Раздел 8
Quot;
I
I
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX «. ...
центристов (октябристы и прогрессисты) и даже правые (националисты). Они объединились в «Прогрессивный блок», главным пунктом программы которого стало формирование «министерства общественного доверия» или «правительства национальной обороны», способного довести войну до победного конца. Положение усугубилось еще и тем, что Николай II сам возглавил Ставку. Это решение вызвало «министерскую забастовку», так как большинство министров считали этот шаг ошибочным. Верховная власть входит в полосу затяжного кризиса. Внешним выражением этого кризиса явилась «министерская чехарда» — быстрая смена министров. Происходит развал правительственной власти.
Н. А- Рыжкова
6.10. Что изменилось
в государственном строе России после Февральской революции?
Произошедший в отечественной исторической науке отказ от тотальной идеологизации актуализировал проблему альтернативности в истории. В связи с этим возрос интерес к такого рода ключевым для понимания сущности многих процессов историческим периодам, каким является 1917 год. Советская историография характеризовала Февральскую революцию как буржуазно-демократическую. При этом господствующим стал тезис о том, что Временное правительство не смогло предложить стране четкой концепции реформ и не решило задач демократического преобразования России. В связи с этим послефевральские события потеряли самостоятельное значение и приобрели статус пролога к социалистической революции. Современная историография ставит под сомнение постулаты о закономерности и спасительности Октябрьской революции. Распространенным стало представление о том, что с февраля по октябрь 1917 г. впервые в российской истории была сделана попытка преодолеть авторитарные традиции государственного управления и трансформировать Россию в демократическое правовое государство.
|
|
Февральская революция, приведшая к падению самодержавия, была воспринята широкими общественными кругами как общенациональная демократическая. Это значило, что «она объединяет в себе все классы и все общественные группы и ставит перед собою задачи, которые должен осуществить весь народ» (П. Н. Милюков). Возникшее в обществе чувство гражданской гордости и социального оптимизма проявилось в выступлениях государственных и общественных деятелей, призывавших забыть разногласия и объединить все «живые силы» страны во имя новой свободной России.
Символом гражданского единения стало созданное 2 марта 1917 г. Временное правительство. Оно возникло в результате компромисса между двумя источниками легитимности: Временным комитетом Государственной Думы, обеспечившим преемственность власти; и Петроградским Советом, олицетворявшим революционную законность. Принять окончательное решение об изменениях в государственном строе России и закрепить их в конституции должно было Учредительное Собрание, сформированное на основе всеобщих равных и прямых выборов. До его созыва Временное правительство сосредоточивало в своих руках законодательную и исполнительную власть. Поэтому в мартовском Обращении к населению России правительство заявило, что считает своим долгом еще до созыва Учредительного Собрания начать реорганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности, равноправия.
|
|
В первую очередь была объявлена полная амнистия по политическим и религиозным делам, свобода слова, печати, собраний; отменены сословные, религиозные, национальные ограничения, смертная казнь; упразднены жандармерия, полиция, цензура. В марте 1917 г. Временное правительство отстранило от должности губернаторов и вице-губернаторов. Их обязанности были возложены на комиссаров Временного правительства, призванных осуществлять контроль за исполнением законов на местах. В мае 1917 г. Временное правительство значительно расширило компетенцию земств. К ведению органов местного самоуправления были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда, общественных мастерских, устранение дороговизны. Исполнительными органами земств стала милиция.
История России в вопросах и ответах
Однако первоочередными для новой власти представлялись задачи, связанные с нормализацией экономической жизни страны и установлением социального мира. Временное правительство приступило к планомерному всестороннему государственному регулированию экономической жизни и трудовых отношений с тем, чтобы защитить интересы общества в целом перед лицом узких личных выгод, групповых и классовых интересов. В связи с этим начинает формироваться централизованная система государственных регулирующих органов. В апреле 1917 г. принято решение о создании системы земельных комитетов для разрешения текущих вопросов сельскохозяйственной политики. 5 мая 1917 г. было учреждено Министерство продовольствия для регулирования производства, потребления, цен на продукты и предметы первой необходимости. В июне 1917 г. правительство создает Экономический совет (орган, возглавляющий всю регулирующую систему) и Главный экономический комитет (исполнительный орган). Главный экономический комитет обладал правами устанавливать планы снабжения, распределения, заготовок, перевозок продукции, нормировать цены, назначать реквизиции. Таким образом, созданные экономические регулирующие органы призваны были обеспечить связь производства и потребления за счет обезличения производимых продуктов, что достигалось путем изъятия в централизованный фонд продукции и перераспределения ее сообразно государственным приоритетам.
Особого внимания заслуживает учрежденное 5 мая 1917 г. Министерство труда. За время своего существования оно обеспечило принятие целого ряда важнейших законов: о биржах труда, примирительных учреждениях, об обеспечении рабочих на случай болезни, о запрещении ночной работы женщин и детей. Министерство труда приложило немало усилий для налаживания переговорного процесса между трудом и капиталом. Его представители выступали посредниками между рабочими и предпринимателями в конфликтных ситуациях и способствовали заключению компромиссных соглашений между ними по вопросам повышения заработной платы, найма и увольнения.
|
|
Временное правительство объявило, что отныне в основу государственного управления будет положено «не насилие и принуждение, а повиновение свободных граждан созданной ими самими власти». Для этого правительство
Раздел 6. Россия о начале XX в....
способствовало возникновению и деятельности организованной общественности. В частности, принятые в апреле 1917 г. законы о рабочих комитетах, о свободе собраний и союзов должны были способствовать формированию сознательного, политически самостоятельного рабочего класса, сообразующего свои требования с государственными интересами. Стремление Временного правительства «вывести страну на светлый путь свободного гражданского устроения» воплотилось в привлечении различных общественных организаций (Советов, Земского и Городского союзов, кооперативов, профсоюзов, военно-промышленных комитетов) к работе в государственных регулирующих органах. Таким образом, обеспечивалось участие широкой демократической общественности в разработке основных принципов и планов социально-экономического строительства демократической России.
Временное правительство предприняло попытку придать государству роль надклассового арбитра и посредника в социо-экономических процессах, способного согласовать разнородные классовые интересы в интересах общества в целом.
Н. Г. Орлова
6. 11. Когда и зачем был созван Предпарламент?
Проблема созыва Предпарламента относится к слабо-изученным в отечественной исторической науке. Это объясняется тем, что советская историография рассматривала Советы в качестве единственного демократического органа, представлявшего интересы большинства населения. Утверждалось, что единственно возможным вариантом подлинно демократического развития страны являлась передача всей полноты власти Советам. Поэтому Предпарламент характеризовался советскими историками как суррогат народного представительства, носивший ярко выраженный классовый и контрреволюционный характер. В последнее время отечественная историография обратилась к вопросам российского парламентаризма и в свете альтернативного подхода к событиям 1917г. предложила новый взгляд на эту
|
|
История России о вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
проблему. Ряд историков рассматривают Предпарламент как попытку парламентскими методами решить вопрос о власти, консолидировать все демократические силы и достичь взаимопонимания между властью и обществом. Создание Предпарламента оценивается как единственно реальная линия общественно-правительственного сотрудничества и демократического развития России в сложившейся с середины лета 1917 г. ситуации.
В 1917 г. широкая общественность в России была убеждена, что только всероссийское представительное собрание могло адекватно решить вопрос о власти. Однако выборы в Учредительное Собрание задерживались из-за технических трудностей, связанных с отсутствием механизма выборов и органов, способных их провести. Назначенные Временным правительством сроки (17 сентября — выборы, 30 сентября — созыв Учредительного Собрания) кадетской партии представлялись нереальными.
Однако нерешенность вопроса о власти, породившая череду правительственных кризисов, заставила членов Временного правительства и лидеров революционной демократии искать пути легитимации нового политического режима. Нараставшая с мая 1917 г. конфронтация между трудом и капиталом сделала реальной опасность возобладания частных, групповых, классовых интересов над общегосударственными и разрушала наметившуюся весной 1917 г. возможность социального сотрудничества. Летом 1917 г. Министерству труда приходилось с огромным трудом добиваться соглашений между рабочими и предпринимателями и прекращать массовые забастовки в важнейших с экономической точки зрения отраслях (Донецкий угольный бассейн, бакинские нефтяные предприятия, металлургическая отрасль). Участившиеся случаи отказа от посредничества в трудовых конфликтах представителей правительства свидетельствовали о падении его авторитета в обществе. Между тем дальнейшее демократическое строительство Российского государства, а также выполнение возложенных на себя правительством социально-экономических задач (государственное регулирование экономики, принятие прогрессивного трудового законодательства и урегулирование взаимоотношений между трудом и капиталом) без широкой общественной поддержки и доверия к правительству становилось невозможным. Вое чаще в об-
ществе стали звучать призывы к установлению твердой власти. Корниловский мятеж вызвал очередной политический кризис и продемонстрировал реальность сползания России к диктатуре.
Поэтому Временное правительство предпринимает очередную попытку консолидировать демократические силы на проходившем с 14 по 22 сентября 1917 г. Демократическом совещании. В его составе находились представители Советов, кооперативов, земств, армейских организаций. Полученный Временным правительством на Совещании «вотум доверия» не был безусловным. В поддержку коалиции с буржуазией высказались 766 делегатов против 688. После внесения поправок Совещание решило исключить из правительства партии, скомпрометировавшие себя в деле Корнилова, хотя согласилось на участие в кабинете в индивидуальном порядке деятелей, принадлежавших к кадетской партии.
20 сентября 1917 г. Демократическое совещание приняло решение о создании Временного Совета Республики («Предпарламента»). Предполагалось, что этот представительный орган, осуществляя контроль над правительством до созыва Учредительного собрания, будет способствовать налаживанию контакта между властью и обществом.
Юридическое совещание разработало проект, который лег в основу опубликованного 3 октября 1917г. Положения о Временном Совете Республики. По нему Предпарламент состоял из 475 человек, назначенных Временным правительством по представлению существующих общественных организаций. Предпарламент носил характер совещательного учреждения. Он должен был давать заключения по делам, вносимым на его обсуждение Временным правительством. Причем правительству предоставлялось право отвергнуть заключение большинства Совета. Члены Предпарламента могли обращаться к министрам за разъяснениями, но последние имели право отказаться их давать «по соображениям государственного порядка».
Сессия Временного Совета Республики открылась 6 октября 1917 г. под председательством Н. Д. Авксентьева. Выступивший перед собранием Керенский заявил об ответственности своего правительства перед Предпарламентом и изложил программу кабинета. После окончания его речи 53 депутата-большевика покинули зал заседаний.
История России в вопросах и ответах
В конечном итоге правительственная программа социального сотрудничества не имела успеха в условиях осознания специфических классовых интересов в революции и нарастания социальной конфронтации.
//. Г. Орлова
б. 12. Каковы были особенности
социального развития России в начало XXв.?
Характер социа!ьного развития государства в значительной мере определяет социальная политика, которая регулирует отношения в обществе по поводу условий жизни и возможностей реализации общечеловеческих потребностей через интересы основных социальных групп. Сферой социальной политики являются насущные потребности людей в труде, в нормальном питании, жилищно-бытовых условиях, в здоровье, досуге, в социальной защите и социальном обеспечении.
По темпам экономического и прежде всего промышленного развития Россия в начале XX в. занимала передовые позиции. В частности, темпы роста национального продукта составляли в России — 3,4%, в расчете на душу населения — 1,75%, а в странах Запада 2,7 и 1,6% соответственно. Однако в стране серьезно отставали сельская экономика и социальная сфера, жизнь основной массы населения была необустроенной и нищенской. А это в решающей степени сдерживало дальнейший экономический прогресс и служило революционизирующим фактором.
Во многих регионах страны кора и мякина становились не только спутниками неурожая, но и обычной пищей значительный части крестьян, которые составляли более 77% населения России. В условиях оскудения большинства крестьянских хозяйств в их бюджете не оставалось излишков, необходимых для расширенного воспроизводства, применения технических новшеств. Известный российский ученый-аграрник начала XX в. А. А. Кауфман с горечью писал: «Под влиянием нужды навоз вместо вывоза в поле используется на обкладку хат или сжигается вместо топлива». Такова была реальность жизни.
Раздел 6. Россия в начале XX в,...
Неразвитость социальной политики во многом определялась аграрным перенаселением большинства губерний Центральной России, что обесценивало рабочую силу. В таких условиях ни властные структуры, ни предприниматели-промышленники не считали необходимым обеспечивать нормальные условия жизни наемных рабочих, повышать им зарплату, улучшать медицинское обслуживание, вводить государственные гарантии социального обеспечения. Рабочие, как правило, ютились в мрачных бараках, трущобах, расположенных на окраинах крупных городов. Так, в Петербурге в то время 43% семейных рабочих могли снимать лишь угол в комнате, имея одну койку, а около 70% одиноких рабочих снимали половину койки, койку или угол.
Рабочий день длился в России от 12 до 14 часов. Хотя закон от 14 июня 1897 г. и ограничивал рабочий день одиннадцатью с полозешой часами, из-за отсутствия действенного контроля со стороны фабричной инспекции он на практике мало где соблюдался. Такая же судьба постигла и закон 1906 г. о десятичасовом рабочем дне, по которому не было предусмотрено механизма реализации.
Справедливости ради следует отметить, что в начале века определенное развитие получила система социального страхования. Рабочие теперь могли получить пособия по болезни, женщины стали получать пособия по беременности. Однако распространялась эта система лишь на ограниченную часть работающих женщин. Так, по данным 1916 г., из 11 млн лиц наемного труда социальным страхованием в России было охвачено лишь 2 млн человек трудящихся и только 20% работниц получали пособия по беременности. Да и сам размер страховых пособий был небольшим, он не превышал в то время 25—50% заработной платы.
Нищенской была и заработная плата русских рабочих. Плюс ко всему бесчисленные штрафы, составлявшие нередко третью часть заработка.
Система государственного социального обеспечения практически не касалась рабочих и крестьян. Пенсии из казны получали лишь чиновники и офицеры.
Неразвитой оставалась и система медицинского обслуживания. В результате Россия относилась к странам с самой высокой смертностью населения. Так, в 1913 г. смертность 1 [аселения у нас была в два с лишним раза выше, чем
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
в США и в развитых европейских странах. Эпидемии и голод уносили миллионы людей.
Слабую социальную политику царской власти все же в определенной степени компенсировала хорошо поставленная организация общественного призрения, благотворительности и меценатства.
Общественное призрение включало в себя прежде всего разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений различных типов. Наиболее крупными из них были Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство учреждений императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, идр. Только Императорским Человеколюбивым обществом за один 1899 г. было выплачено пособий более чем на 2 млн рублей и оказана помощь около 1,2 млн граждан. Филиалы Общества в начале века функционировали в 93 городах, уездах и губерниях России. К 1902 г. Общество располагало 221 благотворительным заведением с капиталом до 2—4 млн рублей.
Широкую сеть благотворительно-попечительских обществ, учебных заведений и приютов составляло Ведомство учреждений императрицы Марии. Только в Петербургское женское патриотическое общество этого Ведомства входило 15 школ, а Комитет главного попечительства детских приютов Ведомства курировал деятельность 81 приюта. В июле 1900 г. был открыт новый Шуйский уездный детский приют Ведомства учреждений императрицы Марии.
Попечительство о домах трудолюбия и работных домах к 1902 г. располагало 135 домами трудолюбия, что было крайне недостаточно.
Сеть благотворительных заведений охватывала в начале века буквально всю Россию, включая Область Войска Донского. Среди функционировавших в Донском крае учреждений общественного призрения следует назвать Донское попечительство о бедных с домом призрения престарелых и дешевой столовой; Общество для пособия бедным донским учащимся; Общество для пособия нуждающимся уроженцам Донской области, учащимся в Москве, и др.
Деятельность по общественному призрению осуществлялась и земствами, городскими думами. Так, в Московской городской думе и в ряде других дум городов России с це-
лью формирования системы управления организацией помощи нуждающимся еще в конце прошлого века были созданы городские участковые попечительства о бедных. Они успешно функционировали и в начале XX в. Существовала также практика формирования средств земского страхового капитала. Денежные средства из этого капитала выдавались гражданам, пострадавшим от пожаров, наводнений и других бедствий. Земства активно занимались и организацией общественных работ.
Широкомасштабной по своему размаху была филантропическая и меценатская деятельность многих российских предпринимателей и состоятельных людей. На помощь бедным и обездоленным, на благоустройство городов, на развитие культуры, науки, искусства жертвовали многомиллионные средства династии Солодовниковых, Морозовых, Бахрушиных, Третьяковых.
Благотворительностью и меценатством отличалась и династия сибирских купцов Кухтериных. На их средства в 1901 г. было открыто первое в Сибири Томское коммерческое училище. При финансовой поддержке Кухтериных были созданы и содержались городской ночлежный дом, родильный приют, церковно-приходские школы. В годы I мировой войны они много помогали городским властям в обеспечении продовольствием бедных горожан.
Рязанский купец И. С. Селиванов в начале века был известен в России не столько торговой, сколько благотворительной деятельностью. В I мировую войну его трудами в Рязани был организован лазарет для воинов, которым он сам и заведовал. На его деньги в городе была открыта церковноприходская школа.
И примеров филантропической деятельности состоятельных людей России можно привести большое количество. Благотворительность и меценатство были в то время внутренней потребностью для многих представителей российского бизнеса.
Таким образом, система общественного призрения и филантропической помощи, получившая в начале века широкое развитие, несколько смягчала тяготы народа, компенсируя в какой-то мере слабую социальную политику царского правительства. Однако масштабы этой «компенсационной помощи» были по российским меркам незначи-
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия в начале XX в....
тельными и они не могли предотвратить революционного взрыва в стране, остановить надвигавшуюся вторую русскую революцию.
П. Я. Циткилое
6,13. Какую роль в развитии России сыграл С. Ю. Витте?
С. Ю. Витте был крупным государственным деятелем, который внес значительный вклад в существенное переустройство хозяйственного уклада и государственного строя страны в конце XIX — начале XX в.
Способности выдающегося управленца и экономиста Витте проявил далеко не сразу и первоначально демонстрировал таланты в области математики. Будучи студентом, написал работу «О бесконечно малых величинах», получившую высокую оценку в России и во Франции.
В 1871 г. Витте поступил в Управление Одесской железной дороги и поднялся по служебной лестнице от кассира до начальника дороги. Здесь он много внимания уделил повышению доходности железных дорог, чему посвятил свою книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». В 1886 г. Витте стал управляющим Юго-Западными железными дорогами и уже тогда предпринял первые меры к проведению реформ в масштабе России. Он разработал идеи государственного регулирования железнодорожных тарифов, концепцию нового железнодорожного устава, поднял доход дорог. Витте стал известен как крупный администратор, но войти в высший эшелон руководства ему помог случай. Опасаясь за безопасность императора, он не согласился с решением министра путей сообщения, распорядившимся увеличить скорость царского поезда. Вскоре вблизи Одессы произошло крушение этого состава, в котором едва не погибла семья самодержца. После этого Александр Ш назначил Витте в 1890 г. директором департамента железнодорожных дел министерства финансов.
Витте приступил к постепенным преобразованием этой отрасли. Свои экономические взгляды он выразил еще в 1888 г. в монографии «Национальная экономия и Фридрих
Лист» (немецкий экономист XIX в.). Основой всей системы реформ Витте являлся протекционизм, рассчитанный на решение важнейших экономических и политических задач модернизации России, создание своей промышленности, осуществление перехода от аграрного общества к индустриальному.
В 1891 г. был введен таможенный тариф протекционистского характера, увеличивший государственные доходы. Комплекс экономических мер, направленных на защиту интересов России, также дал позитивный результат. В 1892 г. Витте стал управляющим Министерством путей сообщения, а в 1893 г. Александр III назначил его министром финансов. Витте превратил это Министерство в самое влиятельное в правительстве, которое стало формировать экономическую политику. Получив доверие власти и поддержку общественного мнения, он проявил себя как профессионал, осознававший необходимость реформ и видевший возможности их осуществления. Витте действовал решительно, считая, что «в России необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются».
Для индустриализации страны и достижения цели — в течение 10 лет догнать развитые страны Европы — требовались дополнительные средства. В 1894 г. Витте ввел винную монополию, что дало увеличение доходов казны на 25%; были повышены прямые и косвенные налоги; обеспечены рост доходов государственных предприятий, привлечение в банки вкладов частных лиц. Сбережения населения в сбербанках увеличились в 4 раза.
В 1897 г. Витте провел денежную реформу, имевшую огромное значение для укрепления финансового положения России. До этого существовали серебряный рубль — основная денежная единица и неразменное денежное обращение ассигнациями. Благодаря Витте был введен золотой рубль, что обеспечивало финансовую стабилизацию, открывало доступ в мировую денежную систему и привлекало иностранные капиталы.
В результате осуществления реформ 90-х гг. общий объем промышленного производства по сравнению с 60 гг. вырос в 8 раз. К концу XIX столетия по основным показателям Россия приблизилась к ведущим странам и по общему объе-
История России в вопросах и ответах
Раздел 6. Россия о начале XX в....
му производства заняла 5-е место в мире. Страна вступила в полосу быстрого промышленного подъема. Ускоренно развивались банковское дело и транспорт. Буржуазно-демократические преобразования Витте, его экономическая система государственно-капиталистической модели регулирования экономического развития страны были чрезвычайно полезны для России.
Успехи Витте вызывали зависть и раздражение в высших кругах. Основным его противником был министр внутренних дел В. К. Плеве. Недоброжелательно и даже с ненавистью относился к нему и парь Николай 11. К тому же с наступлением в начале XX в. мирового экономического кризиса, захватившего и Россию, затормозилось развитие экономики, что ставилось в вину Витте.
В это время Витте добивался также достаточно радикального решения аграрного вопроса, включающего в себя капитализацию крестьянских хозяйств, отмену круговой поруки в общине и даже передачи на определенных условиях части помешечьих земель крестьянам. В 1902 г. была создана специальная комиссия с целью введения личной собственности в деревне. Противоборствующие силы, как позже писал Витте, провозгласили крестьянскую обшину особенностью русского народа, и посягать на нее — значит разрушить «цемент русской народной жизни». Витте не удалось решить крестьянский вопрос, но его идеи были частично воплощены в паллиативной аграрной реформе П. А. Столыпина.
Занимался Витте и рабочим вопросом, чтобы не допустить столкновений рабочих с предпринимателями. В 1897 г. при его содействии был принят закон об ограничении рабочего дня 11,5 часами. В 1903 г. введены выплаты рабочим за полученные увечья на производстве и выборы старост. Но и небольшие социальные реформы вызвали недовольство буржуазии. Витте стал вызывать открытое раздражение со стороны Николая II — ретрограда и консерватора. В 1903 г. Витте был снят с поста министра финансов и назначен председателем Совета министров. Как ни парадоксально, но пост главы правительства уже не обеспечивал ему прежнего влияния в стране. Своим нежеланием считаться с «общественным мнением» придворных кругов и резкостью суждений Витте вызывал у «великих персон» неприязнь.