Методы борьбы с производственным утомлением

Существует различное множество причин для утомления.

Торможение и утомление - системы разных процессов. Торможение - одно из свойств нервной ткани, которое вместе с возбуждением составляет основу нервной деятельности. Утомление - является своеобразным внутренним стимулом, тормозного процесса, что охраняет нервные клетки от истощения и разрушения. Из всего этого можно сделать следующий вывод: утомление сложный физиологический процесс, который начинается в высших органах нервной системы, затем охватывает другие органы (например мышцы) и систему человека, приводит к падению работоспособности. Таким образом можно выделить две группы утомлений: первая - изменения, происходящие в коре головного мозга вследствие импульсов, поступающих из внутренней и внешней среды; второе - импульсы, поступающие в кору головного мозга под влиянием изменений в гуморальной среде. Вполне возможно и то, что мы можем дать оценку утомлениям: так как утомление играет важную роль (экономические последствия - снижение производительности), то достаточно актуальной является оценка утомления. Существуют два направления оценки утомления. Первое: изучение объективных показателей. Тех сдвигов в организме, которые возникают как следствие утомления (изменение чистоты дыхания, его глубины, увеличения времени простых двигательных реакций, изменение времени реагирования на раздражение). Получение таких характеристик связано с большими затратами. Затраты могут быть временные и материальные. Это является недостатком. Второе: субъективное описание своего состояния. Японские ученые предлагают следующий перечень информативных сигналов для диагностики утомления.

- у меня хорошее настроение;

- хочу спать;

- делаю паузы в работе;

- мне весело;

- чувствую себя вялым;

- замечаю свои ошибки.

Отечественная методика: тест САН (самочувствие, активность, настроение). дается тестовая карта с 30 характеристиками. Существуют две группы мероприятий, снижающих утомление. Первая - физиологические, и вторая - эстетические.

1. Физиологические факторы:

- ограничение физических усилий происходит в соответствии с установленным пределом допустимого веса груза. При ручном труде предельная нагрузка не больше 300 тыс. кг/м для мужчин и 150 тыс. кг/м для женщин;

- снижение нервно-умственного напряжения достигается установлением нормы времени и обслуживания с учетом оптимального объема информации;

- чередование выполнения работы таким образом, чтобы были задействованы анализаторы;

- оптимизация темпа выполнения работы (повышенные и пониженные темпы ослабляют внимание, снижают точность) темп устанавливается в зависимости от нагрузки. Оптимальный темп устанавливается с учетом количества двигательных звеньев участвующих в работе. Важно учитывать его переменность в фазе врабатывания он более низкий чем в фазе устойчивой работоспособности;

- создание условий для ритмичной работы (ПТ на 15 - 20% выше чем при неритмичной работе);

- снижение монотонности труда;

- возможность каждому установить свой темп работы, чередовать выполняемые работы;

- внедрение производственной гимнастики для снятия утомления;

- переключение внимания.

2. Эстетические факторы:

- функциональная музыка. Благотворное влияние музыки на организм человека известно давно. В древнегреческой и средневековой арабской медицине можно найти примеры обращения к музыке как мощному эмоциональному фактору, который поднимает настроение и снимает многие неврозы.

Функциональная музыка - это музыка, сопровождающая выполнение работы. Она делится на следующие виды:

1) встречная музыка

2) музыка вхождения в работу

3) стимулирующая музыка

4) музыка отдыха

5) финальная музыка

Пользуясь музыкой как ритмическим раздражителем, можно повысить ритмические процессы организма, сделать их более компактными и экономичными в энергетических затратах. Но в музыке следует учитывать на только ритм и темп. Ее методико-интонационный строй, динамика, тембр, гармония вызывают у слушателей различные эмоции, которые влияют на настроение, тонус организма, повышают или расслабляют его. Все эти факторы очень существенны, когда речь идет об использовании музыки как ритмического стимулятора трудовых процессов.

Разумеется, необходимо учитывать 'шумовой фон' у рабочего места, фактический ритм и характер работы, возраст рабочих, а также их психофизиологическое состояние, меняющееся на протяжении трудового дня.

Музыка не должна быть непрерывной и слишком длительной, чтобы не в вызывать адаптации к ней и потерю интереса, иначе она станет помехой работе.

Характер музыки должен меняться в соответствии с кривой работоспособности.

Встречную музыку начинают транслировать за полчаса до начала работы в виде веселых маршей. Для быстрого вхождения в работу в течение 10-15 минут транслируют музыку с четким и бодрым ритмом. Такого же характера должна быть и стимулирующая музыка, но короче по продолжительности. Музыка отдыха, спокойная, транслируется во время обеденного перерыва. Финальная музыка должна

быть такого же характера, как встречная.

Музыкальному вещанию в цехах предприятий и в различных учреждениях должна предшествовать специальная подготовительная работа. Необходимо определить основной рабочий ритм цеха, производственные шумы, учитывается и степень загрузки внимания рабочих. По мнению специалистов, например, уборка помещения занимает лишь 9% внимания человека, работа на токарном станке - более 50%, переписка на машинке и работа на счетных устройствах - около 75%. Только чтение текста требует стопроцентного внимания.

Энергичная музыка может транслироваться во время работ, требующих меньше внимания, а спокойные мелодии предпочтительны при сложных производственных процессах. Темп никогда не должен быть слишком медленным, чтобы не 'усыплять' работающих. Однако чрезмерно быстрые ритмы и громкое исполнение обычно нервируют. Не рекомендуется включать в такую производственную программу одни и те же музыкальные произведения, по крайней мере не включать в одной и той же последовательности. Наиболее распространен прерывистый график вещания (по 10-20 минут) и не более 1-1.5 часов в течение смены, в вечерние и ночные смены - до 2.5 часов.

Словом, идеальной считается такая музыка, при которой рабочий, не отвлекаясь от труда, легко акцентирует свое внимание на выполнении операций в заданном ритме.

- цветовое решение производственных помещений. Соответствующая работе окраска помещения создает благоприятные условия для зрительного восприятия. Рационально подобранная гамма цветов благотворно сказывается на состоянии человека, затормаживает процесс утомления, сохраняет бодрость и работоспособность.

Глаз человека остро реагирует на цвета и меньше утомляется, если окружающая обстановка достаточно разнообразна по цветовому составу. Однообразный цвет или резкие контрасты отрицательно воздействуют на психику человека. Основное внимание уделяется окраске тех предметов и поверхностей, которые большую часть времени находятся в поле зрения человека. Для

предотвращения и снятия цветового утомления рекомендуется использовать контрастные цвета.

Подбор нужной гаммы цветов для окраски помещений, оборудования, инвентаря и приспособлений производится с учетом освещения (дневного и искусственного) и способности различных цветов к отражению света, а также свойства цветов оптически изменять размер окрашиваемых объектов.

Оконные переплеты окрашиваются в цвет отделки потолка. Коридоры и лестницы следует окрашивать в светлые тона: слоновой кости, песочный или желтый. Цвета помещений отдыха должны отличаться от используемых на производственных участках. Для столовых, стационарных или подвижных буфетов рекомендуется персиковый цвет, для медпунктов - зеленый.

При выполнении монотонной работы стены производственных помещений следует окрашивать в яркие, бодрящие тона, например, оранжевый; при выполнении умственной работы - в спокойные (светло-зеленый), в горячих цехах - в холодные (синий), а в холодных производствах - в теплые тона (желтый, бежевый).

Окраска оборудования имеет важное значение для техники безопасности, особенно для тех частей станков, которые могут принести ущерб здоровью работника.

- освещение рабочих мест и цехов. Нормальное освещение в цехах улучшает условия труда, уменьшает травматизм, напряжение и утомление глаз.

Грязное стекло электрической лампы задерживает до 20% света, а покрытые пылью оконные стекла - до 30%.

При изучении и проектировании освещенности на рабочих местах необходимо прежде всего измерить и сравнить с нормами освещенность на рабочем месте в дневное время (в 12 часов в ясный день) и при искусственном освещении. Затем следует проверить размещение производственного оборудования по отношению к окнам и световым фонарям.

В производственных помещениях не следует пользоваться низковисящими открытыми лампами, так как они вредно действуют на зрение, а необходимо применять светильники с матовыми колбами, предохраняющими глаза от попадания прямого света.

Для создания лучших условий труда следует пользоваться лампами люминесцентного света, имеющими более благоприятный спектральный состав, приближающийся к природному дневному свету, и более высокую световую отдачу. Люминесцентное освещение позволяет увеличить освещенность в 2-2.5 раза по сравнению с лампами накаливания при одинаковом расходе электроэнергии.

На пультах, где работы проводятся в условиях переменной общей освещенности, устройства для местного подсвета должны иметь регулировку яркости. Для облегчения рассмотрения деталей, надписей, делений, цифр целесообразно использовать цветные фильтры желтых и оранжевых тонов. К ним хорошо приспосабливается глаз человека, они увеличивают ясность и четкость изображения.

- озеленение. Существенным фактором оздоровления и улучшения условий труда являются зеленые насаждения, которые очищают и улучшают состав воздуха, снижают нервно-психическое и зрительное утомление и одновременно служат эстетическим элементом промышленного интерьера.

Виды древесно-кустарниковых пород при посадках должны соответствовать климатическим условиям, требованиям устойчивости к газам и дыму, максимального поглощения вредных примесей в воздухе.

Наиболее пригодными для озеленения промышленных предприятий являются ель, можжевельник, липа, клен, тополь, каштан, сирень и другие.

При выборе растений для промышленных помещений необходимо учитывать температурный режим, влажность, запыленность и загазованность воздуха. Цвет и форма растений должны сочетаться с окружающей обстановкой, цветом стен и оборудования.

Так, светлым тонам больше соответствуют пестролистные формы традисканций, бежевому и светло-коричневому - светло-зеленые аспарагусы, растения с белыми цветами; белым рамам окон - красные и оранжевые цветы.

В небольших помещениях цветы размещаются на стенах, в больших - на полу, при условии достаточного света и тепла. Растения не должны занимать проезды, проходы, загораживать оконные проемы и светильники.

- специальная одежда и обувь необходимы, так как они защищают рабочие части тела при выполнении работы, например при работе с вредными химическими веществами спецодежда должна быть пропитана специальным составом. Спецодежда должна быть удобной для выполнения работы, например, иметь карманы для инструментов и т.п. Наконец, одежда должна быть эстетичной, что сказывается на эмоциональном факторе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: