При наличии компрессорно-вакуумной установки ОР-13907 стуки в кривошипно-шатунном механизме прослушивают автостетоскопом, попеременно создавая в надпоршневом пространстве цилиндров дизеля разрежение и давление.
Если установки ОР-13907 нет, можно прослушать работающий дизель в зонах, показанных на рисунке 3. В зоне 1 стуки коренных подшипников коленчатого вала хорошо прослушиваются на средней установившейся частоте вращения. На малой частоте вращения, в момент резкого увеличения подачи топлива, хорошо прослушиваются стуки шатунных подшипников коленчатого вала. Стуки в газораспределительном механизме (зоны 2, 4, 6, 7) хорошо прослушиваются при установившейся малой частоте вращения коленчатого вала.
Суммарный зазор в подшипниках коленчатого вала и в верхней головке шатуна измеряют устройством КИ-13933М, показанным на рисунке 4.
1 — коренные подшипники коленчатого вала; 2 — сопряжение толкатель — втулка; 3 — зона возможного стука клапана о днище поршня; 4 — соединение боек коромысла — стержень клапана; 5 — подшипники распределительного вала; 6 — шестерни газораспределения; 7 — соединение кулачок распределительного вала — толкатель
|
|
Рисунок 3 — Зоны прослушивания стуков в двигателе
Прогревают дизель до нормального теплового состояния. Подбирают наконечник, втулку и измерительный стержень по марке дизеля и маркировке на втулке и наконечнике. Вывертывают наконечник ножки индикатора, вставляют индикатор в корпус устройства и закрепляют его скобой 1. Завинчивают в корпус устройства наконечник ножки индикатора, вводят измерительный стержень и завинчивают его в ножку индикатора. Фиксируют стержень винтом 2, устанавливают механизм подачи 3 измерительного стержня в крайнюю верхнюю позицию.
1 — скоба; 2 — винт; 3 — механизм подачи измерительного стержня
Рисунок 4 — Измерение суммарного зазора в кривошипно-шатунном механизме устройством КИ-13933М
Останавливают дизель. Снимают форсунку проверяемого цилиндра и устанавливают вместо нее устройство. Прокручивают коленчатый вал пусковым устройством и механизмом подачи 3 осторожно опускают измерительный стержень, наблюдая за стрелкой индикатора. В момент соприкосновения стержня с поршнем в ВМТ, когда стрелка индикатора начнет вибрировать, устанавливают отметку «0» шкалы индикатора напротив стрелки и отводят стержень вверх на 0,8...0,9 мм. Пускают дизель, устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала и механизмом подачи 3 плавно опускают измерительный стержень до момента его соприкосновения с поршнем, определяемого по началу вибрации стрелки индикатора. Показания шкалы индикатора сравнивают с данными таблицы 4.
|
|
Таблица 4 — Допустимые значения суммарного зазора в сопряжениях нижней и верхней головок шатуна
Дизели | Суммарный зазор, не более, мм, при наработке | |||||
2000 ч | 4000 ч | |||||
Д1 | Д2 | Д3 | Д1 | Д2 | Д3 | |
ЯМЗ-240Б | 0,68 | 0,56 | 0,40 | 0,79 | 0,70 | 0,52 |
СМД-60, СМД-62, СМД-14, СМД-18 | 0,65 | 0,54 | 0,38 | 0,76 | 0,67 | 0,50 |
Д-240, Д-240Т, Д-242, Д-144, Д-65 | 0,61 | 0,50 | 0,35 | 0,71 | 0,62 | 0,46 |
При превышении суммарного зазора хотя бы в одном цилиндре значения из столбца Д1 дизель отправляют в капитальный ремонт.