Диагностирование механизма газораспределения

Проверка неплотностей клапанов газораспределения проводится с использованием компрессорно-вакуумной установки ОР-13907 и индикатора расхода газов КИ-13671. В ре­сиверах установки создают давление 0,20...0,25 МПа. Установив корпус индикатора расхода газов на выпускной трубе или на впуск­ном трубопроводе воздухоочистителя, регулятором компрессор­но-вакуумной установки устанавливают рабочее давление 0,20 МПа. Подавая сжатый воздух в проверяемый цилиндр под давле­нием 0,20 МПа, индикатором расхода газов определяют величину утечки воздуха через клапан аналогично проверке расхода картер­ных газов.

Правильность фаз газораспределения проверяют по углу на­чала открытия впускных клапанов первого и последнего цилин­дров измерителем КИ-13902, состоящим из моментоскопа КИ-4941 (рисунок 7) с набором технологических пружин, шаблонов-угломеров, указателя и вспомогательных приспособлений. Каждый шаблон-угломер представ­ляет собой стальную пластину, на которой нанесены деления в градусах поворота коленчатого вала. Ее прикладывают к цилинд­рической поверхности шкива. Если неплотность хотя бы одного клапана превышает допусти­мое значение в таблице 6, головку цилиндров отправля­ют в ремонт.

Таблица 6 — Допустимые значения неплотности клапанов газораспределения

Дизели Утечка воздуха через клапан, не более, л/мин
Впускной Выпускной
Д1 Д2 Д3 Д1 Д2 Д3
ЯМЗ-240Б, А-41            
СМД-60, СМД-62, СМД-14, СМД-18            
Д-240, Д-241, Д-65, Д-240Т, Д-242            
Д-144            

Фазы газораспределения контролируют в следующем порядке. Проверяют и при необходимости регулируют зазор между стерж­нем впускного клапана и бойком коромысла первого цилиндра. Покачивая коромысло впускного клапана, про­кручивают коленчатый вал до выбора зазора между бой­ком коромысла и стержнем клапана. Это положение соответствует фактическому углу начала открытия впускного клапана. Закреп­ляют указатель около гладкой цилиндрической поверхности соот­ветствующего шкива. На поверхность шкива против указателя наносят риску. Уста­навливают поршень первого цилиндра в ВМТ, прокрутив колен­чатый вал в направлении вращения. Напротив указателя на шкиве наносят вторую риску. Измеряют угол или длину дуги между рисками и сравнивают результат с нормативными значениями.

1 — стеклянная трубка; 2 — соединительная трубка; 3 — труб­ка высокого давления; 4 — на­кидная гайка; 5 — штуцер сек­ции топливного насоса

Рисунок 7 — Установка моменто­скопа КИ-4941

У дизелей Д-240, Д-241, Д-242 поршень первого цилиндра устанавливают в поло­жение, соответствующее установочному углу опережения нагне­тания топлива до ВМТ — 26°, Д-65 — 22°. Для этого медленно вращают коленчатый вал в направлении вращения до совпадения углубления в маховике с установочной шпилькой. Вто­рую риску наносят на расстоянии соответственно 26 и 22°, или 41,6 и 35,2 мм по дуге поверхности шкива водяного насоса от указателя по ходу.

При необходимости регулируют фазы газораспределения изменением зацепления шестерен распределения.

Зазоры клапанов газораспределения проверяют устройством КИ-9918 (рисунок 8). Устанавливают поршень первого ци­линдра в ВМТ на такте сжатия, прокручивая коленчатый вал и наблюдая начало открытия впускного клапана первого цилиндра, после чего коленчатый вал прокручива­ют еще на один оборот.

Отжимным кулачком переводят по­движную каретку 3 устройства в нижнюю позицию. На корпусе уст­ройства стопорным винтом закрепляют индикатор с натягом 0,2...0,3 мм. Уста­навливают устройство на тарелку пружи­ны клапана и пере­мещают каретку в верхнюю позицию. Устройство должно быть зажато меж­ду тарелкой пружины клапана и коромыс­лом, а усики каретки прижа­ты к бойку коромысла. Нажимают паль­цем на коромысло до упора бойка в торец штока клапана, устанавливают отметку «0» шкалы индикатора напротив стрелки и освобождают коромысло. Нажимают на коромысло до упора в штангу толкателя и срав­нивают показания индикатора с данными таблицы 7. При несоответствии результата измерения значению зазора в таблице его регули­руют.

1 — индикатор часового типа; 2 — корпус; 3 — подвижная каретка; 4 — коромысло

Рисунок 8 — Измерение за­зора между стержнем клапана и бойком коромысла устройством КИ-9918

При отсутствии устройства КИ-9918 для проверки зазоров между клапанами и коромыслами приме­няют щупы, используя набор № 2 из 17 пластин.

Таблица 7 — Зазоры между клапанами и коромыслами у холодного дизеля

Дизели Номинальный зазор между коромыслами и клапанами, мм
впускным выпускным
ЯМЗ-240Б, А-41, Д-240, Д-241, Д-242, Д-65, Д-144 0,30 0,30
СМД-60, СМД-62 0,48 0,48
СМД-14, СМД-18 0,40 0,40

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: