Многостороннее регулирование отношений, связанных с иностранным частным инвестированием, получило закрепление во многих документах ООН и других международных организаций. В декабре 1974 г. была принята Хартия экономических прав и обязанностей государств. В соответствии с ней каждое государство вправе свободно распоряжаться своими ресурсами, контролировать и регулировать иностранные инвестиции в своих интересах.
В марте 1965 г. в Вашингтоне была подписана Конвенция о разрешении инвестиционных споров. Цель Конвенции — создание специального международно-правового института по разрешению инвестиционных споров между государствами и частными лицами других государств.
Кроме того, важнейшим источником системы регулирования иностранных инвестиций являются международные договоры и соглашения. Количество двусторонних инвестиционных договоров (ДИД) и договоров об избежании двойного налогообложения (ДИДН) достигло в 2004 г. соответственно 2392 и 2559, причем большинство таких договоров развивающиеся страны заключали между собой. Ими охвачено около 90% мировых ПИИ.
|
|
Страны продолжают вводить в действие новое законодательство и нормы регулирования, чтобы сделать свой инвестиционный климат более привлекательным для инвесторов. Из 271 изменения, внесенного в режим ПИИ в 2004 г., в 235 случаях речь шла об открытии новых областей для ПИИ и о новых мерах стимулирования. Кроме того, свыше 20 стран в своем стремлении привлекать больше ПИИ снизили ставки налогообложения доходов компаний.
На региональном и глобальном уровнях были заключены новые международные инвестиционные соглашения, которые могут способствовать повышению открытости экономики стран перед ПИИ. Различные международные соглашения, как правило, становятся более сложными и комплексными по содержанию, и в них все чаще вносятся такие связанные с инвестициями положения, которые касаются не затрагивавшихся ранее вопросов. Одновременно с увеличением числа международных инвестиционных соглашений учащаются и споры между инвесторами и государствами. Так, в некоторых странах Латинской Америки и Африки произошли несколько политических изменений по ужесточению режима регулирования иностранных инвестиций вплоть до национализации в сфере природных ресурсов.
Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, уступая индустриально развитым государствам по уровню экономического развития, социально-экономической стабильности и другим параметрам, стремятся привлечь иностранные инвестиции путем создания льготного режима хозяйствования для иностранных инвесторов. Зачастую попытки полнее реализовать преимущества использования международных инвестиций и в то же время защитить национальные интересы осуществляются на практике путем использования мер промышленной политики, связанных со стимулированием межфирменной кооперации между отечественными и иностранными инвесторами, поощрением экспортной деятельности предприятий с иностранным участием и т.д. Однако в условиях тенденции к либерализации международного инвестирования и усиления роли международного регулирования инвестиционной сферы такие меры могут ограничиваться посредством международных инвестиционных соглашений. Так, в соглашении «О торговых аспектах инвестиционных мер» (ТКТМ8), подписанном странами — членами ВТО, содержится прямой запрет на использование мер государственной промышленной политики по отношению к иностранным инвесторам.
|
|
Либеральная политика правительств в области привлечения иностранных инвестиций, возможность участия в приватизации государственного сектора экономики, выхода на рынки интеграционных объединений стали важным фактором, способствующим повышению инвестиционной привлекательности многих стран.
Создание благоприятного инвестиционного климата часто связано с функционированием свободных экономических зон, с их системой льгот для иностранных инвесторов. Так, в Китае на протяжении двух десятилетий предприятиям с иностранными инвестициями предоставлялся более благоприятный режим хозяйствования, чем внутренним инвесторам, а многочисленные свободные экономические зоны отличались широчайшей открытостью для национального и иностранного промышленного и банковского капиталов. Китай стабильно находится в числе лидеров — ведущих импортеров прямых иностранных инвестиций.
Наращивание притока иностранных инвестиций в восточноевропейских странах также связано с политикой установления существенных налоговых льгот для иностранных инвесторов, а также с широкомасштабными программами приватизации государственной собственности.
Глобализация мирового хозяйства и ускорение темпов его научно-технического развития обусловливают существенные изменения международного рынка инвестиций, связанные прежде всего со сдвигами в его структуре. Если еще в 1970-е годы доминирующей формой международного инвестирования были прямые инвестиции, то в последующий период наблюдается опережающее развитие портфельных инвестиций, что не в последнюю очередь связано с более высокой их ликвидностью (т.е. способностью быстро превратить ценные бумаги в наличную валюту) по сравнению с прямыми.
Вывоз капиталов в форме портфельных инвестиций обосновывается четырьмя факторами:
•уровнем доходности иностранных ценных бумаг;
•степенью риска по отдельным видам вложений;
•уровнем ликвидности ценных бумаг;
•стремлением диверсифицировать инвестиционный портфель за счет иностранных ценных бумаг.
Различные сочетания действия этих главных факторов приводят к тому, что портфельные инвестиции, их объемы и динамика особенно сильно зависят от колебаний политической и экономической конъюнктуры как в странах происхождения, так и в принимающих инвестиции государствах.
Финансовые кризисы последнего десятилетия показали особую уязвимость этой формы вывоза капиталов в условиях ускорения глобализации экономики.
Помимо традиционной мотивации вывоза капиталов, связанной с получением более высокой прибыли, в последнее время растет влияние некоторых новых обстоятельств. К ним, в частности, относят неблагоприятную социально-политическую ситуацию в стране, резкое ухудшение в ней финансовой конъюнктуры и др. Перемещение капиталов в этих случаях приобретает характер неконтролируемого оттока, или бегства.
|
|
Бегство капиталов, свойственное в значительных масштабах и для России, может носить характер нарушения валютного законодательства при вывозе средств без соответствующего разрешения. К тому же вывезенные средства нередко имеют криминальное происхождение или даже при вполне законном их происхождении владельцы стремятся уйти от налогов через каналы нелегального вывоза капитала.
Последствия движения международных инвестиций неоднозначны. Главная выгода от зарубежных инвестиций для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии и управленческий опыт. Зарубежные инвестиции стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объемы производимого продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие. В то же время теряется контроль над отдельными секторами национальной экономики. Резкий отток из страны спекулятивного капитала способен дестабилизировать курс национальной валюты. Поэтому считается вполне оправданным применение мер контроля над его краткосрочными потоками.
Для стран, вывозящих капитал, его экспорт расширяет рынки сбыта для своих товаров, но ухудшает платежный баланс, а также ведет к снижению нормы прибыли в этой стране и соответственно — инвестиционных доходов страны — экспортера капитала. Одновременно наблюдающийся из-за оттока избыточного капитала рост производительности оставшегося в стране капитала может не компенсировать перенос производства за рубеж в результате этого оттока.
В соответствии с национальными интересами для страны могут быть важнее внутренние инвестиции, обеспечивающие ее социально-экономическое развитие, и в этих условиях экспорт капитала может рассматриваться как его неправильное использование (при условии, что вывезенный капитал может быть применен внутри страны, не являясь избыточным).