Международный рынок услуг

Международная торговля услугами – это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Услуга – разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде.

Выделяют два вида услуг:

1. услуги, которые опосредуются вещно, они связаны с потребительскими товарами (материальные);

2. услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные).

Специфической отраслью услуг является международный туризм (международные перемещения людей или путешествия), представляющие собой специфическую категорию МТ. Туристические услуги в международном товарообороте выступают неким «невидимым товаром», он становится важным, иногда и единственным, источником дохода для многих развитых и развивающихся стран.

По классификатору ООН выделяют 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1. Деловые услуги.

2. Услуги связи.

3. Строительные и инжиниринговые услуги.

4. Дистрибьюторские услуги.

5. Общеобразовательные услуги.

6. Услуги по защите окружающей среды.

7. Финансовые услуги и страхование.

8. Услуги по охране здоровья и соц. услуги.

9. Туризм и путешествия.

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта.

11. Транспортные услуги.

12. Прочие услуги.

Особенности международной торговли услугами по сравнению с МТ товарами:

- регулируются не на границе, а внутри страны положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги;

- услуга не подлежат хранению. Экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;

- ассортимент услуг, предлагаемый на мировых рынках меньше ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;

- имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования. Производство и реализация услуги имеет большую государственную защиту;

- международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие;

- не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие в личное потребление, не могут быть вовлечены в хозяйственный международный оборот.

Основные тенденции развития международной торговли услугами:

- снижение доли транспортных услуг;

- увеличение доли туризма в экспорте услуг;

- развитие сегмента «особые частные услуги», куда входят финансовые услуги (страхование, аудиторские и т.д.);

- сокращение доли официальных и правительств услуг.

Высокоперспективным и динамичным видом услуг становится обслуживание рынка по системе Интернет (электронная торговля, электронные деньги).

К основным видам услуг, предлагаемых для предпринимательства, можно отнести: менеджмент, аудит, лизинг, франчайзинг (система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак), «ноу-хау» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: