Государственное и межгосударственное регулирование движения капитала

Политика государства строится на основе устранения всех возможных ограничений в движении капитала. В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов.

Межгосударственное регулирование движения капитала регулируется с помощью международных финансово-кредитных организаций:

1. Международный валютный фонд (МВФ) – участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов и особенно оказания странам-кредиторам и должникам посреднических услуг, выполняя функции координатора международного кредитования и гаранта платежеспособности стран-должников.

2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – привлекает средства с мирового финансового рынка и выдает кредиты государствам с ограниченным доступом к этому рынку, выполняя роль посредника, проводит политику кредитования.

3. Банк международных расчетов (БМР) – банк, координирующий действия национальных банков, объединяет банки 34 стран, производит расчеты между странами ЕС, участвует в межгосударственном регулировании международных валютно-кредитный отношений в целях их стабилизации, организует встречи управляющих центральными банками с целью координации мировой валютной и кредитной политики.

Региональные организации:

1. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – проводит мобилизацию иностранного и местного капиталов, стимулирование развития национальных рынков капитала, сочетает межгосударственные и региональные подходы к регулированию движения капитала.

2. Международные региональные банки развития и специализированные банки (МРБР). Они проводят дифференцированную кредитную политику в отношении развивающихся стран в зависимости от уровня их экономического развития и направления политики. За их счет осуществляется кредитование промышленности развивающихся стран, особую роль здесь играют местные банки и финансовые корпорации развития, через которые перераспределяется существенная часть региональных промышленных кредитов в пользу рентабельных частных предприятий.

Государство использует следующие меры регулирования:

1. методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование гарантирование кредитов;

2. нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи.

Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г.) «добровольный кодекс» прямых иностранных инвестиций. Его принципы:

- не дискриминационный подход к странам-донорам;

- предоставление национального режима для иностранных инвесторов;

- сочетание инвестиционных стимулов с обеспечением требований о здравоохранении, безопасности и охраны окружающей среды;

- минимизация регулируемых инвестиций и требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;

- обеспечение регистрации и конвертируемости;

- устранение барьеров при вывозе капитала;

- избежание двойного налогообложения;

- соблюдение иностранным инвестором национальных законов, административных правил и положений страны реципиента;

- разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта;

- разрешение споров путем консультаций и переговоров между сторонами либо через арбитражный суд.

Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказывает на привлечение инвестиций меньшее влияние, чем факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов являются важнейшим критерием для привлечения внешних инвестиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: