double arrow

Международная энергетическая безопасность

Выше мы уже рассматривали вопросы, связанные с международной экономической безопасностью. Теперь более подробно остановимся на одной из граней национальной безопасности — энергетической безопасности. Однако, учитывая специфику данного учебника, основное внимание уделим вопросам международной энергетической безопасности.

Прежде отметим следующее. Участники глобального энергетического рынка сталкиваются с новыми рисками. Задача заключается в том, чтобы найти убедительные ответы на непрерывно меняющиеся риски, угрожающие надежному глобальному энергосбережению. Попытки решения системных проблем глобальной энергетики в рамках секторального подхода или на уровне отдельных государств не были достаточно результативными. Глобальный характер вызовов энергетической безопасности требует адекватных ответов.

Необходима разработка таких мер, которые направлены на предупреждение неблагоприятных сценариев долгосрочного развития глобальной энергетики, устранение или снижение соответствующих рисков. Непосредственная угроза надежному энергоснабжению на данном этапе состоит в беспрецедентно высоких ценах на углеводородные энергоносители и неопределенности их долгосрочных перспектив и дальнейшей динамики. В основе этого лежит напряженность на ключевом рынке — нефтяном, вызванная конъюнктурными и другими долгосрочными факторами. Представим некоторые из них, которые, на наш взгляд, способствуют усилению неопределенности в части долгосрочных перспектив.

Во-первых, энергетическим рынкам свойственны недостаточная прозрачность и отсутствие достоверной информации в необходимом объеме. Во-вторых, отмечается в определенном смысле неразвитость диалога между странами-производителями и потребителями энергоресурсов. К числу важных относится и транспортный фактор — существуют риски при транспортировке, в том числе транзитные, значительно возросшие в результате существенного расширения (как по объему, так и географии) мирового оборота энергоресурсов.

Сложно оценивать обстановку и из-за резкого роста потребности в инвестициях в энергетический сектор, связанных с необходимостью расширения ресурсной базы, освоения более капиталоемких месторождений углеводородного сырья, развития инфраструктуры и поставок сжиженного природного газа. Кроме того, на мировые рынки вышли страны-потребители с быстро развивающейся экономикой, которые закупают все больше и больше энергоресурсов, активно действуя на рынке. Здесь же отметим и уязвимость (в силу их тесной взаимосвязи) глобальных энергетических рынков от рисков динамичного глобального финансового рынка.

Национальная безопасность относится к числу таких понятий, которые имеют очень широкое употребление. Оно плотно вписано в политический контекст, широко употребляется как в профессиональных и публичных дискуссиях, так и в официальных документах.

Национальная безопасность — это совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Национальная безопасность отражает важнейшие направления и принципы государственной политики, является основой для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения безопасности страны.

Энергетическая безопасность — это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Такие угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и состоянием и функционированием энергетического сектора страны. Указанные факторы, сдерживающие развитие ТЭК, являются одновременно источником угроз энергетической безопасности России.

Под энергетической безопасностью страны понимается состояние общества, которое позволяет при наличии внешних или внутренних угроз и дестабилизирующих факторов экономического, социально-политического, природного и техногенного характера поддерживать необходимый уровень национальной безопасности страны, устраняя и компенсируя негативное влияние этих факторов путем:

• создания необходимых условий для развития экономической и социальной базы общества;

• обеспечения надежного функционирования самого топливно-энергетического комплекса (ТЭК), а также гарантированного энергоснабжения потребителей его продукции;

• повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создания необходимых условий для перевода экономики страны на ресурсосберегающий путь развития;

• осуществления экономически обоснованного экспорта топливно-энергетических ресурсов и расширения рынков сбыта;

• поддержания на должном уровне технологической и экологической безопасности объектов энергетики;

• укрепления внутренних и внешних интеграционных связей, расширения международного сотрудничества в энергетической

сфере.

Указанная трактовка понятия «энергетическая безопасность» в целом не отвергается специалистами других стран, примерно в аналогичном виде присутствует в соответствующих документах. Отметим вполне понимаемую деталь. Проблематикой энергетической безопасности занимаются, как правило, государственные институты, а проблемами международной энергетической безопасности — главным образом международные экономические организации.

Мировая общественность стала предпринимать наиболее серьезные шаги в части разработки общих подходов к данной проблематике после первого мирового нефтяного кризиса 1973 г. Практически сразу страны ОЭСР создали Международное энергетическое агентство (МЭА), основным направлением деятельности которого стали мониторинг мировой энергетики, изучение рынков энергосырья, состояния запасов нефти, газа, угля, развитие новых и восполняемых источников энергии. Кроме МЭА подобной проблематикой занимаются исследовательские подразделения ОПЕК, а также Информационное энергетическое агентство США (ИЭА) и исследовательские центры ряда крупных ТНК, таких, как ВР, Exxon Mobil, ЕNI и др.

Почему ведущие мировые державы и стремительно развивающиеся страны уделяют проблеме энергетической безопасности столь пристальное внимание? Национальные экономики всех стан мира, их отрасли, подотрасли и сектора имеют ту или иную степень уязвимости. Это связано со многими факторами — природно-климатическими, политическими, экономическими, социальными и др. Руководство страны, его правящие круги, представляющие бизнес, финансы, военных, ученых, должны самостоятельно выделять самые уязвимые звенья в национальной экономической системе и вырабатывать планы по устранению существующих и возможных проблемных для страны ситуаций, которые не должны перерастать в некие катастрофические последствия.

Большинство экспертов по международной энергетической безопасности считают, что энергетическая безопасность в будущем будет определяться мировым энергетическим рынком и все меньше и меньше будет зависеть от политики развитых стран. Возрастающий спрос на энергоресурсы вне развитых стран и станет определять основные направления энергетической безопасности. При этом развитым странам предстоит вкладывать значительные средства в «эффективную энергосберегающую энергетику».

Сегодня основным фактором, препятствующим разработке качественных глобальных прогнозов по проблемам энергетической безопасности, является неопределенность того, каковы будут темпы экономического роста у развивающихся стран и структура этого роста. К 2030 г. общее потребление первичных энергоресурсов вырастет на 60%. При этом произойдет удвоение потребления в развивающихся странах и только на треть увеличится потребление в странах ОЭСР. Предполагается, что в развитых странах рост энергопотребления будет составлять примерно 2% в год при годовом росте ВВП на 3%. В развивающихся странах эти показатели будут соответственно 3 и 4% при сравнительно высоких темпах роста населения. Но в основном у стран Азии данный показатель будет выше. Это особенно касается таких стран, как Китай и Индия. Развитие экономики целого ряда стран Азии идет по экстенсивному пути, что предполагает рост потребления первичной энергии и о чем свидетельствует статистика.

К 2030 г. большинство населения будет проживать в городах, что улучшит доступ к электроэнергии, увеличит ее производство. Энергопотребление в развивающихся странах сравняется с энергопотреблением развитых стран.

Энергопотребление в мире в расчете на один доллар ВВП в целом будет падать, поскольку ожидается улучшение технологических показателей в тяжелой промышленности. Использование ископаемых источников топлива для производства электроэнергии в развивающихся странах к 2020 г. составит 130% от уровня развитых стран (в настоящее время — 65%), а так называемых «неископаемых» источников (в основном речь идет об АЭС) — не превысит 10% (в настоящее время — 5% и в основном это ГЭС).

Производство электроэнергии в мире (а именно сюда идет львиная доля добываемого энергосырья) возрастет и на две трети за счет развивающихся стран, и ее потребление достигнет 85%-ного уровня развитых стран.

Доля транспорта (крупнейший энергопотребитель; в структуре спроса на нефть в странах ОЭСР — 54% в 2000 г.!) в энергопотреблении в мире возрастет примерно на 20%, причем рост будет в основном за счет потребления нефтепродуктов. Вдвое увеличатся темпы роста энергопотребления на транспорте в развивающихся странах по сравнению с развитыми странами. Эксперты не ожидают в ближайшее время появления и широкого распространения новых видов топлива для самолетов, морских судов и автомобилей.

Энергоресурсы мира к 2030 г. будут отвечать уровню спроса на них, однако остается открытым вопрос о том, каковы будут их себестоимость и стоимость добычи, сколько будет стоить их доставка и сколько должен будет заплатить в конечном счете потребитель. Ископаемые энергоресурсы, безусловно, «имеют свойство заканчиваться», но геологи пока не предсказывают «сроков коллапса», полного исчезновения ресурсов. Мир не уйдет от использования нефти в качестве основного ресурса столь быстро, как заявляют некоторые наблюдатели — через 40—50 лет. Доказанные и извлекаемые резервы нефти таковы, что на следующие три десятилетия их хватит с лихвой. Напомним, что сегодня эти резервы превышают 140—150 млрд т (по разным источникам), а ежегодный уровень добычи составляет 4,2— 4,3 млрд т, или 84—84,5 млн баррелей в сутки (2004—2005 гг.). Но не надо забывать, что нефтяные компании ведут активную разведку, и ежегодно отмечается прирост запасов. Ведется разработка технологий добычи нефти на месторождениях, которые ранее считались недоступными при существовавших тогда приемах работы.

Исходя из уровня потребления нефти и прогнозов экономического роста, к 2030 г. суточное потребление нефти, по расчетам МЭА, должно возрасти до 121 млн баррелей, или до 6 млрд т в год. Практически во всех нефтедобывающих регионах добыча нефти будет близкой к максимальной. Однако наибольший прирост в добыче будет достигнут на морских месторождениях, а также на месторождениях, известных в России и в Ираке, но которые не разрабатывались до настоящего времени. Кроме того, будут введены в оборот новые месторождения в Канаде и Венесуэле.

Что касается добычи нефти в странах ОЭСР, то прогнозы специалистов несколько различаются: есть мнение, согласно которому уровень добычи в развитых странах останется прежним, и менее оптимистичное — произойдет его 20%-ное снижение.

Наиболее крупными поставщиками нефти на мировые рынки останутся страны ОПЕК, доля которых повысится с нынешних 40% до 50%, что даже выше, чем в начале 1970-х годов. На мировые рынки будет поставляться примерно 65 млн баррелей нефти в сутки, или 3,2 млрд т в год. Что касается стран Ближнего Востока, то и их доля вырастет до 33% в 2030 г. (с 28% в 2003 г.).

По расчетам специалистов, до 2030 г. потребуется примерно 3 трлн долл. инвестиций в нефтяной сектор, включая разведку новых месторождений, строительство танкеров, трубопроводов и нефтеперерабатывающих комбинатов. Значительные финансовые средства будут вложены в развитие уже разрабатываемых месторождений. Рассчитываемый ежегодный прирост потребления должен составить 1,6%.

С использованием природного газа в качестве источника энергии связываются расчеты большинства экспертов. В 2004—2005 гг. в мире ежегодно добывалось примерно 2,6 трлн м3 природного газа. В лидерах выступила Россия (примерно 600 млрд м3, далее — США (540 млрд м3), Канада (187—190 млрд м3) и др.

Предполагается, что общее потребление природного газа в мире к 2030 г. удвоится. Примерно 45% добываемого природного газа будет поставляться на мировой рынок. Напомним, что доля нефти, поставляемой на экспорт, будет примерно 52% от добываемых объемов. В настоящее время запасы природного газа в мире известны — приблизительно 180,6 трлн м3. Более 30% запасов приходится на Россию, 14,7% — на Иран, 4,8% — на Катар и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: