Основные представители и идеиатеистическо-материалистического направления

Атеистическо-материалистическое направление

Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции в XVIII в., накануне и во время Великой фран­цузской революции. Ее главными представителями были Ж. Мелье, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций и П. Гольбах. Следует помнить, что атеизм — это направление в философии, полностью отрица­ющее существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию, к материализм — направление в философии, не призна­ющее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворе­нии и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.
_______________________

Таблица 25

Представитель Основные идеи
     
  Жан Мелье (1664-1729) Был священником, но в процессе жизни пришел к полному отрицанию Бога и религии. Этот фило­соф-материалист не допускал существования ни­чего сверхъестественного, в том числе и Бога, не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души. Если Лютер и Кальвин лишь под­вергли сомнению необходимость некоторых цер­ковных обрядов, то Мелье пошел гораздо дальше, решительно отвергнув все основные догматы католической веры. Он раскритиковал само содер­жание Библии: показал несостоятельность све­дений о явлениях Бога людям. Все божественные деяния, свидетельствующие о могуществе Христа, представляют собой различные вариации мифов, которые существовали до появления Библии.

Продолжение таблицы 25

     
    Идея возникновения мира в результате комбинаций раз­ных веществ представляется ему гораздо более до­стоверной, чем идея сотворения мира Богом. Если ранее философы стремились найти доказательства существования Бога, то Мелье, напротив, стремит­ся изыскать доказательства того, что Бога не суще­ствует. Сам Мелье придерживался пантеистиче­ских взглядов, считая, что творцом всего является природа. При этом объектом критики Мелье стано­вится не христианство, а любая религия, поскольку «всякий культи поклонение богам» — это не толь­ко «заблуждение», но также «злоупотребление», «обман и шарлатанство». Резко Мелье отзывается и о служителях церковного культа, осуждая их за поддержку политики правителей, которые исполь­зовали веру в Бога для того, чтобы попросту грабить народ. Наиболее ярким проявлением отношения Мелье к богословию и его служителям являются слова, которые он высказал в своем «Завещании», ставшим достоянием общества только после смер­ти философа. Обращаясь к посещавшим его про­поведи крестьянам, он обещает открыть им глаза и «показать нелепость заблуждений, которые я сам имел неприятную обязанность поддерживать». По Мелье, весь окружающий мир состоит из особой субстанции — материи, которая является перво­причиной всех вещей, всего сущего. Она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и по­стоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству — движению. Материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации ко­торых образуются вещи. Познание при этом пред­ставляет собой отражение материи самой мате­рией, а источником большинства знаний являют­ся чувства. Причиной социальных антагонизмов Мелье видел частную собственность, которая воз­никла по воле некоторых лиц, желающих изба­виться от физического труда. Поэтому он выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию сущест­вующего государства и частной собственности. В качестве общества будущего видел союз брат­ских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, рав­номерно делят полученные доходы и радуются жиз­ни. За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят не только к первым ярким атеис­там, но и к первым коммунистам.
  Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) Полковой врач и философ, который выступал с атеистически-материалистических позиций. Он полностью отвергал идеализм и теологию и считал окружающий мир совокупностью различных прояв­лений единой субстанции — материи, которая несотворима, вечна, бесконечна. Душа, сознание, чув­ства, по Ламетри, имеют естественное происхож­дение, являются свойствами материи. И поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходи­мости в Боге. Данную позицию Ламетри обосновы­вает в работе «Естественная история души» (1745). Он выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств. Ламетри был утилитаристом, считал, что смысл жизни человека состоит в его личном счас­тье. Частную собственность он воспринимал как гарантию свободы человека, а идеалом государ­ства видел «просвещенный абсолютизм». Можно отметить, что Ламетри в какой-то степени поддер­живал идеи Декарта относительно машинообраз-ности телесных функций. Он полагал, что человек со всеми его душевными способностями является чувствующим, мыслящим и стремящимся к наслаж­дениям автоматом, что, безусловно, является яв­ным упрощением реальной картины. В качестве доказательства он приводит

Продолжение таблицы 25

     
    довольно убедитель­ные данные об анатомическом сходстве человека и животных. Он считает, что все психические функ­ции имеют телесное происхождение и порождают­ся материальными процессами. Ламетри показал преемственность видов в растительном и живот­ном мире. Он доказал, что растения, животные и человек образуют лестницу с незаметными ступе­нями, которые природа проходит постепенно одну за другой. Кроме того, Ламетри предсказал существование зоофитов — организмов, промежуточ­ных между растениями и животными, что на самом деле соответствует действительности и позднее было обнаружено учеными. В работе «Человек-машина» (1748) данные идеи Ламетри получили полное философское обоснование. И наконец, Ла­метри вошел в историю философии еще и тем, что ввел понятие «потребность», хотя считал основ­ными потребностями человека биологические (в пище и наслаждениях). Он утверждал, что счас­тье человека состоит в удовлетворении именно био­логических потребностей и телесных удовольствий. В последнем утверждении, конечно, кроется сла­бость и ограниченность его концепции.
  Клод Гельвеций (1715-1771) Выдающийся французский философ и психолог, предпринявший одно из самых значительных ис­следований умственных способностей человека в эпоху Просвещения. В трактате «Об уме» (1758) он доказал, что наиболее важной предпосылкой фор­мирования способностей ума является обладание развитыми чувствами. Иными словами, человек должен иметь хорошо сформированные сенсорные способности, поскольку ум — это способность за­мечать и понимать отношения между предметами, которая зависит от памяти, внимания и общей эмо­циональности человека. Гельвеций заметил, что люди становятся глупыми, когда они перестают быть охваченными страстью. Он писал: «...люди похо­жи на деревья одной породы, семена которых, бу­дучи абсолютно одинаковыми, вырастают в беско­нечное множество разнообразных форм, ибо ни­когда не попадают в одинаковую землю и не испытывают на себе совершенно одинакового дей­ствия солнца, ветров, дождя» (Гельвеций К., 1973. С. 329). Надо отметить, что очень многие идеи, вы­сказанные Гельвецием в его трактате «Об уме», не потеряли актуальности и до сегодняшнего дня. Например, идея о том, что один ум способен понять второй ум только в пределах своих возможностей. Образно говоря, если один умен на 100% а другой только на 20%, то этот другой поймет первого лишь в пределах своих 20%. Остальное же он не заметит и даже не будет догадываться о его существовании.
  Денни Дидро (1713-1784) Выдающийся французский философ-материалист, внесший большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ре­месел». «Энциклопедия» была свободна от религи­озных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. Bee создании принимали участие ведущие фило­софы эпохи — современники Дидро: Вольтер, Мон­тескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет. Философские воззрения Дидро близки к взглядам других фран­цузских просветителей-материалистов. Он призна­вал материю единственно существующей субстанци­ей, проявлением которой считал все единичные вещи. Движение объяснял таким свойством мате­рии,

Окончание таблицы 25

     
    как разнородность (взаимодействие бесчис­ленного множества разнородных частей материи приводит к движению). Дидро отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством ма­терии. В основе общества и государства видел «об­щественный договор», исходя из которого отрицал божественность власти короля и феодалов, а идеа­лом государства считал «просвещенную монархию», экономики — разделенную разумно, с учетом ин­тересов большинства частную собственность. Дидро также выступил с критикой христианской религии, обратив внимание на то, что в первые века суще­ствования христианской веры насчитывалось не­сколько десятков Евангелий, из которых в даль­нейшем сами церковники отобрали только четыре, признав остальные недостоверными. Исследуя ис­точники, оказавшие влияние на формирование ре­лигии, Дидро прямо указывает на заимствование христианством у язычества некоторых догматов, таких как непорочное зачатие Божией матерью, воскресение умертвленного Сына Божия и его воз­несение на небо, очеловечение Бога, которые, по мнению самих христиан, имели человеческое, но отнюдь не божественное, происхождение. Еще один источник земного происхождения христиан­ства (и в частности, догмата о триединстве Бога) Дидро обнаружил в платоновском учении о трех божественных ипостасях.
  Поль Гольбах (1723-1789) Один из самых прямолинейных философов эпохи Просвещения. Его главный труд «Система приро­ды» (1770) можно назвать «библией материализ­ма». Критикуя Ветхий завет, Гольбах, как и неко­торые другие мыслители, например Б. Спиноза, сомневается в том, что Моисей на самом деле яв­ляется автором Пятикнижия. Его доводы сводятся к тому, что, во-первых, в этих книгах упоминаются города, которые не существовали в эпоху Моисея; во-вторых, в них рассказывается о царях задолго до того, как они появились у евреев. Самый же очевидный аргумент в пользу этой точки зрения заключается в том, что в этих книгах говорится о смерти и погребении Моисея. На основании подоб­ных фактов Гольбах делает вывод, что произведе­ния, приписываемые Моисею, написаны разными людьми в разное время. Гольбах приводит веские аргументы в пользу земного происхождения рели­гии. Одним из таких источников является иудаизм. Следовательно, заповеди Иисуса, которые призы­вали верующих расстаться со светским образом жизни и посвятить себя служению Богу, заимство­ваны, по мнению Гольбаха, у евреев, «известных под именем эссенов, ессеев или терапевтов». Со­гласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего.

Социалистическо-утопическое направление

 
 
Социалистическо-утопическое направление было широко распро­странено в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX в. Философы данного направления подвергали жесткой критике существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеоб­щее равенство. Данные идеи нашли поддержку среди широких сло­ев простого народа Франции накануне и во время Великой француз­ской революции 1789-1794 гг. Видными социалистами-утопистами Франции были Г. Мабли, Ф. Бабёф, К. Сен-Симон и Ф.Фурье.


Таблица 26


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: