Все институционные единицы в системе национальных счетов различаются по признаку резидентства

Разновидности институционных единиц, их классификация по резидентскому статусу.

Для наблюдения за деятельностью субъектов хозяйствования, обладающих правом самостоятельно распоряжаться доходами и осуществлять операции с другими субъектами в системе национальных счетов, вводится специальная единица классификации – «институционная единица». Признаки институционной единицы[U18] представлены на рис.2.

Хозяйственные единицы
неинституционные
институционные


Обладают правом владеть товарами или активами
Способны нести ответственность по своим обязательствам
Полномочны принимать решения и совершать определенные действия
Должны иметь полный комплект бухгалтерских счетов (кроме домашних хозяйств)

Рис. 2. Классификация хозяйственных единиц

Характерные особенности институционных единиц в более подробном виде:

– институционная единица обладает правом владеть товарами или активами, что даёт возможность осуществлять обмен собственностью на товары или активы в операциях с другими институционными единицами;

– институционная единица способна нести ответственность по обязательствам, принятым от своего имени, может принимать другие обязательства, закон предоставляет ей право заключать договоры, она может быть участником судебного процесса от собственного имени;

– институционная единица полномочна принимать решения и совершать действия, за которые несет прямую ответственность и подотчетна закону;

– каждая институционная единица должна иметь полный комплект бухгалтерских счетов, составлять бухгалтерские балансы активов и пассивов (кроме домашних хозяйств).

Существует два типа институционных единиц:

– юридические лица;

– физические лица (рис.3[U19]).

К юридическим лицам относятся корпорации, некоммерческие учреждения, органы государственного управления.

– некоммерческие учреждения (НКУ) (общественные организации), создаются с целью оказания услуг корпоративным предприятиям, органам государственного управления, домашним хозяйствам)
– органы государственного управления (ОГУ), организуют и финансируют представление нерыночных товаров и услуг, занимаются распределением и перераспределением доходов путем налогообложения – центральное правительство, местные исполнительные органы власти, услуги коллективного пользования в области обороны, правопорядка, общего управления, бесплатного образования, медицинского обслуживания, социальной защиты и т.д.
/ P0F00uPAK9mVdH52YkWg7YWu4jh6JtUoY8pKn3gM1I0k+mE7xJZN5yFCIHkL1QGZtTAOOC4kCi3Y z5T0ONwldZ92zApK1CuN3VlMZ7OwDVGZ5c8yVOylZXtpYZojVEk9JaO49uMG7YyVTYuRxnnQcI0d rWUk+yGrU/44wLEHp2ULG3KpR6+HX8LqBwAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhAGkHOsPgAAAACgEA AA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj0FPwzAMhe9I/IfISFwQS1lL6UrTCSGB2A0GgmvWeG1F45Qk 68q/x5zgZFvv6fl71Xq2g5jQh96RgqtFAgKpcaanVsHb68NlASJETUYPjlDBNwZY16cnlS6NO9IL TtvYCg6hUGoFXYxjKWVoOrQ6LNyIxNreeasjn76Vxusjh9tBLpMkl1b3xB86PeJ9h83n9mAVFNnT 9BE26fN7k++HVby4mR6/vFLnZ/PdLYiIc/wzwy8+o0PNTDt3IBPEoCC7TrhLVJDmPNmQFxkvO3Yu VynIupL/K9Q/AAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAA AAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAA AAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAIAszxI6AgAAWgQAAA4AAAAA AAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAGkHOsPgAAAACgEAAA8A AAAAAAAAAAAAAAAAlAQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAAChBQAAAAA= ">
нерыночные (существуют за счет финансирования: взносов, пожертвований, государственного бюджета)
некоммерческие учреждения, контролируемые правительством: учреждения, занимающиеся разработкой стандартов в области охраны окружающей среды, бухгалтерского учета и статистики, здравоохранения, образования и т.д.
некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства: союзы, политические партии, ассоциации потребителей, общества рационализаторов и изобретателей, научные и религиозные общества, клубы по интересам, организации, занимающиеся благотворительной деятельностью
Классификация видов институционных единиц единиц
домашние хозяйства (ДХ) (включают некорпоративные предприятия (мелкие, малые), занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью)
юридические лица
физические лица
рыночные (полностью или частично возмещают свои затраты – платные услуги в сфере науки, образования, здравоохранения, некоммерческие организации, обслуживающие деловые предприятия: торговые палаты, ассоциации предпринимателей, рекламные бюро, научно- исследовательские учреждения с характером деятельности в интересах деловых предприятий).
нефинансовые
финансовые
– корпорации (КР), создаются с целью производства товаров и услуг для рынка


Рис. 3. Классификация видов институционных единиц

Корпорация (КР) [U20] представляет собой корпоративное предприятие, то есть предприятие с коллективной формой собственности держателей акций. Корпоративная форма собственности держателей акций наиболее всего соответствует современному уровню организации управления экономикой развитых стран.

Корпоративное предприятие характеризуется рядом отличительных признаков. Корпорация создается в соответствии с законом как предприятие или организация, не зависимая от других институционных единиц – домашних хозяйств, государственных органов управления и юридических лиц, включая иные предприятия корпоративного типа. Эти другие институционные единицы могут являться держателями акций данной корпорации, но сама корпорация является самостоятельным юридическим лицом, которое регистрируется в Едином государственном регистре (ЕГР) предприятий и организаций. Зарегистрированная в ЕГР корпорация является её резидентом.

В системе национальных счетов в комплексе с корпорациями рассматриваются квазикорпоративные предприятия как субъекты хозяйствования.

Квазикорпорация определяется как некорпоративное предприятие, управление которым строится по образу и подобию корпоративных предприятий. К числу квазикорпораций относятся:

– некорпоративные предприятия, принадлежащие институционным единицам – нерезидентам (филиалы, представительства зарубежных компаний, действующие в национальной экономике);

– некорпоративные предприятия, подчиненные органам государственного управления, но занятые производством и сбытом рыночной продукции с целью извлечения доходов;

– некорпоративные предприятия домашних хозяйств, которые обладают признаками корпораций: ведение полного набора счетов, составление бухгалтерского баланса и др.

Квазикорпорации приравниваются к корпоративным предприятиям и рассматриваются в составе корпоративного сектора экономики.

Корпорации и квазикорпорации подразделяются на финансовые и нефинансовые предприятия. Эта классификация даёт возможность их распределения по соответствующим секторам экономики.

К некоммерческим учреждениям (НКУ) [U21] относятся субъекты экономической деятельности, которые создаются для производства товаров и услуг без цели извлечения доходов. Некоммерческие учреждения могут быть созданы корпоративными предприятиями, органами государственного управления или домашними хозяйствами.

Некоммерческие учреждения могут создаваться для коллективного обслуживания корпоративных предприятий, органов государственного управления, домашних хозяйств, частных лиц; в благотворительных целях, для социальной защиты определённых слоёв населения; преследуют определенные коммерческие цели.

Некоммерческие учреждения могут создаваться институционными единицами различных секторов экономики. В силу этого они в состоянии заниматься как рыночным, так и нерыночным производством.

НКУ с рыночным характером производства реализует производимые товары и услуги по ценам, полностью или частично возмещающим затраты на их производство, и могут иметь прибыль от своей деятельности. В международной практике такие учреждения создаются в сфере науки, образования и здравоохранения. Так, в качестве рыночных производителей могут выступать университеты, колледжи, больницы и подобные учреждения, взимающие плату за предоставляемые услуги. Качество предоставляемых ими услуг может оцениваться на самом высоком уровне. Пользуясь престижностью, они вправе устанавливать довольно высокие, и оправданные с точки зрения покупателя цены и вследствие этого иметь прибыль. Полученная прибыль остается в их распоряжении. В соответствии со статусом «некоммерческих учреждений» они изыскивают дополнительные средства за счет взносов и пожертвований и вместе с прибылью вкладывают их в активы, которые приносят солидные доходы от собственности. Это позволяет им устанавливать более низкие цены на предоставленные ими услуги. Весь механизм НКУ с рыночным характером производства работает на повышение качества производимых услуг и снижение платы за предоставляемые услуги.

В составе НКУ, занятых рыночным производством, выделяется разновидность некоммерческих учреждений, обслуживающих деловые предприятия. Они создаются для содействия успешной деятельности деловых предприятий и организаций. К учреждениям такого типа относятся торговые палаты, ассоциации предпринимателей и арендаторов, рекламные бюро, научно-исследовательские учреждения с характером деятельности в интересах деловых предприятий – учредителей этих учреждений.

Некоммерческие учреждения, обслуживающие деловые предприятия, содержатся за счет взносов своих учредителей. Их взносы рассматриваются как плата за предоставляемые услуги. В силу этого такие некоммерческие организации классифицируются как производители рыночных услуг.

Большая часть некоммерческих учреждений относится к нерыночным производителям. Они ориентируются в своей деятельности не столько на возмещение собственных затрат, сколько на другие источники финансирования: взносы организаций-учредителей, пожертвования со стороны, а также бюджетное финансирование органами государственного управления.

Некоммерческие учреждения, занятые нерыночным производством, по признаку обслуживания потребителей подразделяются на нерыночные НКУ, обслуживающие домашние хозяйства, и производители, контролируемые и финансируемые правительством.

Первые включают учреждения, которые обслуживают собственных членов, и организации, занимающиеся благотворительной деятельностью.

Нерыночные учреждения, обслуживающие собственных членов, формируются ассоциациями граждан для обеспечения товарами и услугами. К числу таких учреждений относятся союзы, политические партии, ассоциации потребителей, общества рационализаторов и изобретателей, научные общества, религиозные общества, разного рода клубы по интересам и т.д.

Эти учреждения содержатся за счет членских взносов. Их услуги предоставляются бесплатно всем членам этих организаций или отдельным группам.

Нерыночные НКУ, занимающиеся благотворительной деятельностью, создаются для обеспечения товарами и услугами нуждающихся граждан, не состоящих членами этих организаций. Ресурсы этих учреждений формируются за счет взносов членов организаций, благотворительных пожертвований сторонних организаций и граждан, а также правительственных дотаций.

К некоммерческим учреждениям, финансируемым и контролируемым правительством, относятся учреждения, занимающиеся разработкой стандартов в области охраны окружающей среды, бухгалтерского учета и статистики, здравоохранения, образования и т.д. Их услуги предназначены для потребления всеми категориями домашних хозяйств. Другие некоммерческие учреждения этого типа производят нерыночные услуги в интересах отдельных категорий потребителей, например, фермерских хозяйств. В системе национальных счетов нерыночные НКУ, финансируемые правительством, классифицируются как независимые от правительства единицы. Но, будучи подконтрольными со стороны правительства, они относятся к сектору государственного управления.

Органы государственного управления (ОГУ) [U22] представлены центральным правительством (центральными органами управления, органами управления областей и местными органами управления).

Будучи юридическими лицами, правительство на всех уровнях управления удовлетворяет требованиям институционной единицы. Они обладают правом формировать доходы за счет всех контролируемых имя источников (налоги, пошлины, взносы и другие платежи), привлекать заёмные средства, а также распоряжаться располагаемыми фондами в интересах достижениями поставленных задач и политической целесообразности.

Правительство как институционная единица осуществляет три категории своих расходов.

1. Правительственные расходы на предоставление обществу услуг коллективного пользования: организация обороны страны, поддержание правопорядка, здравоохранение, фундаментальная наука, образование, услуги администрации органов государственного управления и др.

2. Правительственные расходы, предназначенные для обеспечения товарами и услугами домашних хозяйств и некоторых других институционных единиц бесплатно или по сниженным ценам (в условиях РБ к такого рода товарам и услугам относятся некоторые виды продуктов питания: простые сорта хлеба, молочные продукты, услуги жилищно-коммунального хозяйства и др.).

3. Трансферты (субсидии, оказание помощи и предоставление льгот) отдельным категориям граждан и институционным единицам (доплаты к пенсиям неработающих пенсионеров, предоставление прав бесплатного проезда на городском транспорте ветеранам войны и труда, выплаты субсидий фермерским хозяйствам, оказание помощи пострадавшими от чернобыльской аварии др.).

Предоставление услуг другим институционным единицам не означает, что правительство обязательно должно выступать в роли непосредственного производителя. К компетенции правительства относятся организация обороны страны и государственной безопасности и некоторые другие услуги.

Государственные производители бесплатных «общественных благ» или коллективных услуг, предоставляемых по номинальным ценам, являются нерыночными производителями. В части других услуг (образование, здравоохранение, уборка улиц и т.д.) правительство может привлекать рыночных производителей, включая частные фирмы и организации, оплачивая их услуги по рыночным ценам.

В составе правительственных органов разного уровня учитываются находящиеся в ведении этих органов производители товаров и услуг для промежуточного потребления или капиталообразования, это некорпоративные предприятия, такие, как государственные типографии, вычислительные центры, обслуживающие органы управления, правительственная связь и др.

Производители нерыночных услуг (коллективного пользования, а также индивидуальных услуг общедоступного бесплатного образования, медицинского обслуживания, социальной защиты и т.п.) неотделимы от самих органов управления и не рассматриваются как самостоятельные институционные единицы.

К физическим лицам относятся отдельные индивидуумы или группы индивидуумов в форме домашних хозяйств (Д Х).

Домашние хозяйства не обладают всеми назваными выше характерными особенностями институционных единиц (например, не ведут бухгалтерских счетов), но их рассматривают как самостоятельные институционные единицы, так как они являются центрами принятия экономических решений, определяющих их поведение и всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами.

Домашнее хозяйство – это один человек или небольшая группа людей, живущих в одном жилище, объединяющая свой доход и материальные ценности и совместно потребляющая продукты и услуги.

В отличие от семьи под домашним хозяйством понимают совместно проживающих и ведущих общее хозяйство людей, не обязательно родственников. Домашнее хозяйство в отличие от семьи может состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.

Лица, проживающие в учреждениях (члены религиозных обществ, монастырей, пациенты психических больниц, заключенные в тюрьмах, члены дома престарелых), рассматриваются как одна институционная единица, одно домашнее хозяйство.

К домашним хозяйствам относятся также некорпоративные (мелкие, малые, собственные, частные) предприятия, принадлежащие им, которые рассматриваются как составная часть этого домашнего хозяйства, например, граждане занимаются индивидуальной трудовой деятельностью (рис.4.).[U23]

– члены домашних хозяйств; – члены некорпоративных предприятий (мелких, собственных); – прислуга и другие наемные работники, находящиеся в родственной связи; – члены домашних хозяйств, отсутствующие менее 1 года.
Состав домашних хозяйств
включают
не включают
– прислуга и другие наемные работники; – члены домашних хозяйств, отсутствующие более 1 года.


Рис. 4. Состав домашних хозяйств

Прислуга и другие оплачиваемые работники (садовники, водители, повара, гувернантки) не относятся к домашним хозяйствам их работодателей, даже когда оплачиваемые работники получают жильё и продукты питания в качестве натуроплаты. Исключение составляют случаи, когда работники являются родственниками членам домашних хозяйств.

Члены домашних хозяйств, временно (до 1 года) отсутствующие в своих семьях в связи с пребыванием на лечении в больнице, в заключении, в религиозных приютах рассматриваются в составе своих домашних хозяйств.

Если эти категории лиц отсутствуют более длительное время (более 1 года), то они относятся к заведениям, где находятся.

Все домашние хозяйства являются потребителями, а некоторые занимаются и производственной деятельностью в виде некорпоративных предприятий (часто без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами как для собственного потребления, так и для реализации. Производственную деятельность домашних хозяйств невозможно ни с юридической, ни с экономической точки зрения отделить от самого домашнего хозяйства.

Виды деятельности, которые относятся и не относятся к производственной деятельности домашних хозяйств представлены на рис.5.[U24]

Производственная деятельность домашних хозяйств
– услуги, произведенные для собственного потребления (деятельность домашних хозяек по приготовлению пищи, поддержанию жилища в чистоте, воспитанию детей); – ремонт товаров длительного пользования; – мелкий ремонт собственного жилья; – перевозка членов домашних хозяйств; – работа членов домашних хозяйств в корпоративных предприятиях, органах государственного управления, некоммерческих учреждениях.
включает
не включает
– производство продукции как для собственного потребления, так и для реализации (производство сельскохозяйственных продуктов, их хранение и переработка; заготовка дров; охота; рыболовство и т.д.); – деятельность некорпоративных (мелких) предприятий (фермерских, крестьянских хозяйств, личных подсобных хозяйств населения; мелких кустарно-ремесленных производств частных предприятий, не имеющих независимого юридического статуса); – производство мебели, одежды и т.д.; – индивидуальное строительство и капитальный ремонт жилья; – деятельность оплачиваемой домашней прислуги (наемные повара, садовники, шоферы, няни и др.); – жилищные услуги, оказываемые владельцами домов и квартир для собственного потребления (жилищные услуги самим себе, условно оцененные с помощью ставок квартальной платы).


Рис. 5. Производственная деятельность домашних хозяйств

Институционная единица является резидентом страны, [U25] если центр ее экономических интересов расположен на экономической территории данной страны.

Наличие центра экономических интересов институционных единиц в стране определяется по следующим признакам:

– наличие на экономической территории хотя бы одного объекта собственности (земли или помещения), используемого в интересах данной институционной единицы;

– ведению или намерению вести производственную деятельность и экономические операции на экономической территории страны в течение длительного времени (год и более).

Таким образом, резидентами являются:

– юридические лица – предприятия, учреждения, организации, занятые хозяйственной деятельностью (производством, посреднической деятельностью, торговлей и т.д.) на экономической территории данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы зарубежных фирм;

– физические лица (домашние хозяйства), если они имеют постоянное местожительство на территории страны;

– физические лица, проживающие на территории данной страны в течение года и более;

– дипломатические, консульские, торговые и др. официальные представительства страны за границей, так как центр их экономических интересов не выходит за пределы экономической территории страны;

– граждане данной страны, нанятые посольствами, консульствами других стран, расположенными на территории данной страны;

– экипажи самолетов, кораблей, функционирующие за пределами данной страны, которые остаются членами домашних хозяйств– резидентов страны;

– строительные бригады данной страны, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, где расположены строительные предприятия, с которых они были откомандированы.

Институционная единица классифицируется как нерезидент, если центр экономических интересов ее не связан с экономической территорией страны. Центр экономических интересов нерезидентов приходится на экономическую территорию других стран.

Нерезидентами данной страны являются лица, приезжающие на относительно короткий срок, т.е. меньше года (туристы, артисты, спортсмены, ученые, сезонные рабочие), члены иностранных посольств, представительств и других дипломатических учреждений, состав воинских подразделений других стран, студенты – иностранцы независимо от продолжительности учебы, не потерявшие связей со своей страной (рис.7.).[U26]

Институционные единицы
резиденты
нерезиденты
– юридические лица, занятые хозяйственной деятельностью (включая совместные предприятия, филиалы зарубежных фирм) – физические лица (домашние хозяйства), имеющие постоянное место жительства на территории страны или проживающие более года (включая иностранных граждан) – члены дипломатических, консульских, торговых и других представительств РБ за границей – граждане РБ, нанятые посольствами других стран, расположенными на территории РБ – экипажи самолетов, кораблей, строительные бригады, временно отсутствующие в данной стране и т.д.
– физические лица, приезжающие на срок менее года (туристы, артисты, спортсмены и т.д.) – члены иностранных посольств – состав воинских подразделений других стран – студенты-иностранцы


Рис. 7 Классификация институционных единиц по резидентскому статусу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: