Основные модели хозяйственного развития стран

В процессе своего развития страны мира подошли сегодня к такому уровню экономики, который соответствует созданным факторам производства, организации функционирования рынка, научно-техническому потенциалу, структуре капиталов, масштабам финансирования экономики, степени ее открытости, динамике развития внешнеэкономических связей, участию в региональных интеграционных образованиях и т.д. Тем не менее подчеркнем, что на динамику и внутреннюю суть национальной экономики большое влияние оказывают политические, правовые, социальные, культурные, этнические, религиозные и другие факторы, ментальность и качество населения.

Последний фактор нечасто обсуждается в научной среде, так как затрагивает национальные чувства, но известный классик еще в 1920-е годы писал примерно так: для построения высокоэффективного общественного строя человек должен научиться американской предприимчивости, немецкой педантичности, финансовой хватке французов (от себя добавим японскую организованность) и др., т.е. воплотить в себе недостающие качества, изменить сложившийся веками менталитет, устраняя огрехи.

В переходный к рынку период, особенно в начале 1990-х годов, в России много говорилось о необходимости изучить и внедрить у себя достаточно эффективные и получившие признание модели экономического развития: «шведскую модель», «южнокорейскую», «турецкую» и др. И были не только предприняты серьезные попытки к внедрению некоторых их элементов, но и изучались механизмы и инструментарий воплощения их в жизнь чуть ли не в целом. Однако практика продемонстрировала свою реакцию — отторжение привносимого извне, того, что прежде казалось убедительным и приемлемым.

Представим вкратце суть известных моделей экономического развития, отметив наиболее важные особенности и выделив моменты, которые не дают права считать их универсально приемлемыми.

В прошлом веке продолжалось становление государственно-монополистической системы хозяйствования. В отечественной и зарубежной литературе более известен термин «государственно-монополистический капитализм». Суть становления этой системы в том, что после Второй мировой войны участие государства в распоряжении своей собственностью расширилось. Оно стало «брать под свое крыло» те средства производства, коммуникации, которые не могли эффективно развиваться даже при акционерной форме владения. Собственность государства встала в один ряд с другими формами собственности: индивидуальной, акционерной, кооперативной и др.

Несмотря на протекавшие в ряде государств процессы приватизации, а затем и частичной реприватизации, государственные и смешанные предприятия, не говоря о частных, составляют каркас современного экономического устройства стран с развитой экономикой, новых индустриальных стран, стран с переходной экономикой. Государственные предприятия функционируют, как правило, в отраслях инфраструктуры с большим сроком окупаемости инвестиций (транспорте, связи, коммунальном хозяйстве и т.д.), в капиталоемких производствах (добывающая промышленность и др.).

В рамках государственно-монополистической системы хозяйствования реализация отношений частной собственности уже неотделима от экономической роли государства. И это осуществляется через разнообразные инструменты влияния и взаимовлияния государства и бизнеса — как прямые, так и косвенные: например, осуществление макроэкономической деятельности государства (налоги, кредитная политика и т.д.) — это сфера тесного взаимодействия крупнейших монополий и государства; законодательная деятельность также осуществляется в сотрудничестве монополий и государства, что официально выглядит как легальная деятельность лоббистских групп.

Вместе с тем отношения между государством и монополиями нельзя упрощать. С одной стороны, государство обслуживает потребности монополий, с другой — оно вынуждено принимать меры по регулированию и ограничению действий капитала, смягчать негативные последствия его господства. Такая противоречивость пронизывает всю систему взаимодействия государства и частного бизнеса, обусловливая неизбежность конфликтов и противоборствующих тенденций по таким вопросам, как формы и методы государственного регулирования, ограничения и прерогативы государственной власти и т.д. И одна из причин этого заключается в том, что государство и бизнес отнюдь не всегда демонстрируют на деле «единое целое, монолит».

В целом можно сказать, что механизм регулирования общественного производства представляет собой вполне органичное соединение централизованного государственного воздействия и рыночных отношений, в рамках которого сосуществуют, влияют и взаимодействуют частнособственнические регуляторы воспроизводства (конкуренция, рынок), частномонополистическое планирование и государственные рычаги централизованного регулирования.

Главной организующей силой является рынок, но характер рыночных отношений конца и начала XX в. различается. Основное отличие состоит в том, что ситуация, при которой компании вначале производили продукцию, а затем искали потребителя, изменилась или сохранилась в сравнительно ограниченных и малозначимых сегментах хозяйства в некоторых странах, не являющихся образцом для подражания. На большинстве отраслевых рынков крупнейшие концерны ориентируют свое производство на известных и конкретных потребителей, жестко планируют свою деятельность на основе тщательного изучения конкретного рынка, его объема, структуры, тенденций и т.д.

Анализируя проблемы, связанные с современными условиями воспроизводства и реализации производимой продукции, следует еще раз отметить, что воспроизводственный процесс вышел за пределы национальных экономик и фактически осуществляется в масштабах мирового хозяйства. Сегодня экономика многих стран в гораздо большей степени, чем даже три десятка лет тому назад, зависит от состояния мирового рынка, от потоков капиталов и товарных масс, движущихся из одних стран в другие, от мировой конъюнктуры.

При разработке национальной модели экономического развития необходимо учитывать отмеченные выше особенности развития мировой экономики на современном этапе, государственно-монополистическое строение системы. Вот на этих-то подходах и возникли три модели экономического развития стран, которые в целом продемонстрировали достаточно высокую эффективность. И надо подчеркнуть, что слепое им подражание не даст результатов. Это лишь своего рода «скелет с регулируемым позвоночником», который используется исходя из особенностей той или иной экономики.

Рассмотрим суть и характерные черты либеральной модели. Эта модель характеризуется четырьмя особенностями: абсолютным преобладанием частной собственности; сосредоточением государства на регулировании макроэкономической политики; обеспечением максимальной свободы субъектам рынка с помощью законодательных методов; относительно небольшой долей государственного бюджета и государственных инвестиций, направляемых на социальное обеспечение.

Наиболее яркий пример либеральной модели экономического развития — США. Американские условия были весьма благоприятными для развития этой модели: обширная территория, наличие природных ресурсов, огромный и богатый потребительский рынок и, наконец, культ рыночных отношений и принципов конкуренции. Переселенцы из Европы, пришедшие в Америку, должны были осваивать новые территории в сложных условиях, постоянной борьбы за выживание. Фермеры могли надеяться только на себя и на свои способности. Этим во многом объясняется тяготение именно к этой модели.

Надо особо отметить, что США в настоящее время являются безоговорочным мировым экономическим лидером. Достаточно сравнить совокупный мировой ВВП в 2005 г. — 42 трлн долл. и ВВП США — 12 трлн долл., как станет понятна ведущая роль американской экономики. В этой связи многими развивающимися странами на различных этапах своего развития была предпринята попытка скопировать американскую экономическую модель. Однако, как правило, цели достигались только после внесения существенных поправок.

Модель социально ориентированной экономики имеет достаточно отличий от предыдущей. Она может быть охарактеризована следующими параметрами. Во-первых, в странах, выстраивающих свою экономику по такой модели, отмечается значительное число смешанных компаний, в которых весома доля государства и государственной собственности. Во-вторых, макроэкономическое регулирование экономики со стороны государства не ограничивается только кредитно-денежной и налогово-бюджетной политикой. Регулирование и контроль осуществляются и в других важных сферах экономики, например в инвестиционной политике, в регулировании занятости населения. В-третьих, важное место в проводимой политике занимают обеспечение справедливой конкуренции, создание благоприятных условий для среднего и малого бизнеса, поддержание соответствующей структуры и пропорций в экономике.

От предыдущей модели социально ориентированную экономику отличают также высокая доля госбюджета в ВВП, развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства. Кроме того, в рамках этой модели отмечается достаточно сильное воздействие так называемой производственной демократии —профсоюзов.

В качестве конкретного примера можно привести Германию. В послевоенный период страна испытывала огромные трудности. Перед ней стояла задача сочетания либеральных идей развития экономики и ответственности государства за решение социальных проблем. В результате возникла идея строительства социального рыночного хозяйства как альтернатива, с одной стороны, тоталитарной экономике фашистского режима. С другой стороны, германские руководители той поры отдавали себе отчет в том, что попытка внедрения в жизнь кейнсианских идей (государственное вмешательство в экономику), на которые в тот период ориентировались державы-победительницы, могла дать осечку. В результате возникла модель — «государство непосредственно не занимается регулированием экономики, но устанавливает правила работы в условиях свободной конкуренции».

И наконец, модель преимущественно государственного регулирования, которая представляет собой систему регулируемого рынка с активным государственным участием. К ее основным особенностям относятся: значительная роль государственного сектора, в структуре которого преобладает социальная сфера; доля госбюджета в ВВП ряда стран превышает половину, и через госбюджет происходит финансирование расходов на социальную сферу; государство придает большое значение регулированию трудовых отношений на национальном уровне; социальная политика направлена в первую очередь на снижение безработицы, на минимизацию расслоения населения по уровню доходов; весьма развита система профсоюзов и производственной демократии. Эта модель экономического развития наиболее глубоко прижилась в Скандинавских странах, чему, кстати, во многом способствовал и менталитет граждан, те ценности, которые были ими созданы и которыми они очень дорожат и сегодня.

В начале параграфа мы перечислили факторы, присущие тем или иным странам, и практически все они характерны для Северной Европы. Следует все же выделить некоторые из них особо. Это действительно демократическое участие различных партий и движений во властных структурах в разработке основных крупных экономических параметров. К особенностям скандинавской модели следует отнести и то, что в публичной экономической жизни активное участие принимают профсоюзы, различные общественные организации. Специалисты выделяют также и специфическую культуру труда, и этику ведения бизнеса.

Рассматривая модели экономического развития, которые были воплощены в отдельных странах и оказали большое влияние на другие страны мира, безусловно, нельзя обойти Японию, ВВП которой составляет 4,7 трлн долл., что является вторым показателем в мире после США

Японская модель развития, или «японское чудо», основывалась на некоторых специфичных для нее факторах. После войны в Японии были распущены крупные монополии и создана конкурентная среда в экономике, поставлена под строгий контроль финансовая политика. В связи со скудностью природных ресурсов были определены интенсивный путь развития страны и экспортная ориентация экономики. Зависимость от импорта энергоресурсов заставила эффективно решать проблему энергосбережения. Немаловажную роль сыграла уникальная модель организации производства, основанная на сочетании передового зарубежного опыта (импорт и внедрение уже улучшенных лицензионных разработок) и традиционных национальных особенностей. До сих пор вызывает интерес суть так называемых «трех священных коров японского чуда»: системы пожизненного найма; определения ставки заработной платы и служебного продвижения в зависимости от стажа работы в данной компании и возраста; создания профсоюзов на фирмах, а не отраслевых. Японскую модель также пытались воспроизвести, но отсутствие истинно японского менталитета и традиций не принесло странам успехов, хотя отдельные элементы японского управления в ряде случаев прижились.

Примеры развития стран по той или иной модели показывают не только то, на достижение каких ориентиров направлено их экономическое развитие, но и насколько эти модели вписываются в логику развития мирового хозяйства, каково их взаимовлияние. Последний аспект весьма важен при рассмотрении процесса интеграции в рамках Евросоюза. Не вдаваясь в подробности, отметим, что неприсоединение Швеции и Дании к евро, во всяком случае на начальном этапе, лишний раз демонстрирует взаимовлияние экономической модели развития государства на региональные экономические процессы и политики интеграционных группировок на страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: