Иррационализм А. Шопенгауэра
|
В своем творчестве Шопенгауэр выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму. Шопенгауэр подвергает Гегеля очень жесткой критике: «Да разве и могут умы, уже в ранней молодости извращенные и испорченные бессмыслицей гегельянщины, понимать глубокомысленные исследования Канта? Их рано приучили считать пустословие за философские мысли, жалкие софизмы — за остроумие, и пошлое мудрствование — за диалектику; их головы расстроены усвоением неистовых словосочетаний, в которые ум тщетно и мучительно старается вложить какой-нибудь смысл» (Шопенгауэр А., 1998. Т. 1. С. 18). Неприятие Гегеля у Шопенгауэра было настолько сильным, что он даже однажды написал: «Гегель не только не имеет никаких заслуг перед философией, но оказал на нее крайне пагубное, поистине отупляющее, можно сказать, тлетворное влияние. Кто может читать его наиболее прославленное произведение, так называемую «Феноменологию духа», не испытывая в то же время такого чувства, как если бы он был в доме умалишенных, — того надо считать достойным этого местожительства» (там же). Подобная столь эмоциональная форма критики — показатель не только неприятия философии конкретно Гегеля, но в его лице, как наиболее яркого представителя, всей абсолютизирующей разум философии.
Главным принципом своего учения Шопенгауэр провозгласил волюнтаризм, по которому движущей силой, определяющей всё в окружающем мире, является воля.
В своей главной работе «Мир как воля и представление» философ выводит логический закон достаточного основания, по которому истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания
Схема 86. Законы объекта представлений.
Схема 87. Законы субъекта представлений.
Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля:
- Окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.
- Воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли.
- Воля — абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять всё сущее и влиять на него.
- Всеобщая воля вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений.
- Воля есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания и является всеобщей сущностью вещей.
- Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека; сущностью мира и его вещей является воля.
- Мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли.
Схема 88. Пессимистические взгляды А. Шопенгауэра.
Философия жизни Ф. Ницше и А. Бергсона
|
Таблица 30