 г. и ограничивал рабочий день одиннадцатью с полозешой часами, из-за отсутствия дей­ственного контроля со стороны фабричной инспекции он на практике мало где соблюдался. Такая же судьба постиг­ла и закон 1906 г. о десятичасовом рабочем дне, по которо­му не было предусмотрено механизма реализации.

Справедливости ради следует отметить, что в начале века определенное развитие получила система социального стра­хования. Рабочие теперь могли получить пособия по бо­лезни, женщины стали получать пособия по беременности. Однако распространялась эта система лишь на ограничен­ную часть работающих женщин. Так, по данным 1916 г., из 11 млн лиц наемного труда социальным страхованием в России было охвачено лишь 2 млн человек трудящихся и только 20% работниц получали пособия по беременности. Да и сам размер страховых пособий был небольшим, он не превышал в то время 25—50% заработной платы.

Нищенской была и заработная плата русских рабочих. Плюс ко всему бесчисленные штрафы, составлявшие не­редко третью часть заработка.

Система государственного социального обеспечения практически не касалась рабочих и крестьян. Пенсии из казны получали лишь чиновники и офицеры.

Неразвитой оставалась и система медицинского обслу­живания. В результате Россия относилась к странам с са­мой высокой смертностью населения. Так, в 1913 г. смерт­ность 1 [аселения у нас была в два с лишним раза выше, чем


История России в вопросах и ответах




Раздел 6. Россия в начале XX в....



в США и в развитых европейских странах. Эпидемии и го­лод уносили миллионы людей.

Слабую социальную политику царской власти все же в определенной степени компенсировала хорошо поставленная организация общественного призрения, благотворительности и меценатства.

Общественное призрение включало в себя прежде всего разветвленную сеть благотворительных обществ и учрежде­ний различных типов. Наиболее крупными из них были Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство уч­реждений императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, идр. Только Императорским Человеколю­бивым обществом за один 1899 г. было выплачено пособий более чем на 2 млн рублей и оказана помощь около 1,2 млн граждан. Филиалы Общества в начале века функциониро­вали в 93 городах, уездах и губерниях России. К 1902 г. Об­щество располагало 221 благотворительным заведением с капиталом до 2—4 млн рублей.

Широкую сеть благотворительно-попечительских об­ществ, учебных заведений и приютов составляло Ведомство учреждений императрицы Марии. Только в Петербургское женское патриотическое общество этого Ведомства входи­ло 15 школ, а Комитет главного попечительства детских приютов Ведомства курировал деятельность 81 приюта. В июле 1900 г. был открыт новый Шуйский уездный детский приют Ведомства учреждений императрицы Марии.

Попечительство о домах трудолюбия и работных домах к 1902 г. располагало 135 домами трудолюбия, что было крайне недостаточно.

Сеть благотворительных заведений охватывала в начале века буквально всю Россию, включая Область Войска Донского. Среди функционировавших в Донском крае уч­реждений общественного призрения следует назвать Дон­ское попечительство о бедных с домом призрения преста­релых и дешевой столовой; Общество для пособия бедным донским учащимся; Общество для пособия нуждающимся уроженцам Донской области, учащимся в Москве, и др.

Деятельность по общественному призрению осуществ­лялась и земствами, городскими думами. Так, в Московской городской думе и в ряде других дум городов России с це-


лью формирования системы управления организацией по­мощи нуждающимся еще в конце прошлого века были со­зданы городские участковые попечительства о бедных. Они успешно функционировали и в начале XX в. Существовала также практика формирования средств земского страхового капитала. Денежные средства из этого капитала выдавались гражданам, пострадавшим от пожаров, наводнений и других бедствий. Земства активно занимались и организацией об­щественных работ.

Широкомасштабной по своему размаху была филан­тропическая и меценатская деятельность многих россий­ских предпринимателей и состоятельных людей. На по­мощь бедным и обездоленным, на благоустройство городов, на развитие культуры, науки, искусства жертвовали много­миллионные средства династии Солодовниковых, Морозо­вых, Бахрушиных, Третьяковых.

Благотворительностью и меценатством отличалась и династия сибирских купцов Кухтериных. На их средства в 1901 г. было открыто первое в Сибири Томское коммерчес­кое училище. При финансовой поддержке Кухтериных были созданы и содержались городской ночлежный дом, родильный приют, церковно-приходские школы. В годы I мировой войны они много помогали городским властям в обеспечении продовольствием бедных горожан.

Рязанский купец И. С. Селиванов в начале века был изве­стен в России не столько торговой, сколько благотворитель­ной деятельностью. В I мировую войну его трудами в Ряза­ни был организован лазарет для воинов, которым он сам и заведовал. На его деньги в городе была открыта церковно­приходская школа.

И примеров филантропической деятельности состоятель­ных людей России можно привести большое количество. Благотворительность и меценатство были в то время внутренней потребностью для многих представителей рос­сийского бизнеса.

Таким образом, система общественного призрения и фи­лантропической помощи, получившая в начале века широ­кое развитие, несколько смягчала тяготы народа, компен­сируя в какой-то мере слабую социальную политику царского правительства. Однако масштабы этой «компен­сационной помощи» были по российским меркам незначи-


История России в вопросах и ответах




Раздел 6. Россия в начале XX в....



тельными и они не могли предотвратить революционного взрыва в стране, остановить надвигавшуюся вторую рус­скую революцию.

П. Я. Циткилое

6,13. Какую роль в развитии России сыграл С. Ю. Витте?

С. Ю. Витте был крупным государственным деятелем, который внес значительный вклад в существенное переус­тройство хозяйственного уклада и государственного строя страны в конце XIX — начале XX в.

Способности выдающегося управленца и экономиста Витте проявил далеко не сразу и первоначально демонст­рировал таланты в области математики. Будучи студентом, написал работу «О бесконечно малых величинах», получив­шую высокую оценку в России и во Франции.

В 1871 г. Витте поступил в Управление Одесской желез­ной дороги и поднялся по служебной лестнице от кассира до начальника дороги. Здесь он много внимания уделил по­вышению доходности железных дорог, чему посвятил свою книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевоз­ке грузов». В 1886 г. Витте стал управляющим Юго-Запад­ными железными дорогами и уже тогда предпринял первые меры к проведению реформ в масштабе России. Он разра­ботал идеи государственного регулирования железнодорож­ных тарифов, концепцию нового железнодорожного уста­ва, поднял доход дорог. Витте стал известен как крупный администратор, но войти в высший эшелон руководства ему помог случай. Опасаясь за безопасность императора, он не согласился с решением министра путей сообщения, распо­рядившимся увеличить скорость царского поезда. Вскоре вблизи Одессы произошло крушение этого состава, в кото­ром едва не погибла семья самодержца. После этого Алек­сандр Ш назначил Витте в 1890 г. директором департамен­та железнодорожных дел министерства финансов.

Витте приступил к постепенным преобразованием этой отрасли. Свои экономические взгляды он выразил еще в 1888 г. в монографии «Национальная экономия и Фридрих


Лист» (немецкий экономист XIX в.). Основой всей систе­мы реформ Витте являлся протекционизм, рассчитанный на решение важнейших экономических и политических задач модернизации России, создание своей промышлен­ности, осуществление перехода от аграрного общества к индустриальному.

В 1891 г. был введен таможенный тариф протекционист­ского характера, увеличивший государственные доходы. Комплекс экономических мер, направленных на защиту интересов России, также дал позитивный результат. В 1892 г. Витте стал управляющим Министерством путей сообщения, а в 1893 г. Александр III назначил его министром финансов. Витте превратил это Министерство в самое влиятельное в правительстве, которое стало формировать экономическую политику. Получив доверие власти и поддержку обществен­ного мнения, он проявил себя как профессионал, осозна­вавший необходимость реформ и видевший возможности их осуществления. Витте действовал решительно, считая, что «в России необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и заторма­живаются».

Для индустриализации страны и достижения цели — в течение 10 лет догнать развитые страны Европы — требо­вались дополнительные средства. В 1894 г. Витте ввел вин­ную монополию, что дало увеличение доходов казны на 25%; были повышены прямые и косвенные налоги; обес­печены рост доходов государственных предприятий, при­влечение в банки вкладов частных лиц. Сбережения насе­ления в сбербанках увеличились в 4 раза.

В 1897 г. Витте провел денежную реформу, имевшую ог­ромное значение для укрепления финансового положения России. До этого существовали серебряный рубль — основ­ная денежная единица и неразменное денежное обращение ассигнациями. Благодаря Витте был введен золотой рубль, что обеспечивало финансовую стабилизацию, открывало доступ в мировую денежную систему и привлекало иност­ранные капиталы.

В результате осуществления реформ 90-х гг. общий объем промышленного производства по сравнению с 60 гг. вырос в 8 раз. К концу XIX столетия по основным показателям Россия приблизилась к ведущим странам и по общему объе-


История России в вопросах и ответах




Раздел 6. Россия о начале XX в....



му производства заняла 5-е место в мире. Страна вступила в полосу быстрого промышленного подъема. Ускоренно развивались банковское дело и транспорт. Буржуазно-де­мократические преобразования Витте, его экономическая система государственно-капиталистической модели регули­рования экономического развития страны были чрезвычай­но полезны для России.

Успехи Витте вызывали зависть и раздражение в высших кругах. Основным его противником был министр внутрен­них дел В. К. Плеве. Недоброжелательно и даже с ненави­стью относился к нему и парь Николай 11. К тому же с на­ступлением в начале XX в. мирового экономического кризиса, захватившего и Россию, затормозилось развитие экономики, что ставилось в вину Витте.

В это время Витте добивался также достаточно радикаль­ного решения аграрного вопроса, включающего в себя ка­питализацию крестьянских хозяйств, отмену круговой по­руки в общине и даже передачи на определенных условиях части помешечьих земель крестьянам. В 1902 г. была созда­на специальная комиссия с целью введения личной соб­ственности в деревне. Противоборствующие силы, как поз­же писал Витте, провозгласили крестьянскую обшину особенностью русского народа, и посягать на нее — значит разрушить «цемент русской народной жизни». Витте не уда­лось решить крестьянский вопрос, но его идеи были частично воплощены в паллиативной аграрной реформе П. А. Столыпина.

Занимался Витте и рабочим вопросом, чтобы не допус­тить столкновений рабочих с предпринимателями. В 1897 г. при его содействии был принят закон об ограничении ра­бочего дня 11,5 часами. В 1903 г. введены выплаты рабочим за полученные увечья на производстве и выборы старост. Но и небольшие социальные реформы вызвали недовольство буржуазии. Витте стал вызывать открытое раздражение со стороны Николая II — ретрограда и консерватора. В 1903 г. Витте был снят с поста министра финансов и назначен председателем Совета министров. Как ни парадоксально, но пост главы правительства уже не обеспечивал ему пре­жнего влияния в стране. Своим нежеланием считаться с «общественным мнением» придворных кругов и резкостью суждений Витте вызывал у «великих персон» неприязнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: