Оценка состояния соединений кривошипно-шатунного механизма по стукам и суммарному зазору

При наличии компрессорно-вакуумной установки ОР-13907 стуки в кривошипно-шатунном механизме прослушивают автостетоскопом, по­переменно создавая в надпоршневом пространстве цилиндров дизеля разрежение и давление.

Если установки ОР-13907 нет, можно прослушать работаю­щий дизель в зонах, показанных на рисунке 3. В зоне 1 стуки коренных подшипников коленчатого вала хорошо прослу­шиваются на средней установившейся частоте вращения. На ма­лой частоте вращения, в момент резкого увеличения подачи топ­лива, хорошо прослушиваются стуки шатунных подшипников коленчатого вала. Стуки в газораспределительном механизме (зоны 2, 4, 6, 7) хорошо прослушиваются при установившейся малой частоте вращения коленчатого вала.

Суммарный зазор в подшипниках коленчатого вала и в верхней головке шатуна измеряют устройством КИ-13933М, показанным на рисунке 4.

1 — коренные подшипники ко­ленчатого вала; 2 — сопряжение толкатель — втулка; 3 — зона воз­можного стука клапана о дни­ще поршня; 4 — соединение боек коромысла — стержень клапана; 5 — подшипники распре­делительного вала; 6 — шестер­ни газораспределения; 7 — со­единение кулачок распредели­тельного вала — толкатель

Рисунок 3 — Зоны прослушивания стуков в двигателе

Прогревают дизель до нормального теплового состояния. Подбирают наконечник, втул­ку и измерительный стержень по марке дизеля и маркировке на втулке и наконечнике. Вы­вертывают наконечник ножки индикатора, вставляют индикатор в корпус устройства и закрепляют его скобой 1. Завинчивают в кор­пус устройства наконечник ножки индикатора, вводят измеритель­ный стержень и завинчивают его в ножку индикатора. Фиксируют стержень винтом 2, устанавливают механизм по­дачи 3 измерительного стержня в крайнюю верхнюю позицию.

1 — скоба; 2 — винт; 3 — механизм подачи измерительного стержня

Рисунок 4 — Измерение суммарного зазо­ра в кривошипно-шатунном механизме устройством КИ-13933М

Останавливают дизель. Снимают форсунку проверяемого цилиндра и устанавливают вместо нее устройство. Прокручивают коленчатый вал пусковым устройством и механизмом подачи 3 осторожно опускают измерительный стер­жень, наблюдая за стрелкой инди­катора. В момент соприкосновения стержня с поршнем в ВМТ, когда стрелка индикатора начнет вибрировать, устанавливают отмет­ку «0» шкалы индикатора напротив стрелки и отводят стержень вверх на 0,8...0,9 мм. Пускают дизель, устанавливают максимальную частоту враще­ния коленчатого вала и механизмом подачи 3 плавно опускают измерительный стержень до момента его соприкосновения с порш­нем, определяемого по началу вибрации стрелки индикатора. Показания шкалы индикатора сравнивают с данными таблицы 4.

Таблица 4 — Допустимые значения суммарного зазора в сопряжениях нижней и верхней головок шатуна

Дизели Суммарный зазор, не более, мм, при наработке
2000 ч 4000 ч
Д1 Д2 Д3 Д1 Д2 Д3
ЯМЗ-240Б 0,68 0,56 0,40 0,79 0,70 0,52
СМД-60, СМД-62, СМД-14, СМД-18 0,65 0,54 0,38 0,76 0,67 0,50
Д-240, Д-240Т, Д-242, Д-144, Д-65 0,61 0,50 0,35 0,71 0,62 0,46

При превышении суммарного зазора хотя бы в одном цилиндре значения из столбца Д1 дизель от­правляют в капитальный ремонт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: