Регулирование международных инвестиционных процессов

Многостороннее регулирование отношений, связанных с ино­странным частным инвестированием, получило закрепление во многих документах ООН и других международных организаций. В декабре 1974 г. была принята Хартия экономических прав и обя­занностей государств. В соответствии с ней каждое государство вправе свободно распоряжаться своими ресурсами, контролировать и регулировать иностранные инвестиции в своих интересах.

В марте 1965 г. в Вашингтоне была подписана Конвенция о разрешении инвестиционных споров. Цель Конвенции — создание специального международно-правового института по разрешению инвестиционных споров между государствами и частными лицами других государств.

Кроме того, важнейшим источником системы регулирования иностранных инвестиций являются международные договоры и со­глашения. Количество двусторонних инвестиционных договоров (ДИД) и договоров об избежании двойного налогообложения (ДИДН) достигло в 2004 г. соответственно 2392 и 2559, причем большинство таких договоров развивающиеся страны заключали между собой. Ими охвачено около 90% мировых ПИИ.

Страны продолжают вводить в действие новое законодательство и нормы регулирования, чтобы сделать свой инвестиционный кли­мат более привлекательным для инвесторов. Из 271 изменения, внесенного в режим ПИИ в 2004 г., в 235 случаях речь шла об от­крытии новых областей для ПИИ и о новых мерах стимулирования. Кроме того, свыше 20 стран в своем стремлении привлекать больше ПИИ снизили ставки налогообложения доходов компаний.

На региональном и глобальном уровнях были заключены новые международные инвестиционные соглашения, которые могут спо­собствовать повышению открытости экономики стран перед ПИИ. Различные международные соглашения, как правило, становятся более сложными и комплексными по содержанию, и в них все ча­ще вносятся такие связанные с инвестициями положения, которые касаются не затрагивавшихся ранее вопросов. Одновременно с уве­личением числа международных инвестиционных соглашений уча­щаются и споры между инвесторами и государствами. Так, в неко­торых странах Латинской Америки и Африки произошли несколько политических изменений по ужесточению режима регулирования иностранных инвестиций вплоть до национализации в сфере при­родных ресурсов.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, ус­тупая индустриально развитым государствам по уровню экономиче­ского развития, социально-экономической стабильности и другим параметрам, стремятся привлечь иностранные инвестиции путем создания льготного режима хозяйствования для иностранных инве­сторов. Зачастую попытки полнее реализовать преимущества ис­пользования международных инвестиций и в то же время защитить национальные интересы осуществляются на практике путем ис­пользования мер промышленной политики, связанных со стимули­рованием межфирменной кооперации между отечественными и иностранными инвесторами, поощрением экспортной деятельности предприятий с иностранным участием и т.д. Однако в условиях тенденции к либерализации международного инвестирования и усиления роли международного регулирования инвестиционной сферы такие меры могут ограничиваться посредством международ­ных инвестиционных соглашений. Так, в соглашении «О торговых аспектах инвестиционных мер» (ТКТМ8), подписанном странами — членами ВТО, содержится прямой запрет на использование мер государственной промышленной политики по отношению к ино­странным инвесторам.

Либеральная политика правительств в области привлечения иностранных инвестиций, возможность участия в приватизации государственного сектора экономики, выхода на рынки интеграци­онных объединений стали важным фактором, способствующим по­вышению инвестиционной привлекательности многих стран.

Создание благоприятного инвестиционного климата часто свя­зано с функционированием свободных экономических зон, с их системой льгот для иностранных инвесторов. Так, в Китае на про­тяжении двух десятилетий предприятиям с иностранными инвести­циями предоставлялся более благоприятный режим хозяйствования, чем внутренним инвесторам, а многочисленные свободные эконо­мические зоны отличались широчайшей открытостью для нацио­нального и иностранного промышленного и банковского капита­лов. Китай стабильно находится в числе лидеров — ведущих импор­теров прямых иностранных инвестиций.

Наращивание притока иностранных инвестиций в восточноев­ропейских странах также связано с политикой установления существенных налоговых льгот для иностранных инвесторов, а также с широкомасштабными программами приватизации государственной собственности.

Глобализация мирового хозяйства и ускорение темпов его науч­но-технического развития обусловливают существенные изменения международного рынка инвестиций, связанные прежде всего со сдвигами в его структуре. Если еще в 1970-е годы доминирующей формой международного инвестирования были прямые инвести­ции, то в последующий период наблюдается опережающее развитие портфельных инвестиций, что не в последнюю очередь связано с более высокой их ликвидностью (т.е. способностью быстро превра­тить ценные бумаги в наличную валюту) по сравнению с прямыми.

Вывоз капиталов в форме портфельных инвестиций обосновы­вается четырьмя факторами:

•уровнем доходности иностранных ценных бумаг;

•степенью риска по отдельным видам вложений;

•уровнем ликвидности ценных бумаг;

•стремлением диверсифицировать инвестиционный портфель за счет иностранных ценных бумаг.

Различные сочетания действия этих главных факторов приводят к тому, что портфельные инвестиции, их объемы и динамика осо­бенно сильно зависят от колебаний политической и экономической конъюнктуры как в странах происхождения, так и в принимающих инвестиции государствах.

Финансовые кризисы последнего десятилетия показали особую уязвимость этой формы вывоза капиталов в условиях ускорения глобализации экономики.

Помимо традиционной мотивации вывоза капиталов, связанной с получением более высокой прибыли, в последнее время растет влияние некоторых новых обстоятельств. К ним, в частности, отно­сят неблагоприятную социально-политическую ситуацию в стране, резкое ухудшение в ней финансовой конъюнктуры и др. Переме­щение капиталов в этих случаях приобретает характер неконтроли­руемого оттока, или бегства.

Бегство капиталов, свойственное в значительных масштабах и для России, может носить характер нарушения валютного законода­тельства при вывозе средств без соответствующего разрешения. К тому же вывезенные средства нередко имеют криминальное проис­хождение или даже при вполне законном их происхождении вла­дельцы стремятся уйти от налогов через каналы нелегального выво­за капитала.

Последствия движения международных инвестиций неодно­значны. Главная выгода от зарубежных инвестиций для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополни­тельных ресурсов, включая капитал, технологии и управленческий опыт. Зарубежные инвестиции стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объемы производимого продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие. В то же время теряется контроль над отдельными секторами национальной экономики. Резкий отток из страны спекулятивного капитала способен деста­билизировать курс национальной валюты. Поэтому считается впол­не оправданным применение мер контроля над его краткосрочны­ми потоками.

Для стран, вывозящих капитал, его экспорт расширяет рынки сбыта для своих товаров, но ухудшает платежный баланс, а также ведет к снижению нормы прибыли в этой стране и соответственно — инвестиционных доходов страны — экспортера капитала. Одновре­менно наблюдающийся из-за оттока избыточного капитала рост про­изводительности оставшегося в стране капитала может не компенси­ровать перенос производства за рубеж в результате этого оттока.

В соответствии с национальными интересами для страны могут быть важнее внутренние инвестиции, обеспечивающие ее социаль­но-экономическое развитие, и в этих условиях экспорт капитала может рассматриваться как его неправильное использование (при условии, что вывезенный капитал может быть применен внутри страны, не являясь избыточным).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: