Многие музеи готовят сувенирную продукцию с символикой музея, некоторые - специальные виды музейной сувенирной продукции (копии предметов изобразительного искусства и археологии в Эрмитаже и Археологическом музее г. Одессы, модели военной техники в военно-исторических музеях С.Петербурга и многое другое, исторические игры-головоломки, развивающие мышление детей (ГИМ, Музей истории Москвы), специальные рабочие тетради по изучению экспозиций музея (ГМПИР, ГМИ СПб).
Творческий и деловой диапазон деятельности музея помогает- также расширить участие в выставках, ярмарках, международных туристических биржах, фестивалях, таких как организованный впервые в России в марте
r^
1999г. "Интермузей" (Москва), в широкомасштабных мероприятиях, связанных с жизнью города, страны. Актуальна в случаях массово проводящихся торжеств старая испытанная форма работы - тиражированная фотовыставка по теме, выполненная на качественно новом уровне фото дела и печати, которую музей может предложить различным организациям на коммерческой основе.
Использование музеем различных тиражированных средств коммуникации все более приближает облик музея к облику явления массовой коммуникации, служит более глубокому проникновению музея в ткань "публичной культуры" и способствует снятию барьера восприятия музея как "элитного" (в оппозиции массовому, "низкому") института.
Происходящая научно-техническая революция и постоянная модернизация общества вносят значительные перемены не только в окружающую нас действительность, но и в наше сознание. Пришедший в музей посетитель ожидает увидеть в нем окружение, соответствующее современному этапу развития техники и технологии.
Если компьютеры, пришедшие в некоторые крупнейшие музеи мира еще в 1970-х гг., использовались лишь для учета огромных фондов, на сегодняшний день компьютеризация различных сторон деятельности охватила практически все музеи Запада и все крупнейшие музеи в России. Компьютер используется и в фондовой деятельности, и в качестве дополнения охранной системы музея, в качестве средства связи и в делопроизводстве, музейной бухгалтерии, для учета посетителей и членов Общества друзей музея, в продаже билетов и планировании посещений, работе с прессой и заинтересованными организациями, в издательской, экспозиционной, выставочной, просветительской деятельности, в качестве интерактивного справочника на экспозициях музея и в его учебных помещениях (573: №190; 560: 1996, №5, с. 20-23). Компьютеризированы сегодня в различной степени и музеи С.-Петербурга (ГЭ, ГРМ, ВМП, Музей А.В. Суворова, Музей Ф.М. Достоевского и др.). На выставках Эрми-
тажа и Русского музея в помощь посетителю предлагаются интерактивные дисплеи. На протяжении 1999 г. осуществлялся проект создания Межмузейного информационного центра для музеев Санкт-Петербурга, в результате которого 13 музеев города бесплатно получили компьютеры, доступ в Интернет; началось создание единого межмузейного сайта - информационного портала, который будет содержать сведения о всех музеях города и области, о деятельности Центра и Союза творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Все в большей степени информационное пространство воспринимается как единое и неделимое. Созданный в 1994 г. компьютерный банк данных, соединенный с видеодиском, на произведения XX в. из музеев Франции, породил идею создания проекта "Видеомузеум" для всех стран, желающих присоединиться. Работа по информатизации музеев контролируется соответствующим комитетом ИКОМ (СИДОК). В нашей стране создана Ассоциация по документации и новым информационным технологиям (АДИТ) (560: 1997, № 4, с. 42-43).
С 1995 года можно говорить об электронном веке в музеях. Музейная империя стала создаваться в Глобальных мировых сетях Интернет, ее развитие происходит ежедневно буквально у нас на глазах (https://www:lam.mus.ca.us/webmuseums). Более 1600 музеев участвовали в создании единой гетерогенной сети галерей путем использования киосков World Wide Web. Помимо того, что Интернет является мощным информационным каналом, где можно получить сведения о музеях и по любым интересующим темам (в том числе и о возможных спонсорах, благотворительных грантах, производителях музейного оборудования и т.п.), он является и интерактивным каналом связи, общения с коллегами и пользователями, передачи и получения новостей, организации совместных выставок и проектов. Музейные сайты в Интернет служат новым жанром публикации музея, способствующим росту его популярности во всем мире. Кроме того, в Интернете возможно зна-
комство с новым электронным, не существующим в природе музеем, который было бы затруднительно или невозможно создать из реальных предметов. Подобные "музеи", как, например, "Виртуальный музей парусных судов", "Виртуальный музей птиц", "Виртуальный музей динозавров" (создана серия таких познавательных музеев в Интернете и на дисках) являются действенным средством изучения темы, давая зрительные образы, небольшую текстовую информацию, звуковой фон, видео- или/и аудио-экскурсию по сконструированному создателями воображаемому музею с "классически музейными" интерьерами, в котором посетитель сам выбирает маршрут. Виртуальный музей соединяет в себе компьютерную игру, столь знакомую и любимую детьми и взрослыми, учебник/энциклопедию, и знакомство с опытом посещения музея.
Количество российских музеев, представленных в сети, растет с каждым днем. На сервере "Музеи России" в 1997 г. было 20 сайтов музеев (560: 1997, №3, с. 21), и информация о музеях Москвы и Санкт-Петербурга, в 1998 г. -уже более 300 сайтов музеев, в том числе несколько виртуальных музеев, и информация о более чем 2000 музеях России (htt p://ww\v:museum,ru.. создан отделом информатики Дарвиновского музея, г. Москва).
Специалисты считают, что в некоторой степени благодаря электронным средствам коммуникации американские музеи привлекли новых посетителей. По сравнению с 1993-1994 гг. к 1996 г. посещаемость музеев США увеличилась: в Музее Метрополитен с 4,5 до 5,5 млн. человек, в Бостонском музее изящных искусств - с 864 тыс. до 1,1 млн. человек и т.п. (http://w ww: lam. mus. са. us/webmuseums)
Информация о музеях и виртуальные музеи появляются также на CD-ROMax, что дает возможность их использования практически на любом домашнем персональном компьютере. Музеи Кремля, ставшие пионерами компьютеризации в России, с 1994 г. фиксируют значительные выставки в электронном виде на CD-ROM, создавая коллекцию подобных изданий, которыми пользуются как во внутримузейной деятельности, документационных и на-
учных целях, так и в просветительных, учебных и коммерческих целях, для различных категорий пользователей. Презентационные проекты на CD-ROM подготовлены и другими музеями: ГЭ, ГРМ, ГМИИ, ГТГ, готовятся другими крупными музеями.
Музеи расширяют границы своих контактов не только путем выпуска и распространения качественных печатных изданий, подборок слайдов, диафильмов, лазерных дисков. Сегодня получили распространение музейные видеофильмы, выпускаемые в основном с ознакомительными, познавательными и дидактическими целями. Видеофильмы - это не только сувенирная продукция, которую можно приобрести в музее; они включаются в систему работы с посетителем и как самостоятельный вид музейной продукции, построенный на не представленных в экспозиции музея материалах, в качестве информационного вступления в тему на предмузейном уровне общения с посетителем. С продукцией музея, основанной на новых технологиях, можно познакомиться, как и с музейными путеводителями, в некоторых публичных и академических библиотеках, обладающих видео- и медиатеками (ВГБИЛ, РГБ, РИБ, БАН, Б-ка им. Маяковского в Санкт-Петербурге и др.).
Введение компьютерных технологий четче обозначило роль музея как информационного центра, сблизив его вновь, с одной стороны, с библиотекой и информационными службами, а с другой, - со сферой точной науки и техники, что позволило несколько расширить функции музея и привлечь к нему ранее не задействованные категории пользователей. Музеи сегодня предоставляют различные информационные услуги. Использование техники дает свои плоды с первых шагов посетителя по музею. Предоставление качественной информации при входе в музей, - созданные при помощи настольных издательских средств листовки и брошюры, экраны с информацией, планами и схемами экспозиций музея, - помогает ориентироваться в залах музея. Значительные возможности предоставляются при использовании интерактивных дисплеев, позволяющих посетителям получить общую или специализирован-
ную информацию, познакомиться с музеем в целом. В холле Эрмитажа стоят рассчитанные на юного зрителя интерактивные дисплеи, знакомящие с основными сюжетами античных мифов и Библии, встречающимися в изобразительном искусстве, помогающие введению неискушенного человека в мир искусства (предлагаемая тематика постоянно расширяется). Хорошо зарекомендовали себя в работе интерактивные каталоги и системы Национальной галереи в Лондоне, Музея д1 Орсе в Париже, Центра естественной истории Национальных музеев и галерей Мерсисайда в Ливерпуле (532: 1994. - №181, с. 20). Общедоступные музейные каталоги обычно отличаются от научных каталогов и подготавливаются с учетом восприятия предполагаемой аудитории. Возможность "обратной связи" с посетителями предоставляют электронные доски объявлений. Они позволяют выяснить мнения о качестве работы служащих музея и музея в целом, о потребностях пользователей. При современном уровне развития новые технологии дают возможность дистанцированного знакомства с музеем, что особенно ценно для тех категорий потенциальных пользователей, которые желают, но по разным обстоятельствам не могут добраться до самого музея (инвалиды, жители отдаленных районов, иностранцы, заключенные и т.п.).
Компьютеры коренным образом преобразовывают способы восприятия культуры. Они дают гораздо больше, чем печатное слово, для передачи непосредственного опыта, помещая пользователя в географическую, историческую, экологическую или социальную среду, окружавшую когда-либо конкретный предмет. Создавая особое виртуальное пространство, что недоступно при создании реальной экспозиции, обеспечивая посетителям комплексное предоставление информации в диалоговом режиме, интерпретации и представление коллекций вне стен музея, в мировых компьютерных сетях, дает возможность выйти в дома людей, школы, офисы, даже на улицы, и стать ведущим фактором в понимании людьми природы и культуры.
Новое, технически грамотное поколение нуждается в информации, представленной именно в такой форме. О возможностях музея в техногенном мире удачно выразился Д. Бирман, Глава Комитета по компьютерному обмену музейной информацией ИКОМ: " Музеи могут стать лабораториями по моделированию и оценке средств представления отдаленных в пространстве и во времени реальностей для изучения их широкой публикой или особыми группами... Музеи владеют мощным средством передачи чувственного опыта, на основе которого путем объединения абстрактных представлений и конкретных предметов материальной культуры возможно создание новых сложных и подлинных реалий культурной и других сфер жизни" (573: 1994,№ 181, с. 18).
Появившаяся в последние годы возможность обращения к адресной аудитории, небольшим группам не только через ставшие традиционными альбомы репродукций и путеводители, СМИ, но и посредством домашнего видео, спутникового и кабельного телевидения, коммерческого радио, Интернет и других новейших технологий, выявила необходимость более точного определения целевых групп и целевых установок в их отношении. Обостряющаяся конкурентная борьба за потребителя в сфере досуга в условиях скудного финансирования музеев и роста коммерческого сектора определяет необходимость быстро реагировать на демографические и социокультурные перемены, изменения в экономике и тенденции в развитии общества, предлагая интересные занятия для определенной публики.
В связи с этим актуальным стало тщательное изучение потенциального и реального посетителя, проведение маркетинговых и социологических исследований в музее. Исследования в музее должны способствовать получению результатов, необходимых для принятия решений по проблемным для музея вопросам. Иногда значительную часть информации можно почерпнуть из внешних источников, как то:
а) директивной документации, поступающей из вышестоящих органов, которая отражает изменение общей политики в отношении музеев, реагирует
на международные документы и постановления и на положение в области музейного дела в мире в целом;
б) материалов профессиональных встреч музейных работников, отра
жающих перемены в практике музейной работы и в музейной теории;
в) материалов СМИ, отражающих общественное мнение о музеях как в
качественном (критические или лестные отзывы о работе и т.п.), так и в коли
чественном отношении, поскольку количество публикаций о музеях косвенно
отражает степень интереса общества к музею и его проблемам;
г) исследований сферы досуга и маркетинговых исследований нонпро-фитных организаций, материалов статистики.
Некоторую пищу для размышлений может дать анализ музейной документации прошлых лет, музейной статистики, отчетов.
В зависимости от проблем, стоящих перед музеем, исследование может носить различный характер.
1) Исследование по оценке работы музея и его экспозиций, мероприятий музея может решить, отвечают ли они потребностям посетителей, так ли работают, как это задумано.
2) Для решения многих вопросов управления необходимо знание количества посетителей музея, его выставок и мероприятий, их распределение по сезонам, дням недели и времени суток.
3) Изучение посетителя должно помочь узнать, какие люди посещают и используют музей, близкие учреждения. Информация, полученная в результате таких исследований, может пригодиться для решения о часах работы музея, специальных программах для особых групп посетителей, о перераспределении усилий сотрудников.
4) Исследования поведения посетителей в музее помогают решить вопросы разработки систем ориентации и организации музейного пространства.
5) Все более важным для работы музея становятся расширение музейной аудитории, применение маркетинговых методик для обеспечения успешности
программ музея и привлечения посетителей. Эта деятельность опирается на исследования как существующей, так и потенциальной аудитории. "Внешнее", маркетинговое исследование, наводимое скорее в обществе, нежели в музее, представляется орудием изменения общественного восприятия институциональной идентичности, имиджа музея, и специфических барьеров для посещений.
6) Комплексные и теоретические исследования музеев могут помочь не только в улучшении управления музеем, обеспечив своевременной информацией о музейной аудитории, эффективности музейных программ и прочее, но и дает возможность наметить перспективы дальнейшего развития.
Обобщая вышесказанное, мы считаем, что развитие музея в непосредственном взаимодействии с обществом - залог его жизнеспособности и процветания. Для успешного осуществления миссии музея необходимо гармоничное развитие всех сфер взаимодействия музея и общества. Это возможно лишь на основе самопознания музея, самоанализа потенций и возможностей, целей и задач деятельности, выработки концепции и перспективных планов развития.
Количество музеев и учреждений музейного типа на. сегодняшний день достаточно велико, и они все больше проникают в нашу жизнь, приобщая к опыту предков и современников, знакомя нас с другими культурами. По выражению Колин Соренсен, "в один прекрасный день музеи и тематические парки, каждый из которых будет посвящен своему укладу жизни и своему периоду времени из жизни различных предков наших, могут опоясать всю землю" (529). Однако, нынешние формы деятельности музея, в настоящий момент выглядящие наиболее привлекательными, через некоторое время могут потерпеть фиаско, если не будут соотноситься с реальными потребностями социокультурной среды. Рыночный подход к планированию говорит о необходимости маркетинга для музея, как и любого другого социального института, предварительного изучения мнений пользователя о любом своем начинании, выявления своей "целевой" аудитории. Музей как канал историко-культурной
коммуникации, пересекаясь с другими коммуникационными каналами современного общества, неизбежно трансформируется, порождая новые формы своего существования и деятельности: экомузеи, экономузеи, музеи на открытом воздухе, музейные культурные центры, тематические парки, историческое аттракционы, виртуальные музеи, межмузейные проблемные выставки и многое другое, тем самым расширяя сферы своего влияния в социокультурной среде. Общество рассматривает музей как важный компонент своего социального и культурного развития, включающий в современную жизнь опыт всего культурного и природного наследия, инструмент защиты и сохранения территории и окружающей среды, средство диалога различных культур и утверждения культурного многообразия, культурный, образовательный, просветительный и туристский центр; правительства вносят раздел о музеях в свои программы. По выражению Нейла Постмена в докладе на XV Генеральной конференции ИКОМ, "музей - это инструмент политики развития", и в наше время его главная задача - дать человеку "альтернативное видение" (571: 1990, № 1,с. 17-24).
Заключение.
В данном диссертационном исследовании была предпринята попытка системного рассмотрения социальной и культурной проблемы взаимодействия музея и общества. Использованная в исследовании методология сделала возможным в определенной степени решение задач, поставленных на начальной стадии исследования:
1) обоснована правомерность культурологического и системного подходов к изучению проблемы взаимодействия музея и общества как взаимодействия разноплановых систем в рамках единой социокультурной среды;
2) проведено рассмотрение исторической и социальной детерминированности музея и его связей со средой в рамках системы отношений "музей -культура - общество";
3) прослежено формирование и дана типологическая характеристика основных групп сообщества по отношению к музею; особое внимание уделено изучению музейных профессионалов как особой группы общества;
4) выявлены основные структуры общественного восприятия музеев и намечены проблемы взаимодействия;
5) предпринят многоуровневый анализ функций музея;
6) определена типологическая характеристика сфер взаимодействия музея и общества;
7) намечены прогрессивные технологии, оптимальные на сегодняшний день пути взаимодействия музея и общества.
Таким образом, была достигнута основная цель и подтверждена гипотеза исследования о том, что полноценное изучение взаимоотношений музея и общества возможно только при их системном рассмотрении, когда музей изучается в качестве социокультурного явления во всей полноте контактов с обществом и различными социально-культурными группами. Взаимодействие музея с обществом обусловлено как структурой феномена музея, так и потреб-
ностями общества в музеях, музейным отношением человека к действительности.
Результаты, полученные в ходе исследования, позволили сделать следующие выводы:
1. Исследование любого сложного явления требует применения адекват
ных методов. Интегративность и комплексность являются свойствами музея,
сочетающего в себе разнонаправленные характеристики: хранение и исполь
зование невозобновляемых ресурсов. Сложность предмета исследования -
взаимодействия музея и общества -повлекла за собой необходимость обра
титься к системному подходу.
При этом музей представляет собою открытую развивающуюся систему, дифференцированную от окружающей социокультурной среды, в которой общество и культура объединяют свои усилия, образуя культурные способы опредмечивания общественных отношений. Подсистемы общества взаимодействуют с подсистемой музея в рамках единой социокультурной среды. Поэтому столь важным является вопрос о функциях, выявляющих взаимозависимости различных систем.
2. Системно-исторический подход к проблеме взаимодействия выявляет в качестве основных социокультурные предпосылки формирования музея. В связи с усложнением социальной структуры общества и его культуры, социальной, экономической, политической и другими формами дифференциации, развитием культурных потребностей человека в процессе его исторического развития музей постепенно стал открываться для широкой публики. Постепенное расширение контактов музея и общества, демократизация аудитории музея привели к ориентации музеев на идеологию "общественного служения".
3. Длительный период институализации музея прошел в условиях взаимодействия трех основных социальных групп: владельцев музейных ценностей, публики и специалистов - "музейных профессионалов". Особенности отношений этих групп наложили отпечаток на специфику исторических форм
музея: 1) личный; 2) корпоративный; 3) государственный (публичный). Последняя, на сегодня ведущая форма музея, выводит в качестве владельца культурных ценностей все общество, превращая формулу взаимодействия трех групп в следующую: "общество - публика - музейные работники", в которой публика играет все большую роль, являясь связующим звеном между музеем и обществом, а музейные работники формируют достаточно организованное музейное сообщество.
4. В результате анализа определений музея, понимания музея различными авторами, музейными работниками и экспертами, была представлена попытка вычленить сущностные характеристики музея как общественно-значимого явления. Это:
а) осмысленное собрание опредмеченных идей и ценностей;
б) особая предметно-пространственная среда представления этих ценно
стей;
в) отмеченная "музейная ситуация" соприкосновения с этими ценностя
ми.
В музее возможен столь необходимый человеку опыт приобщения к "иному" бытию, не включенному в орбиту его собственного жизненного опыта. В этом музей схож со школой и университетом, знакомящими с достижениями человечества, с познанными природой и обществом, дающими чувственный опыт и разносторонние познания. В этом музей схож и с храмом, дающим всеобщее единение, приобщающим к сверхчувственному опыту, к иным мирам.
Приобщение к "иному" происходит через "интерьеры" чужой деятельности, неоднозначное, другое восприятие мира. Обращение к музею является обращением к особой нише постижения мира, познания "иного". Она незамес-тима, но необходима разным людям в разной мере. Поэтому практическая проблема привлечения широкого посетителя, возможно, никогда не найдет решения.
5. Музей выполняет функции различных уровней: внутрисистемные, сис
темные (собственно музейные) и метасистемные - социокультурные функции.
Основные функции музея (документирование, моделирование, интерпрета-
тивная коммуникация) достаточно стабильны и основаны на ценностном, му
зейном отношении к действительности. Изменяются лишь виды человеческой
деятельности, необходимые для выполнения этих функций, связанные с изме
нением социокультурной среды музея. Социокультурные функции музея, как
глобальные, так и личностные, осуществляются музеем благодаря тем значе
ниям, которые общественное сознание придает музею на данном этапе разви
тия и во многом разделяются другими социокультурными институтами.
6. Выполнение музеем своих основных функций предопределило фор
мирование сфер взаимодействия музея и общества, каждая из которых обла
дает собственной временной направленностью и специфическими характери
стиками. Условно они названы сферами "традиции", "современности" и
"инновации". В каждой сфере отношения музея и общества носят особый ха
рактер, благодаря чему вырабатываются специфические способы и формы их
контактов. С целью гармонизации связей музея с его социокультурной средой
необходимо уделять равномерное внимание всем сферам взаимодействия му
зея и общества.
7. Отправной точкой совершенствования всей деятельности и всех контактов музея является приобретение музеем самоосознания и способности самоописания как отличной от других системы со своими особенностями развития. В практической деятельности это выражается в необходимости своевременных осмысления целей и задач, "миссии" музея и концепции его развития, своего места в метасистеме, потенций и возможностей, выработки программных документов и стратегических планов, и оценки результатов достигнутого, сплочения в этой деятельности коллектива музея. Не менее важным является для музея и изучение своей среды с целью своевременного реагирования на социальные и культурные изменения и возможности управления отношениями
с обществом. Музей является лишь одним из путей трансляции человеческого опыта, и в этом процессе он неизбежно взаимодействует с другими каналами культурной преемственности. За счет этого в музее происходит как расширение контактов с обществом, так и обогащение сферы музейного формотворчества, методического и технико-технологического арсенала. Для того, чтобы найти свою "нишу" в условиях плюралистической, "лоскутной" культуры постсоветского общества, достаточно большой плотности рынка культурных услуг, каждый музей должен определиться в отношении своего адресного сообщества, которому он наиболее нужен и интересен, и от которого более всего зависит, не отказываясь от публичности и общедоступности и служа форумом диалога культур.
Подводя итоги диссертационного исследования, автор надеется, что некоторые из его наблюдений и выводов могут быть использованы музееведческой теорией и практикой для совершенствования музейной работы, получат свое отражение в последующих исследованиях проблематики взаимодействий музея и общества.
Необходимо отметить, что предлагаемое исследование ни в коем случае не претендует на однозначное и исчерпывающее освещение столь сложной и многоаспектной проблемы, как проблема взаимодействия музея и общества. В связи с достаточно широкой постановкой проблемы исследования, требующей для своего разрешения слаженных усилий целого коллектива специалистов: культурологов, социологов, музееведов, психологов, педагогов, политиков, и ограниченностью возможностей индивидуального исследователя, очевидно, что различные аспекты проблемы требуют дальнейшей разработки.
Намечая возможные перспективы изучения данной проблематики, автор полагает, что музееведению еще предстоит в полной мере осмыслить многоаспектный материал, накопленный музейной практикой, а также практикой работы с музеем других социокультурных институтов. Комплексного изучения требуют проблемы отношений музея и сообщества, изучения общественного
имиджа музея. Углубленного теоретического анализа требует вопрос изучения специфики музейного коллектива. Особый научно-практический интерес представляет разработка проблем: взаимоотношений музея и общества по вопросам комплектования фондов музея в условиях рыночных отношений; обеспечения межмузейного сотрудничества; сотрудничества различных музеев, учреждений культуры, образования, общественных организаций, органов власти и управления и других заинтересованных сторон в местных масштабах с целью разрешения насущных вопросов жизни местного сообщества; "паблик рилейшнз" в музее; проведения маркетинговых и некоторых других исследований публики. Однако эти проблемы уже выходят за рамки настоящего исследования.
Список использованной литературы.
1. Аве И. К вопросу теории и практики музейной педагогики // Музееведение. Музеи мира. - М., 1991. - С. 272-286.
2. Аверинцев С.С. Память и время //Декор, искусство СССР. - 1979. - № 7. - С. 8-9.
3. Агарвала-Роджерс Р., Роджерс Э. Коммуникация в организациях. - М.: Экономика, 1980. - 176с.
4. Агафошина Б.И., Родионова Л.В., Фельдман Л.Е. Изучение индивидуальных посетителей музея, их запросов и пожеланий // Вопросы экскурсионной работы. - М., 1973. - С. 47-55.- (Труды/ НИИ культуры, вып. 10).
5. Агеева Л.И. Культурно-просветительная деятельность литературных музеев-заповедников по развитию социокультурной активности трудящихся: Дис. канд. пед. наук /Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской. - Л., 1987. - 194с. с прил.
6. Аксенова А.И. Владимир и Суздаль - города-музеи // Museum. -№1-2.- 1984. - С.79-80.
7. Актуальные проблемы музейного строительства: Музей и посетитель. - М., 1979. - 160с. - (Труды/НИИ культуры; вып. 85).
8. Актуальные проблемы музейного строительства: Музей и посетитель. - М., 1981. - 153с. - (Труды/НИИ культуры; вып. 101).
9. Александрова Е.Я. Художественное образование в России (историко-культурный анализ).- Автореферат дис. доктора культурологических наук.-М.- 1997.-48с.
Ю.Альмеев Р.В. Бухарский музей-заповедник как фактор культурного и экономического развития региона: Дисс. канд. ист. наук. -М., 1994. - 178с.
11.Американская социологическая мысль: Тексты/ Под. ред. В.И. Доб-ринькова. - М.: Изд-е Междунар. ун-та Бизнеса и Управления, 1996. -560с.
12.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.:ЛГУ, 1968. -339с. с черт.
1 З.Андреев А.А. Психологические аспекты восприятия музейных экспозиций // Земля Псковская, древняя и социалистическая: Тез. докл. к науч.- практ. конф. /Псковский гос. объединенный ист.-архит. и худож. музей-заповедник. - Псков, 1989. - С.7-9.