Тема1. Учетная политика организации

1.1. Понятие учетной политики, цели и задачи ее формирования

1.2. Структура учетной политики

1.3.Особенности организации журнально-ордерной формы бухгалтерского учета в лесном хозяйстве, влияющие на формирование учетной политики

-=1=-

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Поскольку рекомендации, приемлемые для управления одним предприятием и полезные для него, могут быть бесполезны и вредны для другого, исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления, данные общие правила и принципы необходимо в каждом отдельном случае конкретизировать. Иначе говоря, на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета предприятия самостоятельно избирают формы и методы ведения учета, т.е. разрабатывают собственную учетную политику.

Учетная политика предприятия – это внутренний документ, содержащий основные правила ведения бухгалтерского и налогового учета и установления порядка их применения в конкретной ситуации. То есть учетная политика отражает технологию ведения бухгалтерского учета на предприятии или дает ответ на вопрос: «Как вести бухгалтерский учет?»

Учетная политика, как составная часть финансовой отчетности должна разрабатываться каждым предприятием, которое зарегистрировано в установленном законодательством порядке. Основная ее цель – обеспечить получение достоверной информации об имущественном и финансовом состоянии предприятия, результатах его деятельности, необходимых для всех пользователей финансовой отчетности с целью принятия соответствующих решений.

Степень свободы предприятия в формировании учетной политики ограничена государственною регламентацией бухгалтерского учета, которая предоставлена перечнем методик и учетных процедур, среди которых однако допускаются альтернативные варианты. Поэтому, учетная политика предприятия – это не просто совокупность способов ведения учета, избранных соответственно к условиям хозяйствования, но и выбор методики учета, которая дает возможность использовать разные варианты отображения фактов хозяйской жизни в учете в зависимости от поставленных целей.

Формируется учетная политика предприятия на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации. Основные факторы, влияющие на выбор учетной политики представлены на рис. 1.1.

Факторы, влияющие на выбор учётной политики предприятия

       
 
 
   
Объём деятельности, среднесписочная численность работников и т.п.


           
 
 
 
 
   
Объём деятельности, среднесписочная численность работников и т.п.
 
   
обеспечение компьютерной техникой и другими средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т.п.


Рис. 1.1

Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа (приказ или распоряжение). Форма приказа (распоряжения), как и форма учетной политики нормативно не регламентируется, поэтому сформированная учетная политика может быть изложена непосредственно в приказе. При этом ее можно утвердить отдельными приказами для целей бухгалтерского и налогового учета, либо одним приказом, в котором первый раздел будет учетная политика для целей бухгалтерского учета, а второй – для целей налогового учета. В этом случае учетная политика будет иметь исключительно текстовый формат с выделением отдельных пунктов. Более удобна табличная форма построения учетной политики, которая делает документ более структурированным. В этом случае утверждаемая учетная политика уже будет являться самостоятельным документом, имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания, что позволяет ей стать приложением к соответствующему приказу. Желательно также за каждым пунктом приводить его нормативное обоснование, т.е. указывать, на основании какого нормативного документа выбран тот ил иной способ ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика формируется на основе совокупности общепризнанных принципов и правил, которые являются обязательными для соблюдения. Хотя они и не представляют собой стопроцентную унификацию учетного процесса, но помогают предприятию установить рамки в построении системы учета, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса. К основным требованиям, которым должна соответствовать учетная политика предприятия, относятся следующие:

- полнота – в первичных, сводных документах и регистрах бухгалтерского учета отражаются все факты хозяйственной деятельности;

- непротиворечивость – тождество данных аналитического и синтетического учета, их соответствие показателям бухгалтерской отчетности;

- приоритет содержания над формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из правовой формы и документального оформлений операций, но и из их экономического содержания и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителем предприятия крупных сумм ссуд не является незаконным. Однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной;

- осмотрительность – обеспечение большей готовности к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов;

- рациональность – предполагает рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя их условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Общие принципы и правила установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета. При их реализации в учетной политике конкретного предприятия целесообразно исходить из допущений об имущественной обособленности предприятия, непрерывности его деятельности, последовательном применении учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности

При формировании учетной политики предполагается, что: имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия); предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сохранения деятельности и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности предприятия); выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому (допущение последовательного применения учетной политики); факторы хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место независимо от факторного времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами (допущение времени определенности факторов хозяйственной деятельности).

-=2=-

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы как бухгалтерского, так и налогового учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

Организационно-технический аспект учетной политики для целей бухгалтерского учетапредусматривает:

1) построение бухгалтерской службы, ее место в системе управления и взаимодействие с другими структурными подразделениями. В соответствии со ст. 6 Закона о бухгалтерском учете и отчетности руководителю организации предоставлены следующие права:

- создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение данной организации, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или специалисту-бухгалтеру;

- вести бухгалтерский учет самостоятельно.

2) выбор формы бухгалтерского учета: журнально-ордерная, мемориально-ордерная или автоматизированная. Технология обработки учетной информации прямо зависит от степени автоматизации учетных процессов.

3) порядок проведения инвентаризаций, который должен определять перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, даты и сроки проведения плановых инвентаризаций;

4) организацию системы внутреннего контроля, который, как правило, осуществляется силами контрольно-ревизионной комиссии предприятия либо подразделениями внутреннего аудита;

5) график документооборота, который помогает рационализировать документооборот предприятия;

6) рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями полноты и своевременности.

Организационный аспект учетной политики для целей налогового учетадолженпредусмотреть построение службы, которая будет отвечать за ведение налогового учета. В соответствии с Налоговым кодексом и Инструкцией о порядке ведения налогового учета, налоговый учет может:

- вестись бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером;

- вестись специально сформированной службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером;

- вестись введенным в штат бухгалтером;

- передаваться на договорных началах специализированной организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета или специалисту-бухгалтеру;

- вести самостоятельно руководитель предприятия.

Технический аспект учетной политики для целей налогового учета может определять формы первичных документов и регистров аналитического налогового учета, дающих обоснование порядка определения сумм налоговых платежей. Жестких требований к количеству регистров и порядку их ведения законодательством пока не установлено, однако примерный перечень приведен.

Методический аспект учетной политики для целей бухгалтерского учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

1. Порядок начисления амортизации основных фондов.

2. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

3. Порядок финансирования ремонта основных средств.

4. Метод оценки производственных запасов.

5. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.

6. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

7. Порядок создания резервов по сомнительным долгам.

8. Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения.

Методический аспект учетной политики для целей налогового учета разрабатывается в отношении отдельных налогов. Это позволяет избежать разногласий в определении налогооблагаемой базы, если согласно законодательству какой-то показатель в бухгалтерском учете счисляется по иным правилам. Эти же аспекты учетной политики для целей налогообложения определяют порядок формирования показателей, необходимых для заполнения отчетности и расчетов по налогам.

Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского учета. Среди них – графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции. Цель их издания – оформить порядок применения тех или иных способов, избранных предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные элементы учетной политики. Поскольку они представляют собой довольно объемные документы, их следует включить в приложение к учетной политике. Пример учетной политики организации представлен в приложении Б.

-=3=-

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство (далее - предприятия лесного хозяйства, лесхозы), осуществляют два вида деятельности: бюджетную и предпринимательскую, по каждой из которой ведется раздельный бухгалтерский учет.

Бюджетная деятельность связана с ведением лесного хозяйства и включает выполнение лесохозяйственных, лесозащитных, лесокультурных, противопожарных, лесоустроительных, проектно-изыскательских, гидролесомелиоративных и других работ.

Размер финансирования затрат по ведению лесного хозяйства как за счет средств бюджета, так и за счет собственных средств определяется на стадии формирования бюджета на очередной финансовый год в расчетах к бюджетам по Министерству лесного хозяйства, другим ведомствам и утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Источниками мобилизации собственных средств на финансирование расходов по ведению лесного хозяйства являются: выручка за древесину от рубок ухода, санитарных и прочих рубок; часть выручки от продажи древесины на корню и в заготовленном виде на аукционах и по договорным ценам в размере, определяемом в соответствии с законодательством, или от других рыночных продаж; поступления за трелевку древесины, реализацию посадочного материала, семян, за создание полезащитных полос на землях сельскохозяйственных предприятий и другие поступления.

Средства республиканского бюджета, поступающие на финансирование затрат по ведению лесного хозяйства, учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», субсчет «Бюджетное финансирование на лесное хозяйство». Собственные средства, направленные на финансирование расходов по ведению лесного хозяйства, также отражаются на счете 86 «Целевое финансирование», субсчет «Собственные средства на лесное хозяйство».

Все затраты на лесное хозяйство в течение года накапливаются на счете 37 «Затраты на лесное хозяйство» по видам работ и затрат.

В конце года затраты по лесному хозяйству закрываются в пределах источников финансирования бухгалтерской проводкой:

Д-т счета 86 «Целевое финансирование» субсчет «Бюджетное финансирование на лесное хозяйство» и «Собственные средства на лесное хозяйство»;

К-т счета 37 «Затраты на лесное хозяйство».

Выручка за лесопродукцию по бюджетной деятельности на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и в бухгалтерской отчетности формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках» не отражается.

Отражение в бухгалтерском учете предпринимательской деятельности лесхозов осуществляется в общеустановленном порядке.

Бухгалтерский учет предприятия лесного хозяйства ведут по журнально-ордерной форме на основе типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 N 50 (далее - Инструкция N 50), с учетом произошедших изменений законодательства.

Особенности журнально-ордерной формы бухгалтерского учета в лесном комплексе.

Для ведения бухгалтерского учета используются 13 журналов-ордеров, которые отличаются как нумерацией, так и порядком их заполнения от используемых в промышленности и других отраслях производственной сферы, за исключением журналов N 1 и N 2, которые ведутся соответственно по счетам 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет», по счетам бухгалтерского учета средств на других счетах в банках.

В журнале-ордере N 3 ведется аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Данные этого ж/о используются при проведении проверок соблюдения Правил ведения кассовых операций в Республике Беларусь в части сроков использования сумм, выданных под отчет, и выдачи наличных денег под отчет с условием полного отчета по ранее выданным суммам.

В журнале-ордере N 4 ведется учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». В этом журнале производится расчет отчислений в фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости. Выделение начисленной заработной платы по бюджетной деятельности и по подсобному сельскому хозяйству необходимо для проверки правильности начисления чрезвычайного налога, так как эти виды деятельности относятся к льготируемым. В журнале-ордере N 4 также приводится расшифровка выплат из фонда потребления (вознаграждение по итогам года, надбавка за стаж, материальная помощь, премии). Эта расшифровка позволяет проверить правильность отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) выплат по системам премирования за производственные результаты в расчете на одного работника, осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Для проверки правильности отнесения затрат на себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) используются данные журнала-ордера N 5, который ведется по счетам 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 97 «Расходы будущих периодов» и в котором выводится фактическая себестоимость произведенной продукции. В журнале-ордере N 5 имеется расшифровка оборотов по дебету и кредиту счета 97 «Расходы будущих периодов», а также расшифровка затрат, списанных со счетов 23 «Вспомогательное производство», 97 «Расходы будущих периодов» и 26 «Общехозяйственные затраты» на непроизводственные счета затрат, которая используется при проверке сумм, подлежащих зачету по НДС.

В журнале-ордере N 6 по кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» отражается выручка от реализации продукции по каждому наименованию, а по дебету - стоимость реализованной продукции. Выделение выручки по продукции подсобного сельского хозяйства и побочного лесопользования используется для проверки правильности применения ставки НДС, а также исчисления налогов с выручки, по которой применяется льготный порядок налогообложения. На лицевой стороне журнала-ордера N 6 выводится финансовый результат за месяц с расшифровкой результата от прочей реализации (подсобное сельское хозяйство), который используется для проверки льготируемой прибыли в расчете налога на прибыль.

В журнале-ордере N 7 ведется учет по счетам 10 «Сырье и материалы» в разрезе субсчетов, 11 «Животные на выращивании и откорме». В приложении к журналу-ордеру учитывается расход материалов с отнесением на счета затрат. Эти данные используются при проверке отнесения входного НДС на затраты, покрываемые бюджетным финансированием и другими целевыми поступлениями.

В журнале-ордере N 8 ведется учет по счетам 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы». Основные фонды, которые приобретаются и содержатся за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, в журнале группируются по видам: в разделах А «Промышленно-производственные основные средства», Б «Производственные основные фонды других отраслей» и В «Основные фонды непроизводственного назначения». В разделе Г журнала-ордера N 8 отражается движение основных производственных фондов лесного хозяйства, приобретенных и содержащихся за счет средств бюджета. На основании данных журнала-ордера проверяется правильность начисления налога на недвижимость, а также износа по основным средствам и нематериальным активам.

В журнале-ордере N 9 ведется учет по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам». Так, в журнале-ордере N 9 отражается начисление и перечисление налога на добавленную стоимость по счетам 18/1 «НДС, причитающийся к уплате» и 18/2 «НДС уплаченный». Эти данные заносятся в книги покупок; данные журнала используются при заполнении налоговой декларации по НДС.

В журнале-ордере N 10 ведется учет по счетам 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование». По данным этого журнала-ордера проверяются остатки неиспользованного амортизационного фонда для льготирования прибыли, направленной на финансирование капвложений, а также зачисление собственных оборотных средств на финансирование расходов на лесное хозяйство (поступления от реализации древесины, полученной в порядке рубок ухода за лесом, на аукционах, по договорным ценам и др.).

В журнале-ордере N 11 производится учет начисленного износа основных средств и нематериальных активов.

Журнал-ордер N 12 предназначен для учета капитальных вложений. Учет ведется по видам строительных работ и приобретенных основных средств.

В журнале-ордере N 13 ведется аналитический учет по счетам 99 «Прибыли и убытки», 98 «Доходы будущих периодов», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По счету 99 «Прибыль и убытки» учет ведется по дебету и кредиту по статьям за месяц и с начала года с расшифровкой финансового результата по внереализационным операциям, полученного по предпринимательской деятельности. Эти данные используются при проверке правильности исчисления как НДС, так и налога на прибыль.

Записи в журналы-ордера, сводные приходные и расходные ведомости производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны соответствовать требованиям Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности». Ежемесячно в журналах-ордерах выводятся итоги оборотов и остатки на конец месяца. Месячные обороты, после их сверки с данными других учетных регистров, переносятся в главную книгу. Остатки на конец месяца переносятся как входящие в журнал-ордер на следующий месяц.

Предприятия лесного хозяйства должны вести раздельный учет по бюджетной и предпринимательской деятельности, иметь два расчетных счета в банке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: