Специфика философии французского просвещения XVIII в

Специфика философии французского Просвещения проявилась в том, что:
Специфика философии французского Просвещения

· Родиной ее идей стала Англия XVII в., где творили предшественники просветителей — Бэкон, Гоббс, и только в XVIII в. эти идеи достигли Франции и распространились в ней.

· Ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке.

· Открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в ко­нечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую рево­люцию 1789-1794 гг.

· Философы эпохи Просвещения ниспровергали оптимизм предшеству­ющей философской эпохи, выраженный позицией Г.В. Лейбница о том, что наш мир — это лучший из миров. Просветители же обратили внима­ние общества и на негативные стороны мира.

· В работах философов-просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро, Гель­веция, Гольбаха и др.) в центре внимания находилась социальная проблематика: просветители активно критиковали феодальное обще­ство, выступали за свободу человека в выражении мнения и в творче­стве, за новые социальные отношения, связывавшиеся в то время с нарождающимся капитализмом, стремились развенчать тормозящие про­гресс общества и развитие человека предрассудки и стереотипы.

· Активно пропагандировались наука и прогресс: само название данного философского направления — «Просвещение» указывает на стремле­ние его представителей нести свет знаний в массы необразованного на­рода. Они полагали, что человек, изначально доброе и разумное суще­ство, испорчен лишь потому, что ему закрыт доступ к знанию, что его портит неразумно организованное общество. А, следовательно, достиже­ние социальных целей предполагает союз общества с наукой.

· Религия в философской мысли Просвещения подвергалась жесткой кри­тике: именно в этот исторический период начали зарождаться атеисти­ческие взгляды. Атеисты, критиковавшие христианство и религию с науч­ных позиций, фактически довели до логического завершения то, что было начато Реформацией.

· В философии данного периода сформировались направления: деистиче­ское, атеистическо-материалистическое и утопическо-социалистическое.

Деистическое направление

 
 
Деизм — философское направление, сторонники которого отверга­ли идею личного бога, не соглашались с отождествлением Бога и Природы, видели в Боге первоначало, только причину всего сущего и отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения. К деистическому направлению принадле­жали Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Э. Кондильяк.


Таблица 25


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: