Равновесие производителя

Изокванты показывают равные объемы выпуска при разном сочетании используемых ресурсов.

Задача производителя – выбрать такое сочетание ресурсов, чтобы достичь определенного объема при минимальных издержках.

Рис. 6-4 Оптимум производителя

В этом случае будет достигнут оптимум производителя, который определяется равенством предельной нормы замещении МК5ХУ отношению их цен Рху.

Цель производителя — достичь максимального выпуска продукции при имеющихся ресурсах. На рис. 7-4 иллюстриру­ется оптимум производителя.

Точки А, Е, В лежат на одной изокосте СС и, следовательно, обойдутся предприятию в одну и ту же сумму С. Но наибо­лее предпочтительна комбинация Е, так как она обеспечи­вает больший объем выпуска (Q2> Q1). С другой стороны, ком­бинация М столь же технически эффективна, как и комбинация Е (достигается тот же объем Q2 при иной комбинации объемов К и L) — они лежат на одной и той же изокванте. при данных ценах ресурсов точка М экономически неэффективна (за ту же сумму средств С1 можно получить больший объем Q* ).

Если бюджет производителя будет возрастать, он получит возможность выходить на новые изокванты. Каждая тс касания соответствует такой комбинации факторов, которая; дает минимум затрат для производства данного объема продукции, обозначенного на изокванте. Соединив очки, получим линию роста Фирсы (S), которая получила название изоклинали (рис. 6-5).

 
 


К

С3

С2

С1

       
 
   
 


С0

 
 


0 С0 С1 С2 С3 L

Рис. 6-5. Линия роста фирмы

Изоклиналь показывает темп роста соотношения между фак­торами в процессе расширения производства. На рис. 7-5 изо­бражена ситуация, когда труд в ходе развития производства используется в большей мере, чем капитал. Форма изоклинали зависит как от формы изоквант, так и от цен на ресурсы, соот­ношение между которыми определяет угол наклона изокост. Поэтому линия роста фирмы может быть либо прямой, либо кривой, исходящей из начала координат и направленной в сто­рону более интенсивного использования ресурса.

По мере увеличения количества используемых ресурсов рас­стояние между изоквантами может быть разным. Если оно уменьшается, то это свидетельствует о том, что существует возрастающая отдача от масштаба, т.е. увеличение выпуска достигается при относительной экономии ресурсов. Если расстояние между изоквантами увеличивается, это свидетельствует об убывающей отдаче от масштаба. Наконец, если увеличение производства требует пропорционального увеличения ресурсов производства требует пропорционального увеличения ресурсов производство развивается при постоянной отдаче от масштаба.

Таким образом, изокванта позволяет не только показа экономии использования имеющихся у фирмы ресурсов, определить минимально эффективный размер предприятия в отрасли. В случае возрастающей отдачи от масштаба целесообразно наращивать объем производства, так как это приводит к относительной экономии имеющихся ресурсов. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о то минимально эффективный размер предприятия уже достигает дальнейшее наращивание производства нецелесообразно. Следовательно, анализ выпуска с помощью изоквант по; определить техническую эффективность производства. В точке касания изокосты и изокванты достигается не только техническая, но и экономическая эффективность, т. е. та технология, которая обеспечивает максимальный выпуск продукции имеющемся бюджетном ограничении фирмы.

Лекция 7. ТЕОРИЯ ФИРМЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БИЗНЕСА

1 Понятие фирмы и ее признаки

2 Природа фирмы в неоклассической и институциональной теориях

3. Классификация фирм по размеру и юридической форме

Задача данной лекции — объяснить менеджерам причины появ­ления фирм в рыночной экономике, раскрыть их природу, показать, какие факторы влияют на выбор размера и организационно – правовых форм предпринимательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: