С одной стороны, система носила вынужденный характер, с другой— отвечала доктринальным марксистским установкам и представлениям части большевистских лидеров о характере нового строя. Была создана система чрез-
вычайных органов снабжения, контроля, борьбы с контрреволюцией, и т. д. Взамен рухнувшей товарно-денежной системы развивался натуральный продуктообмен. В идеологии была сделана ставка на революционную стойкость, фанатизм, беззаветное мужество, внеэкономическое принуждение и террор по отношению к несогласным с действиями властей, подчинение личных интересов государственным.
К числу противников большевизма откосились монархические, кадетские, октябристские партии и организации, руководящие группы меньшевистских и эсеровских партий, военные диктаторские режимы, объединенные неприятием большевизма. Иа их стороне был опытный командный состав, прошедший горнило мировой войны, великолепная кавалерия, костяком которой было казачество, временная поддержка сибирского крестьянства и даже части рабочих масс (ижевско-воткииские полки), интервенция и оккупация значительных районов России зарубежными союзниками, материальная помощь интервентов, установление между и ародной блокады Советской России.
|
|
Белое движение потерпело поражение по следующим причинам: 1. Отсутствовал единый военно-стратегический план ведения войны. 2. Не была определена социально-экономическая политика. 3. На занятых территориях проводилась карательная политика и возвращение старых порядков, которые уже привели к революции. 4. По мерс усиления монархических элементов от движения отошли демократические элементы. 5. Курс сохранения «единой и неделимой России» самоубийственно отталкивал от движения национальные регионы, в том числе Польшу, Финляндию и пр.
В конечном счете белые выступили под знаменем реакционной помещичьей реставрации, что дискредитировало движение в глазах крестьянства. В отличие от белых, красные лидеры признавали, хотя бы на словах, просчеты и, в частности, ликвидировали комбеды, объявили союз с середняком; прекратили антиказачий террор, декларировали право народов на самоопределение, и др. В целом большевизм показался основному населению страны — крестьянству меньшим злом по сравнению с белогвардейшиной и был признан им в качестве легитимной политической силы, имеющей право на власть.
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
Гражданская война унесла с обеих сторон 2,5 млн убитых. Эмигрировало 2 млн человек. Всего население России сократилось на 13 млн человек. Национальный доход упал с 11 млрд руб. в 1917 г. до 4 млрд в 1920 г. В политической жизни утвердилась диктатура большевизма.
|
|
С. А. Кислицын
7.5. Нэп — альтернатива
или объективная необходимость?
В оценке нэпа современные исследователи разделились на несколько основных групп. Одни историки исходят из того, что нэп был почвенным, чисто российским явлением, продиктованным кризисом, вызванным гражданской войной и военно-коммунистическими заблуждениями большевиков. Другие расценивают нэп как попытку российских политиков вернуть страну на общецивилизациоп-ный путь развития, завершить реформирование России, упрочить ее позиции на мировом рынке. Третьи исследователи и публицисты полагают, что в условиях политического монополизма большевиков нэп был изначально обречен, так как правящая партия исповедовала ортодоксальные идеи бестоварного социализма.
Нэп представлял собой комплекс социально-экономических мер: разрешение товарно-денежных отношений, свободного найма труда, концессий, упорядочение финансовой системы, создание нового механизма управления экономикой на основе рынка и хозрасчета и в целом отказ от понимания социализма как безраздельного господства государственной собственности.
Нэп породил множество надежд и иллюзий, оценки его всегда носили политизированный характер. Это и определило многолетнюю полемику о причинах его введения правящей большевистской партией — непримиримым противником рыночных отношений. Все политические силы соглашались, что нэп был поворотом от военно-коммунистической модели социализма, с ожесточением навязываемой обществу правящей большевистской партией, к обще-цивилизационной рыночной модели, которая хотя и была не без недостатков, но проверена опытом самых развитых
стран и рассчитана на развитие таких механизмов, которые стимулировали бы эволюцию производительных сил на основе экономических стимулов к труду.
Правящая большевистская партия, вводя нэп, признавала формационную отсталость России и решила использовать новую политику для создания необходимых предпосылок социалистического строительства.
Она признавала факт задержки мировой революции и видела в нэпе передышку, возможность двигаться в направлении к социализму. Посредством использования рынка большевистская партия рассчитывала обеспечить подъем производительных сил, снять социальную напряженность в обществе, вызванную кризисом, политикой «военного коммунизма», нежеланием масс мириться с натурализацией экономической жизни страны.
Уже первые месяцы осуществления нэпа выявили принципиальные противоречия в политике и идеологии большевистской партии. Даже высокообразованные экономисты этой партии (например, Н. И. Бухарин, Е. А. Преображенский) не могли ответить на вопрос, как, развивая рыночные отношения, двигаться к безрыночному социализму?
Большевистский авангард был готов в той или иной степени: 1) к использованию нэпа для выхода из кризиса; 2) к возможности отступления от нэпа и построения социализма в сжатые сроки, используя методы и приемы «военного коммунизма» (И. В. Сталин, В. М. Молотов); 3) к сохранению негативного отношения к рынку как к явлению, тормозящему осуществление идеалов безрыночного социализма, порождающему спекулятивную стихию.
Доктринальное противоречие между идеалом безрыночного социализма и воссозданием рыночных отношений усугублялось негативными первыми итогами нэпа. Закрыв дорогу рыночным отношениям в госсекторе, правая большевистская партия не могла обеспечить его эффективности. Госсектор способствовал расширению и укреплению бюрократической системы управления. Нэп не стимулировал в полной мере сельскохозяйственное производство, неэквивалентный обмен между городом и деревней, сохранявшийся и в условиях нэпа, вызвал ряд кризисов в ходе его осуществления.
|
|
13. Зак. 430
История России в вопросах и ответах
Курс на социалистическое строительство большевики считали основным и подчиняли ему рамки развития рыночной экономики. Альтернативы ускоренному социалистическому строительству большевики не видели и готовы были к свертыванию нэпа в том случае, если он помешает осуществлению генерального курса строительства социализма в изолированной от цивилизованного мира стране.
Партии, оппозиционные большевизму, сохранявшие социалистическую ориентацию, видели в нэпе альтернативу немедленному введению социализма. Меньшевики считали, что на рельсах нэпа будут созданы предпосылки социализма, без которых, при отсутствии мировой революции, социализма в России быть не может. По мнению Ф. Дана, развитие нэпа неизбежно приведет к отказу большевиков от монополии на власть. Учесть экономические интересы всех слоев в условиях рыночных отношений единственная Партия была не в состоянии. Плюрализм в экономической сфере создаст, по его мнению, плюрализм в политической системе, объективно подорвет основы диктатуры пролетариата. Даже меньшевики правого крыла, считавшие, что с нэпом восстанавливается капитализм во всех сферах народного хозяйства, полагали, что он приведет к неразрешимому противоречию между капитализмом в экономике и коммунизмом в политике.
Эсеры альтернативность нэпа большевистской политике видели в возможности осуществления «третьего пути» — некапиталистического развития. Учитывая особенности страны — многоукяадность, преобладание крестьянства, — эсеры предполагали, что для социализма в России требуется соединить народовластие в политической области с кооперативным социально-экономическим строем.
В. Чернов полагал, что и в 1917 г. была альтернатива всеобщей коммунизации. Она заключалась в развертывании демократических институтов, развитии народных организаций: кооперативов, профсоюзов, общин.
|
|
Собственную вднцепцию нэпа разрабатывали либералы. Они считали его альтернативой большевистскому курсу на социалистическое строительство. Сущность новой экономической политики виделась им в возрождения капиталистических отношений в России. По мнению либералов, нэп был объективным процессом, позволявшим решить
387 Раздел 7. Великая российская революция...
главную задачу: завершить модернизацию страны, начатую Петром I, ввести ее в русло мировой цивилизации.
Таким образом, для большевиков нэп и рыночная экономика не были приоритетным направлением развития. Курс на немедленное социалистическое строительство в одной отдельно взятой стране стал генеральным курсом правящей партии. Для умеренных социалистов с нэпом была связана возможность создания необходимых предпосылок для социалистического строительства без революционных взрывов и катаклизмов.
Либеральная интеллигенция видела в нэпе альтернативу дальнейшей коммунизации страны, возможность завершения процесса ее реформирования, индустриальной модернизации. Различное понимание приоритетных задач создавало разные варианты развития России на основе нэпа.
Э. Д, Осколкова
7.6. В чем заключались успехи
и издержки индустриализации СССР?
Современная историография признает решающее значение индустриализации для победы СССР в Великой Отечественной войне с германским фашизмом. Существуют некоторые разногласия по вопросу о сроках осуществления индустриачизации. Часть историков традиционно относят этот процесс к периоду первых двух пятилеток, другие — к нэпу или даже к деятельности С. Витте. Существенным предметом дискуссии является вопрос о роли сталинизма в этом процессе, необходимости ускорения индустриализации за счет использования внеэкономического принуждения. Ряд историков утверждают, что сверхускорение темпов индустриализации и ее объемы были неактуальны, так как угроза войны была преувеличена режимом, а запросы войны обеспечила половина созданного военно-промышленного потенциала, уцелевшего в Сибири от разрушения. Некоторые публицисты вообще отрицают индустриализацию как заслугу политического режима сталинизма, сведя его роль к репрессиям.
13*
История России в вопросах и ответах
Первым документом советского времени, в котором формулировалась идея индустриализации, был план ГОЭЛ-РО, принятый на VIII съезде Советов в 1920 г. Он предусматривал получить 2/3 средств для промышленности за счет иностранных концессий и кредитных операций. Однако социально-экономический кризис после гражданской войны, восстановление экономики в условиях враждебного капиталистического окружения, отсутствие займов и значительных концессий поставили вопрос о первоочередном развитии тяжелой промышленности исключительно на основе внутренних ресурсов. Этот курс был конкретизирован в решении апрельского 1926 г. пленума ЦК ВКП(б). В ходе его реализации в правящей большевистской элите возникли разногласия альтернативного характера. Левая троцки-стско-зиновьевская оппозиция видела выход в увеличении налогов на крестьянство — «внутреннюю колонию» СССР, осуществляя * первоначальное социалистическое накопление». Умеренная часть элиты во главе с Н. И. Бухариным и А. И. Рыковым считала такой вариант безнравственным и предлагала получить средства за счет растущей рентабельности легкой промышленности, прогрессивного налогооб- ложения и привлечения личных средств населения через банки. Этот вариант означал постепенное развитие промышленности на основе рыночных отношений. Группировка И. В. Сталина сначала отвергла при помощи бухариицев троцкистскую концепцию сверхиндустриализации вместе с ее адептами. Затем была отброшена как «правооппортуни-стическая» концепция самого Бухарина вместе с автором и стала осуществляться на практике платформа Троцкого, но в значительно более радикализированном варианте и в терминологическом оформлении курса на «построение социализма в одной стране».
Весной 1929 г. из двух вариантов первой пятилетки был принят максимальный, по которому задания годовых темпов роста производства повышались на 20%. В дальнейшем эти задания ежегодно завышались в целях искусственного стимулирования экономики.
Стремительно возросшее городское население, потреб,-ность импорта оборудования'за счет экспорта зерна и других ресурсов актуализировали проблему резкого увеличения объема товарной сельхозпродукции. Это обусловило переход к форсированной коллективизации сельского хозяй-
Раздел 7. Великая российская революция...
ства, явившейся оборотной стороной индустриализации. Подстегиваемое развитие производства и строительство гигантов индустрии без полноценного научного обеспечения привело к росту диспропорций в экономике, расстройству финансовой системы, товарному голоду. Частые аварии на реконструируемом производстве стали объясняться вредительством старых специалистов, которые были осуждены на ряде судебных процессов. При этом осужденные специалисты и раскулаченные крсстьяне-спецпереселенцы использовались в качестве дармовой рабочей силы. Наряду с внеэкономическим принуждением огромную роль в индустриализации в ходе первой пятилетки сыграл массовый трудовой энтузиазм части рабочего класса и особенно молодежи, объединенной в комсомоле.
К 1933 г. удалось достигнуть рубежей, первоначально намеченных минимальным пятилетним планом 1929 г., что явилось большим шагом вперед, но Сталин объявил о выполнении максимального плана, причем за 4 года и 3 месяца. На практике объявленные результаты были получены в ходе второй пятилетки в 1933—1938 гг. Приблизиться к поставленным целям помогло массовое стахановское движение, означавшее использование элементов материального стимулирования и оживления социальной политики. Известному отрезвлению экономической политики способствовали Г. К. Орджоникидзе, Г. Л. Пятаков, С. М. Киров и другие прагматические деятели большевизма. Выдвинутый в первой пятилетке лозунг «Техника решает все!» был фактически дезавуирован и сформулирован новый лозунг: «Кадры решают все!». Однако новаторство и инициатива передовых рабочих и новых советских специалистов были подвергнуты режимом сомнению в конце 30-х гг., когда были развернуты массовые репрессии против кадрового корпуса страны.
Главным результатом развития индустрии накануне войны стал осуществленный с огромными издержками реальный промышленный рывок. Темпы роста тяжелой промышленности были в 2—3 раза выше, чем за 13 лет развития царской России в начале XX в. СССР вышел на второе место в мире после США по абсолютным объемам производства. Было сокращено отставание от капиталистических стран по производству промтоваров на душу населения. Среднегодовые реальные темпы развития составили 10,9% (согласно
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
сталинской пропаганде — 17%). Было преодолено качественное отставание промышленности, появились наукоемкие отрасли производства. Численность промышленных рабочих увеличилась с 2,4 млн до 10 млн человек, а специалистов — с 0,5 млн до 2,5 млн человек. В Сибири была создана вторая угольна-металлургическая база страны, сыгравшая гигантскую роль в Отечественной войне.
Индустриальный скачок был достигнут иеной отставания легкой промышленности, стагнации сельского хозяйства, слома механизма саморегуляции экономики, формирования авторитарно-бюрократического политического режима. В ходе индустриализации сложилась общественная система, которую определяют как «государственно-казарменный квазисоциализм». Главной функцией этой системы и ее объективным смыслом был специфический переход России (СССР) от аграрного общества к индустриальному.
С. А. Кислицын
7. 7. Нужна ли была коллективизация в СССР?
В современных публикациях определились три точки зрения по этому вопросу. Часть исследователей и публицистов безоговорочно отрицают правомерность коллективизации, утверждая, что она свернула крестьянство с естествен-ноисторического пути, продвигаясь которым по вехам, проложенным П. А. Столыпиным, Россия сформировала бы мощный сельскохозяйственный фермерский сектор. Другие исследователи считают, что столыпинский путь фер-меризации сельского хозяйства России был слишком тяжелым и длительным, так как сопровождался разрушением общины, разорением большинства крестьян и порождал чрезвычайно сложную проблему помещичьей земли, вокруг которой разгоралась все более острая борьба. Наконец, часть специалистов утверждают, что само российское крестьянство в силу исторической традиции, экономической слабости, натурального производства, плохой вооруженности сельскохозяйственным инвентарем и скотом вряд ли могло в обозримый срок модернизировать производство и поэтому коллективизация была объективно необходима для
большинства бедноты и середняков. Однако, и это важно, независимо от своего отношения к коллективизации, все исследователи считают, что ее нельзя было проводить столь быстрыми темпами, включая в колхозы все сельское население и применяя насилие.
В конце 20-х гг. в СССР было немало противников немедленной и быстрой коллективизации крестьянских и казачьих хозяйств, которые убедительно аргументировали свою точку зрения. Вне правящей партии это были крупнейшие ученые-экономисты Н. Д. Кондратьев и Л. В. Чаянов. В рядах ВКП(б) предостерегали против поспешной коллективизации Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, М. П. Томский и многие другие. В борьбе противоположных точек зрения на XV съезде ВКП(б) (декабрь 1927 г.) и XVI конференции ВКП(б) (апрель 1929 г.) фактически была выработана компромиссная точка зрения. Суть ее заключалась в признании правомерности и долговременности развития в деревне мелкого крестьянского хозяйства и в оказании ему советским государством всесторонней помощи.
При этом признавались «ограниченные возможности» мелкого крестьянского хозяйства и предполагалось в перспективе неторопливое развитие более производительных коллективных хозяйств.
Однако тотчас после XVI Всесоюзной конференции ВКП(б) (апрель 1929) все эти умеренные планы социалистических преобразований были растоптаны укоренившейся у власти в ВКП(б) и советском государстве группой И. В. Сталина. Вопреки коллективно принятым решениям, Сталин в своих выступлениях, главным образом на секретных совещаниях, потребовал ускорения социалистических преобразований в деревне. Представляя социалистическое общество в виде «единой фабрики», подчиненной и подконтрольной советскому государству, Сталин и его сторонники стремились как можно быстрее вовлечь в цехи этой фабрики все население. Причем в деревне это решено было осуществить методами сплошной коллективизации. Осенью 1929 г. ЦК ВКП(б) взял официальный курс на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств.
Социальной опорой Сталина являлась партийная и советская номенклатура, часть революционно-авантюристически настроенных коммунистов, стремящихся к быстрейшему утверждению новых социалистических отноше-
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция..
ний, так же настроенная часть комсомольской молодежи, рабочих, крестьян-бедняков. Достаточно широкая социальная база обеспечила необходимый напор в социалистических преобразованиях в городе и деревне.
Этот авантюристический курс решительных и быстрых. социалистических преобразований, конечно же, имел множество противников среди крестьян и рабочих и поэтому натолкнулся на их либо пассивное, либо активное сопротивление в форме аптиколхозных и антисоветских мятежей.
Сопротивление кулачества, а также части середняков и бедноты коллективизации было сломлено жесточайшими мерами насилия. Всего было раскулачено и репрессировано примерно 900 тыс. хозяйств. 250 тыс. хозяйств «саморас-кулачились» — распродали или бросили свое имущество и бежали из сел, деревень, станиц. Таким образом, методы коллективизации применялись самые жестокие, бесчеловечные, не имевшие ничего общего с идеями социализма и гуманизма.
Политикой коллективизации вместо 14,8 тыс. колхозов осенью 1927 г. было создано к концу 1932 г., т. е. к концу первой пятилетки, 211,1 тыс. колхозов. Количество крестьянских хозяйств в них увеличилось со 194,7 тыс. до 14968,7 тыс. Было коллективизировано 61,5% крестьянских хозяйств. Примерно в 1937—1938 гг. сплошная коллективизация страны была завершена.
Ломка социальных отношений сопровождалась разрушением производительных сил, гибелью миллионов голов рабочего и продуктивного скота, главное же — разрушением человеческих отношений и крахом светлых идеалов социализма.
Пережив чудовищное падение производства в 1932 г., голод, унесший миллионы жизней, советская деревня в годы второй пятилетки постепенно выкарабкивалась из труд [ гостей.
Созданное крупное коллективное производство в годы второй и последующих пятилеток продемонстрировало ряд экономических и социальных преимуществ. За годы кол-лектиЕизации было построено к 1937 г. 5818 машинно-тракторных станций, в которых сосредоточилось 365, 8 тыс. тракторов, 104,8 тыс. комбайнов, тысячи других машин. Производительность труда с 1928 по 1940 г. увеличилась на 71%.
Существенно сократилась занятость населения в сельском хозяйстве: с 80% б 1928 г. до 54% в 1940 г. Высвободившееся население (15—20 млн чел.) перешло в промышленность.
Изменилась структура посевных площадей, было резко увеличено производство технических культур, столь необходимых для промышленно развитой страны (заметно возросло производство сахарной свеклы, хлопка, картофеля, подсолнечника). В стране производилось минимально достаточное количество хлеба, превышавшее объем его производства до коллективизации.
Есе эти даже благоприятные изменения в организации производства не дают представлений о сути изменений в самом крестьянстве, в крестьянском мировидении.
Поддавшись призывам к вступлению в колхозы и обобществлению средств производства, оно фактически оказалось обмануто, так как было отчуждено от средств производства и утратило всякое право на них. Был нанесен мощный удар по крестьянскому чувству собственника., так как крестьяне были лишены права распоряжаться результатами своего труда — произведенной продукцией, судьбу которой стали решать местные партийные и советские власти. Формально считавшиеся (по Уставу сельхозартели) хозяевами колхоза, колхозники фактически решали второстепенные вопросы жизни и быта коллектива, поскольку решение всех принципиальных вопросов оказалось в руках руководящих партийных и советских органов. Колхозник потерял даже право самостоятельно решать вопрос о том, где он хотел бы жить и работать, на это требовалось разрешение властей. Сами колхозы, утратив большинство свойств сельскохозяйственной артели, превратились в своеобразное государственное предприятие, подчиненное местным органам власти и партии
Историчегкий опыт свиде1«ДЬС1вуер1, чю но методам и р^уЛыашм социалистических преобразований вряд ли можно было выбрать худший вариант. Вероятный путь деревни — добровольное создание самими крестьянами различных форм организации производства, свободного от государственного диктата, строящего сбои отношения с государством на основе равноправных отношений, при поддержке государства с учетом рьшочной конъюнктуры. *
Е. И. Осколков
История России в вопросах и ответах
Раздел 7. Великая российская революция...
7.8. Культурная революция в СССР: была ли она?
Как известно, термин «культурная революция» был введен в оборот В. И. Лениным в 1923 г. Он утверждал, что «полное кооперирование невозможно без целой культурной революции», что «для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной», и т. д. Позднее, при Сталине, проблема строительства социализма была сведена к решению трех основных задач: индустриализации, коллективизации и культурной революции.
До начала 90-х гг. в научной литературе активно разрабатывалась тема культурного строительства по таким ее аспектам, как: цели и задачи, хронологические рамки, итоги культурной революции. И хотя Ленин употреблял это понятие в контексте кооперирования производителей, цель культурной революции трактовалась историками значительно шире — как формирование новой, образованной, сознательной, приверженной социализму личности.
Исходным пунктом и условием культурной революции считалась социальная революция, отсюда начальный ее этап — Октябрьская революция 1917 г., а завершающий — построение социализма. Долгое время среди историков культуры шли бурные дискуссии о том, завершилась ли в СССР культурная революция с построением «основ социализма», а тем более — «развитого социализма». Расширительное толкование целей культурной революции — воспитание нового человека — давало основание одним говорить •нет», другие, видевшие ее цели в ликвидации неграмотности, введении всеобщего начального, семилетнего, а затем и среднего образования, определенном прогрессе в науке, литературе, искусстве, росте численности интеллигенции, отвечали на этот вопрос положительно.
Поскольку в настоящее время очевидно, что социализм в СССР не состоялся, то в каком смысле можно говорить о культурной революции? Кроме того, сам термин «революция» с большой натяжкой можно применить к культурному процессу. В революциях происходит слом старого и утверждение нового. Культура же не может развиваться, не опираясь на предыдущие достижения, не вбирая в себя
культурное наследие прошлого, будь то в технике, науке или в художественной сфере.
Таким образом, укоренившиеся клише «культурное строительство», «формирование социалистической культуры» и т. п. подразумевали искусственно направляемый и управляемый процесс, в то время как культуры не строятся, а зарождаются и развиваются. Поэтому термин «культурная революция» следует, вероятно, рассматривать кач политизированный, идеологический лозунг, как выдвижение на первый план в культуре всеобъемлющего идеологического императива.
Более того, надо иметь в виду, что не существует единой, однородной человеческой культуры. Культура любого общества — это симбиоз разных, порой весьма отличных друг от друга субкультур, которые сосуществуют, взаимодействуют, что является условием культурного прогресса. Ни одна из субкультур не может претендовать на доминирующую, господствующую роль, так как это может привести к культурной деградации общества. В процессе же «культурной революции» в сталинской интерпретации в литературе и ис кусстве был насажден «единственно плодотворный» метод «социалистического реализма», в общественных науках — «единственно верный диалектический метод» в крайне упрощенной трактовке, и т. д.
Тем не менее нельзя отрицать, что за годы строительства «государственного социализма» в СССР были достигнуты определенные успехи в развитии культуры. Если в 1926 г. 43% людей в возрасте 9—49 лет и большинство людей старших возрастов были неграмотны, то к 1939 Г. процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2. Начиная с 1930/31 учебного года повсеместно вводилось всеобщее обязательное начальное обучение детей, активно шла ликвидация неграмотности. В стране работало 152 тысячи школ.
Высокими темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К 1940 г. в стран? функционировало около 4600 вузов, по числу учащихся и студентов Советский Союз вышел на 1 -е место в мире. Зна -чнтельные успехи были достигнуты в естественных и технических науках, в литературе и искусстве.