Философские воззрения Георга Гегеля

Объективный идеализм и диалектика Г. Гегеля

 
 


Схема 83. Деятельность Г.В.Ф. Гегеля

Таблица 28

Область воззрений Пояснение
     
  Учение о познании Гегель отождествляет бытие и мышление: про­тиворечия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Всё разумное действительно, а всё действительное разумно. В результате дан­ного отождествления Гегель выводит понятие абсолютной идеи. Абсолютная идея, по Геге­лю, представляет собой единственно существу­ющую подлинную реальность, но в тоже время и первопричину всего окружающего мира, его предметов и явлений. Абсолютной идеей яв­ляется Мировой дух, обладающий самосозна­нием и способностью творить. Еще одним клю­чевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего опреде­ленного, отчуждает себя в виде окружающего мира, природы, человека. А затем, после от­чуждения через мышление и деятельность че­ловека, закономерный ход истории возвраща­ется снова к самому себе: т.е. происходит кру­говорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружа­ющий мир и человек — мышление и деятель­ность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность челове­ка — возвращение Абсолютного духа к само­му себе.
  Проблема человека Человек, по Гегелю, является носителем абсо­лютной идеи. Сознание каждого человека — это частица Мирового духа. Именно в челове­ке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, инди­видуальность. Таким образом, человек есть «конечный дух» Мирового духа, ибо через че­ловека Мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов. Через него же дух целе­направленно и закономерно движется (дей­ствия, поступки человека, ход истории), позна­ет себя через познавательную деятельность человека и творит (в виде результатов мате­риальной и духовной культуры, созданной че­ловеком).
  Диалектика Заслуга Гегеля перед философией заключает­ся также и в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалек­тика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что всё содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, бо­гатство и бедность, черное и белое, война и мир и т.д.). Данные начала находятся в проти­воречии по отношению друг к другу, но одно­временно едины по своей сути и взаимодейству­ют. Единство и борьба противоположностей являются основой развития и существования всего в мире. Развитие происходит от абст­рактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис (утверждение, форма бытия), которому всегда находится антитезис — его противопо­ложность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается син­тез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более вы­соком уровне развития. Данный процесс про­исходит

Окончание таблицы 28

     
    снова и снова, и каждый раз в резуль­тате синтеза противоположных тезисов обра­зуется тезис всё более и более высокого уровня. В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Ге­гель выделяет тезис «бытие» (т.е. то, что су­ществует). Его антитезисом является «небы­тие» («абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез, т.е. «становление», который явля­ется новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схе­ме. Поэтому противоречие — это не зло, а бла­го. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
  Социально- поли­тические взгляды Гегель считал, что государство является фор­мой существования Бога в мире, а право есть наличное бытие свободы. Он полагал, что об­щие интересы выше частных и отдельный че­ловек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу. Богатство и бедность, с его точки зрения, естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нуж­но мириться. Тем более, что противоречия, кон­фликты в обществе, а также между государ­ствами являются не злом, а благом, двигателем прогресса во всемирно-историческом масш­табе. «Вечный мир», по мнению Гегеля, при­ведет к загниванию и моральному разло­жению. Регулярные войны, наоборот, очища­ют дух нации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: