double arrow

Понятие производства, Производство и обмен


Эластичность предложения — это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их цены, измеряемая как отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене.

Эластичность предложения

Концепция ценовой эластичности спроса применима и к предложению. Если производители восприимчивы к изменению цен, то предложение эластично; если же производители относительно нечувствительны к изменению цен, то предложение неэластично.

Степень ценовой эластичности или неэластичности предложения рассчитывается так же, как и в случае со спросом, разница лишь в том, что процентное изменение величины спроса заменяется процентным изменением величины предложения.

Для определения реакции продавцов на изменение цен используется коэффициент эластичности предложения.

Методика расчетакоэффициента эластичности предложения аналогична методике расчета коэффициента эластичности спроса:

Особенность коэффициентаЕs в том, что он имеет положительное значение, поскольку объем предложения и цены всегда движутся в одном направлении и кривая предложения имеет наклон вверх (является возрастающей).




Эластичность предложения зависит также:

а) от способности товара к длительному хранению;

б) от возможности расширения производства товаров;

в) от фактора времени.

Фактор временииграет решающую роль в определении величины коэффициента эластичности предложения. Чем длительнее период, которым располагает производитель, тем больше у него возможностей для приспособления производства к изменению цены и перераспределению ресурсов между альтернативными целями их использования.

В графическом изображении предложенияболее пологая кривая S соответствует большей эластичности. Предложение эластично, если Es>1, неэластичное предложение имеет Es<1/

На рис. 5-2 кривая S, характеризует эластичное предложение.При Еs > 1 (кривая S1) доход продавцов повышается быстрее с повышением цены. Напротив, при Е < 1 (кривая S2) доход продавцов с повышением цены растет медленнее (сравним В1 и С1). Вместе с тем, чем выше эластичность предложения, тем быстра снижаются доходы продавцов, чем ниже эластичность — тем медленнее падение доходов (сравним В2 и С2). Этим, между прочим, объясняется, почему падение цены товара вследствие изменения спроса приводит к более быстрому разорению мелких предприятий. Предложение в сфере мелкого бизнеса эластично по сравнению с крупными предприятиями.

       
   
 
 


P

       

P1

PA

   

P2

0 QA Q

Рис. 5-2.Конфигурации кривых предложения: эластичное и неэластичное предложение



Существуют также предельные случаи эластичности предложения: пулевая и бесконечная. Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна, как S1, на рис. 5-3. Здесь объем предложения Q* не увеличивается в зависимости от того, насколько возрастает цена. В этом случае говорят, что предложение совершенно неэластично. Кривая предложения картины какого-нибудь выдающегося художника например Рембрандта, совершенно неэластична, поскольку наличии имеется одна картина и не может быть больше, как высоко ни поднялась цена.

P

 
 


P0

       
   
 
 


0 Q* Q

Рис. 5-3.Кривые предложения: совершенно эластичное и совершенно неэластичное предложение

Эластичность предложения бесконечна, когда кривая предложения горизонтальна. В этом случае предложение возмоги только при цене Р0

Лекция 6. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА: ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

1 Понятие производства, Производство и обмен

2 Технология и производственная функция. Изокванта и изокоста

3. Равновесие производителя

В данной лекции будут проанализированы инструменты, при помощи которых менеджеры смогут получить ответы на вопросы, о том какие исходные ресурсы и в каком количестве потребуется использовать фирме, чтобы выпускать продукцию с максимальной эффективностью. Материал этой главы послужит фундаментом для последующих тем, в которых будут рассмотрены проблемы ценообразования и определения объемов выпускаемой продук­те исследованы стратегии максимизации прибыли.



Чтобы люди могли ежедневно есть хлеб, кто-то должен его ежедневно печь. Для выпечки хлеба кроме труда необходимы сырье, материалы, топливо и другие ресурсы. Следователь функцией производства является изготовление необходим людям благ, выпуск которых предполагает использование соответствующих факторов.

Производство — прежде всего процесс превращения (трансформации) производственных ресурсов (рабочей силы, оборудования, материалов, природных факторов) в необходимые людям продукты (экономические блага).

По характеру производство может быть натуральным(производство для себя) и товарным(производство для обмена) Еще 200 лет назад производство носило в основном натуральный характер. Этот тип производства был изначально прием обществу в силу неразвитости производительных сил. Производство для обмена (на рынок) появилось позже и со времен» заняло доминирующие позиции. Сегодня весь мир практически живет в экономике обмена, т. е. в рыночной экономике. Такой тип экономики ставит перед производством много новых проблем, которые отсутствовали в натуральном хозяйстве. Главная из них — проблема сопоставления полезности (ценности) произведенной продукции с ценностью использованных в процентах производства экономических ресурсов. Производство в рыночной системе лишь тогда считается эффективным (прибыльным), когда ценность выпущенной продукции выше ценности ценных ресурсов. Очевидно, что в натуральном хозяйстве та проблемы просто не могло быть: производство и погребли не были оторваны друг от друга, поэтому произведенная продукция по определению представляла большую полезность, чем использованные в процессе производства ресурсы. Следовательно, рынок служит важнейшим инструментом, целесообразности и эффективности использования ресурсов для выпуска тех или иных товаров и услуг. В современной экономике нет иного, более действенного инструмента.







Сейчас читают про: