Основные школы и направления современной социологии

Уже в начале 20 века начинает проявляться специфика национальных школ социологии связанная с особенностями их формирования. Во Франции социология отделяется от истори­ко-философских традиций, в Германии от философско-экономических традиций в Италии социология формируется на основе политических наук, в Великобритании - управленческих Американский этап (30-50 годы 20 века) знаменуются созданием академической социологии' ориентированной, прежде всего на решение познавательных и практических проблем и опи­рающейся на фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и полное признание социологии, она превращается в равноправную университетскую дисциплину, наряду с экономикой, ис­торией и т.д.

Социологи приглашаются в качестве советников консультантов при разработке правительственных проектов и крупных социологических программ национального и меж­дународного уровня. Появляется статус социального работника, который занимается пре­имущественно прикладной деятельностью и исследует взаимоотношения в социальных группах различного порядка. Социальные аспекты работают в различных учреждениях, за­нимаясь координацией деятельности и усовершенствованием принципов административного управления персонала. Современная западная социология - это сложное и противоречивое образование, которое представлено множеством различных школ и течений. Наиболее рас­пространенной в настоящее время является систематизация современной социологии в соот­ветствии с четырьмя основными подходами к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества:

1. Исходит из приоритета общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивает свое внимание на изучение закономерностей высокого порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, которая стоит над индивидами. Логика рассуждений при обосновании такой позиции следующая: целое не сводится к сумме его частей, индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет начало в социологии Спенсера, Конта, Дюркгейма. Из современных течений к ним относятся школа структурно-функционального анализа Толкана Парсонса и теория конфликтов или конфликтология Л. Козер, Ральф Дарендорф.

2. Смещает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов, невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Этот подход связан с именем немецкого социолога М.Вебера, а из современных направлений сюда относят символический интеракционизм, Г.Блюмер, феноменологию и этнометодологию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: