Оппортунистическое поведение — это поведение экономического агента в соответствии с собственными интересами, ущемляющее при этом интересы партнеров

Природа фирмы в неоклассической и институциональной теориях

Фирма - основная производственная единица и важнейший элемент теории рынка, она служит для объяснения того, как взаимодействуют производители и как их решения по ценообразованию и выпуску влияют на рыночное предложение и цену.

Понятие фирмы и ее признаки

Фирма или компания, — производственная единица, преобразующая факторы производства в обладающие более высокой ценностью промежуточные и конечные товары и услуги.

Термин "фирма" появился значительно раньше, чем возникли фирмы в современном их понимании. В современных условиях фирма представляет собой многоплановое явление хозяйственной жизни, содержание которого может быть рас. крыто через ряд признаков.

Признаки фирмы:

1. Фирма — это организация, т. е. совокупность людей объединенных общей целью, для достижения которой используются соответствующие структуры, умения и навыки экономических агентств. В этом смысле ни Робинзон, живущий на не обитаемом острове, ни отдельный ремесленник, изготовляющие садово-огородный инвентарь для продажи, ни бабушка, тор­гующая квашеной капустой или семечками на рынке, не мот рассматриваться в качестве фирмы. Фирма — это такой агент который возникает на основе сознательно сформированной группы людей для реализации ее интересов посредством производственной деятельности.

2. Фирма является самостоятельным экономически» агентом:

а) имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

б) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

в) обладает организационной обособленностью (фирма целостная единица в отличие от предприятия никому не подчинена);

г) имеет производственную и экономическую свободу (сама решает, что, как и для кого производить, кому и по какой цене продавать произведенный продукт, образом распределять конечный доход).

Самостоятельность фирмы выражается в особом ее наименовании — торговой марке.

3. Фирма выполняет особые функции в экономике:

предъявляет спрос на ресурсы, комбинирует их определенным образом в соответствующие технологии, производит товары и услуги с последующей их реализацией на рынке. При этом производственная функция фирмы связана с приобретением лишь редких ресурсов и выпуском таких же редких (экономических) благ, т.е. продуктов, которых недостаточно для удовлетворения потребностей всех желающих при нулевой цене. В свою очередь недостаточность благ для полного обеспечения потребностей общества составляет основу рационального использования ресурсов и эффективного обмена, осуществляемых фирмой посредством альтернативного выбора. Следовательно, фирма — инструмент альтернативного использования ресурсов в экономике между конкурирующими целями.

4 Фирма самостоятельно поддерживает и воспроизводит производственный потенциал, т. е. осуществляет самофинан­сирование деятельности, что обеспечивается за счет прибыли — разницы между совокупной выручкой и совокупными издерж­ками. Это отличает фирму от некоммерческих организаций, дея­тельность которых не предполагает получения прибыли.

ВЫВОД. Фирма представляет собой сложное организационно-экономическое и правовое образование, исследование кото­рого ведется с разных точек зрения. Именно поэтому в эконо­мической науке нет однозначной трактовки природы фирмы и причин ее возникновения.

В современной экономической литературе существует две основные теории фирмы — неоклассическая и институциональная.

Неоклассическая теория фирмы. В основе лежит стандартный неоклассический подход, разграничивающий функции фирмы и рынка: фирма специализируется на функции производства, обеспечивающей трансформацию ресурсов в продукт, а рынокна обмене, посредством которого осуществляется размещение (аллокация) ресурсов, с одной стороны и распределение произведенной продукции — с другой. В случае совершенной конкуренции рынок задает фирме соответствующий уровень цен на ресурсы и производительность продукцию, и ее задача состоит в выборе объема производства максимизирующего прибыль. В условиях несовершенной конкуренции в центре внимания фирмы оказывается решение вопроса не только об объеме производства, но и об уровне цены, соответствующей той же целевой функции — максимизации прибыли. Предполагается также, что те фирмы, которые не максимизируют прибыль, под влиянием рыночной конкуренции постепенно уходят из отрасли, уступая место другим.

Такой подход к трактовке фирмы в экономической литературе получил название технологического. В нем фирма выгляди как механизм, выполняющий чисто техническую задачу по преобразованию редких ресурсов в товары и услуги и взаимодействующий с внешней средой (рыночной структурой — ком рентной или монопольной), которая определяет способ макси­мизации прибыли как целевой функции фирмы. При этом все внимание сосредоточивается на происходящем не внутри «черного ящика», а как бы за его пределами.

Методологическое значение такой трактовки заключается в объяснении поведения фирмы, определении объема выпуск и цены как в условиях совершенной, так и несовершенно» конкуренции. Другими словами, технологический подход помогает понять проблему ценообразования и определения размеров производственных единиц. Он показывает, что техноло­гия (т. е. определенное соотношение факторов производства) выступает как фактор, диктующий больший или меньший мер фирмы.

Инструменты анализа размеров фирмы:

а) экономия от масштаба;

б) экономия от разнообразия.

Экономия от масштаба достигается путем применения крупных предприятиях мощного, высокоспециализированного, а потому эффективного оборудования. В результате обеспечивается снижение средних затрат на единицу продукции.

Экономия от разнообразия имеет место, когда соединением « под одной крышей» нескольких различных видов деятельности также достигается сокращение затрат. Ее источником может послужить использование одного и того же ресурса или одной или одной и той же технологии одновременно в нескольких производственных процессах, а также дополняющий характер спроса. Например бензозаправочной станции нередко организуется мойка, диагностика и даже мелкий ремонт машин, ведется розничная торговля автозапчастями и лакокрасочными материалами и т. д.

Производство достигает оптимальных размеров выпуска при полном исчерпании положительного эффекта от масштаба и разнообразия. Оптимален размер, когда долгосрочные средние издержки достигают минимального значения. Однако если по­сле этого объема средние издержки начинают расти, то фирма может организовать два, три или больше филиалов (предпри­ятий), каждый из которых оптимален для данных технологии и отрасли. Отсюда следует, что фирма и предприятие — не одно и то же. Фирма может включать несколько предприятий, при­чем самых разных как по сфере деятельности, так и по приме­няемым технологиям.

ВЫВОД. Технологическая трактовка фирмы представляет не только теоретический интерес, но и практическую ценность. Вместе с тем она не дает ответа на поставленный в начале главы вопрос: почему существуют фирмы? Этот ответ дали представители институциональной теории.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФИРМЫ. В основе данной теории лежит не разграничение функций фирмы и рынка, которое позволяет показать поведение фирмы в соответствии с ее целевой функцией, а сопоставление фирмы и рынка какальтернативных способов координации хозяйственных действий людей.

Различия между рынком и фирмой:

  • на рынке
  • фирма

экономические ресурсы обособлены, осуществляет объединение,

рассредоточены между разными централизацию ресурсов;

владельцами;

  • на рынке
  • внутри фирмы

экономические агенты равноправны; власть между работниками распределяется не равномерно;

  • на рынке
  • внутри фирмы

поведение всех участников определяется регламентируется функциональными

изменением относительных цен; обязанностями, приказами, поручениями;

действие всех ее участников

  • на рынке регулятор
  • внутри фирмы вопрос

объемов производства – конкуренция, об объеме выпуска решается на основе

действующая через механизм цен; сознательного планированием и определяется предпринимателем

Фирма возникает в результате сознательных, согласовать действий экономических агентов, в то время как рынок — продукт спонтанного, стихийного хозяйственного развития, означает, что фирма — коалиция ресурсов, принадлежащих с. личным агентам. В ее состав могут входить поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, управляющие, наемный перс нал и т. д., заключающие между собой соответствующие к» тракты. Поэтому данная теория получила еще название трактной теории фирмы. В ее рамках выделяются два основных подхода к объяснению возникновения и природы фирм концепция агентских отношений и концепция трансакционных издержек.

Концепция агентских отношений рассматривает рынок как совокупность лиц, обменивающихся правами собственно. Поскольку на рынке ресурсы рассредоточены между разными владельцами, то произвести товар или услугу с помощью лишь одного собственника ресурса невозможно. Приходится заключать соглашения и вступать в агентские отношения с множеством обладателей прав собственности на ресурсы.

Агентскими называются отношения, в рамках которых один экономический субъект привлекает другого экономического субъекта для оказания определенных услуг от имени, что предполагает делегирование некоторых п. принятие решений от поручителя (принципала) к исполнителю (агенту).

Главный довод, объясняющий выгодность фирмы в рамках концепции агентских отношений, - синергетический (суммарный) эффект, получаемый ее участниками от кооперации своих действий, т.е. от производства группой (коллективом).

Производство группой становится тогда, когда группа обеспечивает выпуск большего по стоимости продукты, чем это было бы возможно через обособленное производство с помощью рыночного обмена. Иначе говоря, в концепции агентских отношений существование фирмы выводится из экономии на производственных издержках, достигаемой на основе "сложения сил" всех собственников ресурсов.

В концепции трансакционных издержек фирма выступает как инструмент экономии не производственных затрат, а за­трат рыночного обмена, которые получили в экономической теории название трансакционных. Следовательно, производ­ственные ресурсы будут интегрироваться в рамках фирмы, если в результате их взаимодействие начнет осуществляться с меньшими трансакционными издержками.

Однако если фирмы позволяют устранить многие трансакционные затраты и фактически сократить суммарные издерж­ки на производство благ, то почему существует рынок? По­чему все производство не осуществляется одной гигантской фирмой?

Ответ заключается в том, что любая иерархическая струк­тура, в том числе и фирма, так же не свободна от определенных издержек, как и рынок. Разница лишь в том, что в рамках фирмы (иерархии) эти издержки принимают другой характер — издер­жек бюрократического контроля.

С увеличением размеров фирмы происходит постепенное сокращение дохода от предпринимательской функции, так как издержки бюрократического контроля на организацию дополнительных хозяйственных действий внутри фирмы будут возрастать. При превышении определенного размера фирма теряет управляемость, так как в силу вступает действие принципа убывающей доходности управления. Затраты на поиск и обработку информации внутри фирмы с помощью системы стимулов, контроля и надзора обходится все дороже и дороже. Именно поэтому организация экономики всей страны по типу "одной гигантской фабрики" и "одной конторы" ведет не к сокращению, а, напротив, к возрастанию трансакционных затрат — в специфической форме затрат бюрократического контроля.

ВЫВОД. Ни у рынка нет абсолютных преимуществ перед организацией (иерархией), ни у организации перед рынком. В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Поэтому, когда фирма решает, как организовать ту или иную сделку — обратиться к внешнему поставщику или изыскать внутренний источник, — она должна взвесить издержки и выгоды того и другого вариантов. В этом ключ к решению вопроса об оп­тимальных размерах фирмы с точки зрения институциональ­ного подхода.

Графическая иллюстрация оптимального размера фирмы дана на рис. 8-1. Он определяется точкой Е, в которой предельные затраты на организацию административного контроля внут­ри фирмы становятся равными предельным затратам использования механизма рынка МС *. В точке равновесия этих издержи общие трансакционные издержки ТС* минимальны. Следовательно, до этой границы выгодна фирма (иерархия), после рынок (разумеется, с учетом конкретных технологических, отраслевых и других условий: оптимальный размер металлургического комбината будет совершенно иным, чем размер нотариальной конторы или туристического агентства).

Взаимодействие собственников ресурсов может характеризоваться большим разнообразием, что обусловливает и разнообразием типов трансакций.

Типы трансакций:

а) общие или специальные (в зависимости от уникальности ресурса);

б) мимолетные или длительные, однократные или постоянно повторяющиеся;

в) слабо - или сильнозависящие от непредвиденного будущего;

г) с легко- или трудноизмеримыми результатами.

Суммарные трансакционные затраты

Затраты на внутрифирменные трансакции
Затраты на рыночные трансакции

Затраты на внутрифирменные трансакции
ТС

Е
Затраты на рыночные трансакции

 

ТС*

А)

 
 


Число трансакций внутри фирмы
0

 
 


МС

 
 


Б)

МС*

 
 
Число трансакций внутри фирмы


0

Рис. 7-1. оптимальный размер фирмы в теории трансакционных издержек

А-общих; Б- предельных

Фирма как коалиция ресурсов, принадлежащих различным агентам, предполагает заключение контракта (трудовой договор между работодателем и работником при поступлении на работу, контракт между на поставку сырья, материалов, оборудования).

Контракт – соглашение между экономическим агентами или их группами, включающее обязательство сторон поставить товар или услугу, с одной стороны, и осуществить оплату – с другой, в заранее оговоренном порядке.

Типы контрактов:

- классический контракт – двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае не выполнении этих условий.

- неоклассический контракт – долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Для решения возникающих споров стороны обращаются в арбитраж, который решает, насколько правильный этот контракт выполняется. Поэтому договор с самого начала приобретает тройственный характер. Устные договоренности здесь учитываются наряду с письменными.

- отношенческий, или имплицитный, контракт – долгосрочныйвзаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия имеют перевес над формальными. Его выполнение гарантируется заинтересованностью участвующих сторон. Для его осуществления требуется, как правило, контролируемый (планомерный) порядок, предполагающий иерархию.

В обычном рыночном обмене контракт носит классический характер. При создании фирмы заключается отношенческий контракт, т.е. контракт, в котором оговариваются общие условия и цели установления отношений между собственниками ресурсов, а также определяются механизмы принятия решения и снятие спорных вопросов. Заключение отношенческого контракта между собственниками ресурсов – один из конституирующих признаков фирмы как экономического института.

Потребность в заключении отношенческого контракта особенно велика, когда сделка связана с использованием специфических ресурсов. Напротив, когда ресурс носит общий характер, его использование далеко не всегда предполагает заключение указанного контракта.

Ресурсы принято считать общими, если их ценность не зависит от участия в данной фирме: внутри и вне ее они оцениваются одинаково.

Специфические ресурсы – такие ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

Интерспецифичкские ресурсы – взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, ценность которых может получить полное развитие только в данной фирме и посредством нее. Это означает, что альтернативные издержки использования таких ресурсов равны нулю. Если фирма распадается, то каждый из владельцев интерспецифического ресурса не сможет найти замены на рынке или в рамках другой организации.

Заметим, что не всякий долговременный контракт принимает форму полноценной фирмы. Если в долговременном контракте есть возможность оговорить все возможные будущие события, то образование фирмы не обязательно. Однако во многих случаях включить в контракт все будущие события практически не возможно, поскольку способности человеческого предвидения ограничены. Как правило, в контракт удается включить лишь несколько самых важных особых условий. Поэтому фирма всегда выступает как неполный контракт, т.е. она заменитель долговременного контракта.

Заключение неполного контакта между участниками фирмы неизбежно ведет к неравному распределению прав: по обоюдному согласию один из участников наделяется правами при наступлении не оговоренных в контракте событий принимать решения по своему усмотрению, другой соглашается подчиняться его контролю и командам. Поэтому фирма предстает в одно и то же время и как не полный контракт, определяющий ее внутреннее устройство, и как система авторитарной власти, действующая в рамках этого устройства.

Такое вынужденное неравное распределение прав во многих случаях оказывается выгодным участникам фирмы, поскольку является условием их оппортунистического поведения.

Примеры оппортунистического поведения:

1. Действия менеджеров крупных компаний, управляющих банков и т. п., сопровождающиеся неоправданным махинациями с ценными бумагами, мошенничеством ной материальной или моральной выгоды.

2. Отлынивание — поведение индивидов, основанное уменьшении вклада в производимый продукт без соответствующего уменьшения получаемых ими доходов.

Вероятность оппортунистического поведения повышаете, с ростом размеров фирмы, поскольку в больших коллектива проконтролировать действия управляющих и оценить вклад каждого работника в общее дело крайне трудно. Поэтому чем крупнее фирма, тем слабее связь между вознаграждением работника и его личным вкладом, а значит, сильнее стимулы отлыниванию и другим формам оппортунизма.

ВЫВОД. Фирма необходима тогда, когда благодаря ей дос­тигается более высокая эффективность, чем это было бы под силу нескольким мелким организационным единицам, из которых она формируется. И наоборот, экономическая эффективность требует ограничения размеров фирмы, когда одна крупная фирма не в состоянии достичь результатов, которых добиваются две, три фирмы или больше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow